Комментарий | 0

Русская философия. Феноменология творения 54. Теоремы и леммы современной философии. Мудрость

 

Carol M. Highsmith. Socrates.

 

     Теорема 1. Современный человек является предельным субъектом внимания, его единственным оператором.

     Лемма 1. Человечество перестало быть субъектом.

     Лемма 2. Человек не может не быть субъектом внимания, или индивидуумом.

     Комментарий. В истории человечества можно выделить как минимум три периода – древний (первобытный), родовой (магический) и собственно современный (индивидный). В каждом из этих периодов доминировал свой тип внимания: в первобытную эпоху внимание было простым, схватывающим (как в активном, так и в пассивном  модусе), субъектом внимания был индивид, активность которого была непосредственна; родовая эпоха характеризуется усложнением типов внимания за счет появления внимания родового, к непосредственному – семейно-племенному индивиду добавляется в качестве субъекта род; современный человек формируется уже одновременным оперированием нескольких типов внимания – индивидуального, родового и рефлексивного (индивидуумного, или индивидного).

 

     Теорема 2. Индивидуум единичен, отделен, один.

     Лемма 1. Становлением человека становится индивидуализация, отделение от семьи, рода, общества, или, что то же самое, атомизация, попадание в пустоту.

     Лемма 2. Человечество создается отдельным человеком.

     Комментарий. Если индивидуальный и родовой типы внимания действуют в современном человеке сами по себе, как наследованные способности, то рефлексия не наследуется, а воспитывается, требует особого освоения каждым человеком. Суть этого опыта – осознание себя, отделение себя из семьи, рода, наличного окружения, общества, человечества, то есть осознание себя одним, одиноким, существующим в полной пустоте. Инициация каждого человека в человека современного типа требует от него не только отделения от мира, но и обратного вхождения в мир, вхождения теперь уже –  в качестве человека, не только обретшего себя как существующего, но и как выстраивающего и контролирующего свои действия.

 

     Теорема 3. Индивидуума создает опыт координации различных типов внимания, необходимых для его жизни.

     Лемма 1. Рефлексия или осознание является лишь одним из типов внимания, а не единственным и доминирующим (трансцендентальным, чистым).

     Лемма 2. Родовое внимание остается лишь как фантомное, квази-субъектное внимание, атавизм, оживающий в ситуациях социального манипулирования (идеологии, пропаганды, шовинизма и т.д.)

    Комментарий. Западная философия, выделив рефлексию или когитацию как чистое сознание или сознание само по себе, как собственно сознание, резко ограничила тот горизонт, который открыт современному человеку. Причем горизонт не только внешний, но и, что очень важно, но малозаметно, горизонт внутренний. Одним из самых отрицательных следствий такого ограничения стала невозможность интеграции всего предшествующего современной цивилизации опыта человечества, магического или родового опыта. Все родовое стало для философии нерациональным, то есть выходящим за пределы возможностей рефлексивного сознания, и даже иррациональным. Таким образом, западная культура не видит в современном человеке того опыта, который проявляется как действующий стихийно, спонтанно, вне какого бы то ни было осознанного контроля, а если и видит, то только как то, что необходимо на максимуме уничтожить, на минимуме – подавить. Во внешнем горизонте современного человека западная философия отказывается принимать во внимание непосредственность его жизни или, что то же самое, ее системный характер, включенность человека во вселенную как предельно сложного существа. Рефлексия схватывает и контролирует относительно небольшой сектор человеческой жизни, расширение которого возможно лишь экстенсивно.

     Вторым, но не менее значимым ограничением западной философии стала невозможность исследовать решающий ресурс современного человека – внимание. В результате - выдвижение на первый план рефлексии превратило внимание в размытую, недифференцированную способность, которой – в непонятно какой степени и непонятно каком качестве – обладают все живые существа. Всё, что вне рефлексии и что не рефлексия, выпало из предмета философских исследований, превратив их в гимн и похоронный марш одного типа внимания. Так осознание стало торговой маркой современного человека, внимание – его контрафактом.

 

     Теорема 4. Именно феномен внимания объединяет все формы жизни и все живые существа в преемственное и одновременное целое.

     Лемма 1. Рефлексия как особый тип внимания не только выделяет человека из ряда живых существ, но и включает его в этот ряд.

     Лемма 2. Рефлексия, будучи самым сложным и по времени возникновения самым последним из существующих на сегодняшний день типом внимания, все же не является его, сутью и действующей причиной. Простое внимание остается формой любого типа внимания.

     Комментарий. Западная философия, выделив рефлексию в качестве единственного «верного» и «чистого» сознания, вынуждена двигаться в достаточно узких (на сегодняшний день – слишком узких) границах дуализма – живого и неживого, духовного (душевного, идеального) и материального (физического, телесного). В таких границах нет никакой возможности «легально» выстроить, реконструировать развитие и одновременное существование живых существ как вселенский, глобальный процесс, как движение вселенной, без привлечения каких бы то ни было дополнительных, внешних, выходящих за пределы вселенной причин. Бритва мышления легко срезает лишнее, как только снимается приоритет рефлексии и она полагается одним из типов внимания. Тогда все живое, в том числе – человек, видится внимающим.    

 

     Теорема 5. Рефлексия становится оператором современного типа связи внимания и намерения.

     Лемма 1. Каждая цивилизация имела свой тип координации внимания и намерения.

     Лемма 2. Каждый последний (по времени появления) и, соответственно, доминирующий тип внимания ответственен за связь с намерением.

     Комментарий. Современная философия практически не занимается тем, что должно составлять ее основную работу, - связью внимания и намерения. Это тем более странно, что современная цивилизация отличается от древних именно тем, что ее суть – намеревать контролируемо. Современный тип внимания, рефлексия, позволяет человеку ранее невозможное – формировать намерение осознанно, индивидуально! Не это ли является мечтой человечества – прямой выход на стихию творения?! Но нет, живому творению человек предпочитает пыль и мусор производства.

 

     Теорема 6. Простое внимание, или направленная (векторная) координация элементов, остается формой любого типа внимания.

     Лемма 1. Простое внимание может включать в себя все типы внимания без потери своей простоты (целостности).

     Лемма 2. Мудрость есть фактически достигнутая координация элементов внимания.

     Комментарий. Сохранение простоты в сложном или достижение сложности в простоте, - это и есть мудрость, опытное знание или совершенное действие, будет ли это философский трактат, вспаханное поле или спетая песня. Решающим в любом случае будет фактически достигнутое, то есть совершенное, в смысле совершённое, действие.

 

     p.s. Я намеренно использую самый простой язык, чтобы максимально прояснить то, о чем я говорю. Философии давно не хватает античной простоты, а вместе с ней и того, что для античных философов было само собой разумеющимся, - мудрости. Современный человек выполнит любую «культурную» программу – полезет в петлю, прыгнет с обрыва, женится под водой, сочинит стихи, создаст корпорацию, поднимется на Эверест (то есть выполнит любую – родовую! – программу), лишь бы не заниматься тем, что является его действительной культурой, тем, его «здесь и сейчас», его единственной свободой, – настройкой внимания на творение.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка