Комментарий | 0

Русская философия. Феноменология творения 59. Теоремы и леммы современной философии. Совершенство

 

 

     Теорема. Человек как индивид – совершенство

     Лемма. Совершенство есть совершенное

     Лемма. Совершенство есть совершаемое

     Комментарий. Современный человек – самое сложное из известных нам существ; в нем сосредоточен весь опыт вселенной, от взаимодействия элементарных частиц до системных взаимодействий. При этом самое важное здесь – то, что совершенством является не человечество как вид, а именно индивид, каждый индивид. Древний человек, как и родовой, индивидом не был: действующим субъектом древней цивилизации было человечество в целом, человечество как вид. В родовой (или магической) цивилизации действующим субъектом был уже род, только не один род, а разнообразное множество всех существовавших в этой цивилизации родов. И только в современной цивилизации, впервые в истории человечества, действующим субъектом цивилизации становится отдельный индивид, субъект как человек или человек как субъект. В «Феноменологии духа» Гегель пишет: «индивид есть абсолютная форма, то есть непосредственная достоверность себя самого, он есть тем самым безусловное бытие… всеобщий индивид, то есть обладающий самосознанием дух». Здесь же он довольно точно сформулировал задачу философии: «на мой взгляд, все дело в том, чтобы понять и выразить истинное не как субстанцию только, но равным образом и как субъект». Однако совершенство не есть нечто достигнутое и застывшее; вновь по Гегелю, оно есть «самодвижение формы… истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через свое развитие, об абсолютном можно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно по истине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя».

 

     Теорема. Совершенство есть координация

     Лемма. Координация есть согласованное взаимодействие трех модусов внимания: простого, родового (социального) и рефлексивного

     Лемма. Координация есть свобода – отсутствие доминирования или равноучастие всех элементов координации.

     Комментарий. Совершенство феноменально, то есть не-иерархично, не строится по законам подчинения, значимости, верховенства. В совершенном даже самое малое имеет такое же значение для целого, как и самое большое, поэтому взаимодействие всех составляющих феномен элементов представляет собой координацию, систему свободных элементов, реализующих себя во взаимодействии. Так, кровообращение, дыхание, пищеварение, иннервация, движение и другие системы человека действуют по законам координации. Только скоординированной может быть жизнь полиса, если бы он смог иметь место или если он сможет случиться: в полисе каждый человек – его полноправный элемент, вне зависимости от возраста, пола, происхождения, образования и пр. Что бы ни делал человек, как бы он ни представлял себе свои способности, он – автоматически, инстинктивно, естественно скоординирован в модусах своего внимания: простой, социальный и рефлексивный тип его внимания находятся в «движущемся взаимопроникновении» (Гегель), обходятся в этом взаимопроникновении без какой бы то ни было необходимости в «объективности», «очевидности», «трансцендентальности». Многочисленные попытки академической философии «обосновать» простое и социальное внимание рефлексивным, внести в них достоверность, или, как говорит Гегель, «просветленную существенность» (рефлексию) игнорируют именно факт координации как решающий тип взаимодействия всех систем человека. Человек совершенен, потому что скоординирован, от клетки до себя как целого. Человек потому мера всех вещей и истина, и путь, что в нем самом уже реализовано то, что ему предстоит реализовать – превратить в истину и меру человечество.

 

     Теорема. Совершенство есть самодвижение или становление

     Лемма. Самодвижение есть «из самого себя проистекающее богатство и само себя определяющее различие форм» (Гегель)

     Лемма. Становление есть «самопорождение», «чистое понятие» (Гегель)

     Комментарий. И снова начну с мысли того, кто стал философом, ухватив и удержав во внимании жизнь как самодвижение и самопорождение – Гегеля: «диалектическое движение, этот сам себя порождающий, двигающий вперед и возвращающийся в себя процесс». В совершенстве снят, отсутствует элемент, причина, фактор его происхождения. Так современный человек является результатом полноты осуществления человека родового, но таким результатом, в котором процесс его трансформации представлен только как готовый результат. Синергия или творение себя не помнит и не знает, преодолевает отношение причины и следствия, поэтому его результат является начальной точкой, подвешенной в пустоте или как говорят философы – зазоре (подвесе), однако в пустоте уже возникшего, нового, особого континуума, который теперь предстоит насытить, заполняя и расширяя его всеми возможными способами. Современный человек как вид возник около четырех – пяти тысячелетий тому назад, однако тогда он был представлен отдельными индивидами в океане людей родовых. На сегодняшний день соотношение людей современного и родового типа изменилось в пользу человека современного, однако до полного преобладания дело еще не дошло. Современность как тип организации – индивида, групп индивидов, обществ, государств и, наконец, человечества, находится в начальной стадии становления, которое происходит в форме самодвижения, движения из себя, поскольку вокруг – родовое. Как более совершенный – современный индивид предлагает всем новую форму, новый тип существования и взаимодействия, основанный на полноте и целостности уже не рода, а индивида. Станет ли это законом для человечества пока говорить рано, поскольку каждая новая форма может оказаться последней и, соответственно, тупиковой. Ни у одной формы, ни у одного феномена в истории мультиленной не было и нет гарантий вечности, непрекращающегося развития: вселенные появляются и исчезают. Вполне возможно, что тип (вид) современного человека окажется последним в ряду видов человека, из которых мы знаем как минимум два – древний (первобытный) родовой (магический). В любом случае, современного человека ожидает участь его предков – самодвижение как становление, полнота развития, единственным результатом которого может стать только воспроизводство самого себя как вида, но не синергия (творение) вида нового.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка