Комментарий | 0

Пурим

 

Марк. Шагал. Эстер и Мордехай.

 

               В годичном еврейском цикле среди очень серьезных праздничных дат есть «окно», красочное, карнавальное.

Пурим! Скоро грянет Пурим! Грянет не благодаря — вопреки! Грянет трещоточным гамом — заглушить ненавистное имя! Грянет не слишком трезвыми криками — жизнь прославляя! Грянет  аплодисментами — какой карнавал без представления?! Жребий брошен — как всегда, выбрана жизнь!

            Лехаим! За жизнь!

1

            Пурим — исторический праздник, который зародился в изгнании, в Персии, а затем, испытав влияние карнавальных празднеств народов, среди которых жили евреи, обрел нынешние яркие формы. Веселые праздники возрождения, подобно масленице, место в календаре находят обычно на переломе к весне. Пурим тоже — праздник весенний. Только в Пурим празднуется не циклическое возрождение, повторяющееся из года в год, но возрождение историческое: спасение евреев Персидской империи от руки врагов, задумавших их тотальное уничтожение.

Сказал Ѓаман царю Ахашверошу: «Есть один народ, рассеянный между народами и от них отделенный во всех областях твоего царства,
и законы его отличны от всех народов, и законов царя не исполняют, и не стоит царю их оставлять
(Эстер 3:8).

            Пурим — праздник спасения, его празднуют все евреи. Но в разных местах в разные эпохи существовали обычаи отмечать дату спасения семьи или общины, и это местное празднование называли малым Пуримом. Такой местный Пурим иногда предварялся постом, подобным посту Эстер, которым предваряется Пурим, в этот день читали тексты об истории праздника, произносились специальные молитвы, устраивались праздничные трапезы, жертвовали деньги бедным. Одним словом, этот Пурим праздновался по примеру «большого» и по его канве. Сохранились свидетельства о более чем ста таких пуримов, почти все они сегодня — достояние прошлого.

С давних времен жили евреи в Каире. До наших дней в Старом городе (Фостат, или — Фустат) сохранилась синагога, известная своей генизой (местом захоронения священных текстов). В Каире в 12 в. жил великий еврейский философ, лидер тогдашней каирской общины Рамбам (р. Моше бен Маймон). В 1524 г. вскоре после завоевания Египта турками произошло событие, поставившее под угрозу жизнь еврейского населения: турецкий правитель пригрозил перерезать всех евреев, если они не внесут крупный выкуп.  Произошло чудо: скромный солдат убил всесильного правителя. В память об этом  начали ежегодно отмечать «египетский Пурим».

В 1300 г. небольшая еврейская община итальянского города Падуя открыла свою синагогу. На протяжении веков местные власти ужесточали (когда в них не слишком нуждались) и смягчали (если нуждались) свое отношение к евреям. В местный университет приезжали учиться евреи из разных концов Европы. С 16 в. в Падуе существовала еврейская типография. В 1601 г. еврейский квартал был превращен в гетто. В 1684 г. во время войны с турками распространились слухи, что евреи помогали туркам во время осады Буды. Толпа напала на гетто, и лишь вмешательство армии предотвратило погром и кровопролитие. В память этих событий еврейская община установила местный Пурим — Пурим ди Буда.

В Сарагосе (Арагон, Испания) евреи появились в ту пору, когда на месте будущего города в первых веках н.э. была римская крепость. Сарагоса для евреев — город философов и поэтов. Достаточно вспомнить одного из сарагосцев — великого Шломо ибн Гвироля (11 в.). Здесь родился и вырос кабалист Абулафия. Но не только этим памятна Сарагоса, в которой в 1250 г. впервые в Испании был на евреев возведен кровавый навет. А в 1420 г. евреев Сарагосы обвинили в неуважении к королю: они вроде бы вышли его встречать не со свитками Торы, а с пустыми футлярами. Проверка была проведена в присутствии самого монарха. Обвинение было снято. В память об этом спасении и был установлен Сарагосский пурим, который после изгнания евреев из Испании в конце 15 в. отмечать было запрещено, да и некому.

О событиях Пурима рассказывается в книге Эстер (в русской традиции: Эсфирь). Начинается она с рассказа о переменах в Персидском царстве: бунте царицы Вашти, отказавшейся явиться на царский пир, дабы ублажить красотой царских гостей,  возвеличиванием Ѓамана, ставшего первым сановником. Следствие первое: конкурс на замещение должности царицы, в котором побеждает Эстер. Следствие второе: бунт одного из царских чиновников Мордехая, не желавшего кланяться Ѓаману. Ни бунт Вашти, ни бунт Мордехая не объяснены, что провоцирует читателя ответ искать самому. А книга Эстер предлагает: случайности, случайно столкнувшиеся в едином пространстве-времени, у которых случились последствия. Жребий! Судьба!

Вашти отказалась явиться на пир, и ее поведение чревато тем, что во всем царстве жены мужьям покорствовать перестанут. О Мордехае: раз бунтарь — еврей, то — истребить всех евреев. Персидский царь жил в не слишком толерантную эпоху, так что в книге не обнаружить иронии. Напротив — всё очень серьезно.

События книги Эстер происходят в Персидской империи, объединившей немало народов, важнейшими из которых были жившие по соседству и близкие по культуре и языку Парас (Персия) — на территории нынешнего восточного Ирана,  и Мадай (Мидия) — в его западной части. Юго-восточной окраиной империи было Ѓоду, область на территории современного Пакистана, а  юго-западной — Куш, область на территории юга современного Египта и севера современного Судана. Области империи управлялись назначаемыми императором сатрапами. Описанные в десяти главах книги события случаются в Шушан-крепости (Сузы), столице империи. Рядом с царской крепостью располагался одноименный город. В крепости находился царский дворец, руины которого были обнаружены во время археологических раскопок. Упомянутый в книге правитель носит династическое имя Ахашверош (Артаксеркс).    

У главной героини два имени: Ѓадаса, значение которого на иврите: мирт, и Эстер, вероятное значение которого на фарси: звезда. Мордехай был потомком изгнанников, уведенных в Бавель (Вавилон) Невухаднецаром (Навуходоносор II):  

 

Изгнал весь Иерушалаим, всех вельмож, всех доблестных воинов — десять тысяч изгнанников, и всех ремесленников и кузнецов,
кроме простого бедного народа, никого не осталось.
Изгнал в Бавель Иеѓояхина
и мать царя, и царских жен, и придворных его, могучих страны, увел изгнанников в Бавель из Иерушалаима
(Цари 2 24:14-15). 

 

Глава 1

Было в дни Ахашвероша,
того Ахашвероша, что царствовал от Ѓоду и до Куша над ста и двадцатью и семью областями.
 
В те дни,
когда сел царь Ахашверош на престол царства в Шушан-крепости.
 
На третьем году царствования устроил пир всем вельможам своим и рабам,
командиры Параса, Мадая, знатные и правители областей — перед ним.
 
Являл богатство, славу своего царства и блеск великолепия, величия своего
многие дни: сто и восемьдесят дней.
 
Когда исполнились эти дни, устроил царь всему народу, что в Шушан-крепости, от мала до велика семидневный пир
во дворе, в саду дворца царского.
 
Белое, белоснежное, голубое связано шнурами белыми, алыми на шестах серебряных и колоннах мраморных,
ложа золотые, серебряные на полу из красного, голубого, белого и черного мрамора.
 
В золотых кубках питье, а кубки — сосуды разнообразные,
и вина царского много — царской рукою.
 
И питье по порядку, без принуждения:
так велел царь каждому домоправителю — по желанию всякого поступать.
 
И Вашти-царица устроила женщинам пир
в царском доме царя Ахашвероша.
 
В день седьмой, когда хорошо было на сердце царя от вина,
велел Меѓуману, Бизте, Харвоне, Бигте и Авагте, Зетару и Каркасу, семерым евнухам, служащим перед царем Ахашверошем.
 
Привести Вашти-царицу к царю в царской короне —
показать народам, вельможам ее красоту: хороша видом была.
 
Отказалась царица Вашти прийти по слову царя через евнухов,
очень разгневался царь, и ярость в нем загорелась.
 
Сказал царь мудрецам, знатокам сроков,
ибо таков обычай царя перед всеми знатоками порядка и права.
 
Ближайшие к нему Каршена, Шетар, Адмата, Таршиш, Мерес, Марсена, Мемухан —
семеро вельмож Параса, Мадая, лик царский зрящие, сидящие первыми в царстве.
 
Как согласно порядку поступить с царицей Вашти,
не исполнившей сказанного через евнухов царем Ахашверошем.
 
Сказал Мемухан царю и вельможам: «Не только перед одним царем виновата Вашти-царица,
но и перед всеми вельможами и всеми народами во всех областях царя Ахашвероша.
 
Ведь слово царицы пойдет ко всем женщинам: в глазах своих позорить мужей,
говорить станут: 'Царь Ахашверош сказал привести Вашти-царицу к себе, а она не пришла'.
 
И расскажут сегодня же жены вельмож Параса, Мадая, слышавшие слово царицы, всем вельможам царя
о великом позоре, и будет ярость.
 
Если угодно будет царю, выйдет от него слово царское, и будет записано в законах Параса, Мадая и не нарушено,
что не явится Вашти к царю Ахашверошу, а царство ее отдаст царь другой, лучше ее.
 
Услышат веление царское, что совершать во всем царстве огромном,
и все жены почитать будут мужей своих от мала до велика».
 
Хорошо было слово в глазах царя и вельмож,
по слову Мемухана царь поступил.
 
Во все области царя разослал он послания, в каждую область ее письмом и каждому народу на его языке:
каждому мужу господствовать в доме своем, и на языке народа его говорить.

 

Глава 2

После этого царь Ахашверош, ярость забыв,
вспомнил Вашти, и что сделала, и что ей было назначено.
 
Сказали юноши, слуги царя:
«Поищем царю девиц-девственниц, хороших видом?
 
Назначит царь начальников во всех областях царства, и соберут всех девиц-девственниц хороших видом в Шушан-крепость, в женский дом под руку евнуха царского Ѓеге, стража женщин,
и дадут им умащения. 
 
И девица, которая хороша будет в глазах царя, будет царствовать вместо Вашти»,
хорошо это было в глазах царя, так он и сделал.
 
Муж-еврей был в Шушан-крепости,
и имя его Мордехай сын Яира сына Шими сына Киша, муж Иемини.
 
Изгнанный из Иерушалаима с изгнанием, изгнанным с Иехоньей, царем Иеѓуды,
изгнанным Невухаднецаром, царем Бавеля.
 
Он был воспитателем Ѓадасы, она же Эстер, дочери его дяди, ибо ни отца, ни матери не было у нее,
а девица станом красива и хороша видом, по смерти отца и матери взял ее Мордехай себе в дочери.
 
Было: услышав слово царя и его повеление, в Шушан-крепости под руку Ѓегая собрали много девиц,
и взяли Эстер в царский дом под руку Ѓегая, стража женщин.
 
В его глазах девица была хороша, милость его снискала, и поспешил ей дать умащения и питание, и семь достойных девиц из царского дома ей дать,
к лучшему изменив ее и девиц из женского дома.
 
Ни о народе своем, ни о семье Эстер не сказала:
Мордехай велел ей не говорить.
 
И каждый день ходил Мордехай перед двором женского дома,
узнавая о благополучии Эстер, что делают с ней.
 
Когда наступал срок каждой девице войти к царю Ахашверошу по порядку для женщин в конце двенадцати месяцев, когда исполнялись дни умащений:
шесть месяцев маслом мирры и шесть месяцев благоуханиями и женскими умащениями.
 
И с этим девица входила к царю,
что бы ни сказала, давалось, с ним из женского дома в дом царский входила.
 
Вечером входила, а утром возвращалась в другой женский дом под руку Шаашгаза, царского евнуха, стража наложниц,
еще раз к царю не входила, только если желал ее царь и ее звали по имени.
 
Когда наступил срок Эстер дочери Авихаила, дяди Мордехая, взявшего ее в дочери, войти к царю, не попросила она ничего, лишь то, что евнух царский Ѓегай, страж женщин, сказал,
и снискала Эстер милость в глазах всех ее видевших.
 
Взята была Эстер к царю Ахашверошу в царский дом в десятый месяц, это месяц тевет,
в седьмой год царствования его.
 
Полюбил царь Эстер больше всех женщин, больше всех девиц она снискала милость и благосклонность его,
возложил он царскую корону на ее голову, воцарив вместо Вашти.
 
Устроил царь пир великий всем вельможам своим и рабам, пир Эстер,
областям послабления сделал, рукой царской яства раздал.
 
Когда вторично девственницы собрались,
Мордехай сидел в царских воротах.
 
Не сказала Эстер о своей семье и народе, как ей велел Мордехай,
а слово Мордехая Эстер исполняла так, когда была у него на воспитании.
 
В те дни, когда Мордехай сидел в царских воротах,
разгневавшись, Бигтан и Тереш, два царских евнуха из стражей порога, задумали поднять руку на царя Ахашвероша.
 
Мордехаю это стало известно, он Эстер-царице сказал,
Эстер от имени Мордехая сказала царю.
 
И было расследовано и раскрыто, оба на дереве были повешены,
и было записано царю в книгу повестей лет.

 

2

В следующих главах рассказывается о  возвеличивании Ѓамана, которому отныне должны кланяться остальные сановники. Всё замечательно, и только одно тревожит Ѓамана: Мордехай не оказывает знаки почтения. Чтобы непокорного уничтожить, добивается Ѓаман от царя указа истребить всех евреев. Чтоб определить подходящий для уничтожения срок изо дня в день бросают пур (жребий, аккадский), отсюда и название праздника. Узнав о приближающейся расправе, Мордехай садится во вретище у царских ворот. Эстер под угрозой смерти идет к царю. Тот благосклонно встречает царицу, которая просит его с Ѓаманом прийти к ней на пир. А тем временем торжествующий ненавистник евреев ставит дерево, чтобы на нем Мордехая повесить.

Случайно, как и все в этой книге, становится известным царю, что Мордехай, раскрывший заговор против него, не был удостоен награды. Царь обращается за советом к Ѓаману: как поступить с мужем, которого царь желает почтить. Полагая, что царь это желает сделать ему, Ѓаман говорит:

 

Провести в одеянии царском, которое царь на себя одевал,
на коне, на котором царь ездил, когда царскую корону на его голову возлагали
(6:8).

 

            Добиваясь почета, ненавистник евреев, получил в отместку позор: царь приказал ему самому провезти по городу Мордехая. В книге Эстер не только это, но всё наоборот: вместо почета Ѓаману — позор, а вместо позора — почет Мордехаю. Вместо гибели евреев — их торжество, вместо торжества ненавистников евреев — их гибель.

 

Глава 7 

Пришел царь и Ѓаман пировать с Эстер-царицей.
 
И во второй день пира вина сказал царь Эстер: «Что за желанье твое, Эстер-царица? Дано тебе будет.
Что за просьба твоя? До полцарства будет исполнена».
 
Эстер-царица отвечала, сказав: «Если в глазах твоих, царь, снискала я милость, если угодно царю,
будет дана мне душа моя по желанию моему и народ мой по просьбе моей.
 
Ведь проданы я и народ мой — уничтожить, убить, истребить,
если бы в рабы и рабыни были проданы, молчала б, хоть враг ущерба царю и не стоит».
 
Сказал царь Ахашверош, сказал Эстер-царице:
«Кто этот и что он такое, чье сердце полно сделать такое?!»
 
Сказала Эстер: «Он враг и ворог, злодейский этот Ѓаман!»
И Ѓаман затрясся пред царем и царицей.
 
А царь встал в ярости с пира вина — в дворцовый сад,
и Ѓаман вскочил о душе своей Эстер-царицу просить, увидев: царем зло о нем решено.
 
И вернулся царь из дворцового сада в дом пира вина, а Ѓаман — упал на ложе, на котором Эстер, сказал царь: «И царицею овладеть у меня в доме?!»
Вышло слово из уст царя — и лицо Ѓаману покрыли.
 
Сказал царю Харвона, один из евнухов: «Вот, и дерево, что сделал Ѓаман для Мордехая, говорившего во благо царю, стоит высотой пятьдесят локтей в доме Ѓамана»,
сказал царь: «Повесьте его на нем».
 
Повесили Ѓамана на дереве, которое он приготовил для Мордехая,
и ярость царя забылась.
 
 
Глава 8
 
В этот же день отдал царь Ахашверош дом Ѓамана, врага евреев, Эстер-царице,
а Мордехай пришел к царю: кто он ей, Эстер рассказала.
 
Снял царь свой перстень, отобранный у Ѓамана, и отдал его Мордехаю,
поставила Эстер Мордехая над домом Ѓамана.
 
Вновь Эстер царю говорила, к ногам его пав,
плача, умоляла его отвести зло Ѓамана рода Агага и умысел, задуманный против евреев.
 
Простер царь к Эстер золотой скипетр —
поднялась Эстер, встала перед царем.
 
Сказала: «Если угодно царю, если снискала я милость его, и это дело правое перед царем, и хороша я в его глазах,
пусть напишут возвратить послания с умыслом Ѓамана сына Ѓамдаты рода Агага, написавшего истребить евреев во всех областях царя.
 
Ведь, как смогу я смотреть на беду, которая народ мой постигнет,
и как смогу я смотреть на истребленье моей семьи?»
 
Сказал царь Ахашверош Эстер-царице и Мордехаю-еврею:
«Вот, дом Ѓамана я отдал Эстер, а его повесили на дереве за то, что поднял руку он на евреев.
 
А вы от имени царя напишите евреям, что в ваших глазах хорошо, и запечатайте царским перстнем,
ведь письмо, именем царя написанное и запечатанное царским перстнем, нельзя отменить».
 
Позвали царских писцов в это время, в третий месяц, это месяц сиван, в день двадцать третий, и написали все, что велел Мордехай, евреям, сатрапам и правителям, и вельможам областей от Ѓоду и до Куша, ста и двадцати и семи областей, в каждую область ее письмом и каждому народу на его языке,
а евреям — их письмом и на их языке.
 
Написав от имени царя Ахашвероша, царским перстнем он запечатал
и послал послания с верховыми гонцами царя на скакунах из табунов царских.
 
Что царь позволил евреям в каждом городе собираться и, отстаивая души свои, уничтожить, убить, истребить всю силу народа, области, враждебную им, детей и женщин,
а добро их разграбить.
 
В один день во всех областях царя Ахашвероша —
в тринадцатый день двенадцатого месяца, это месяц адар.
 
Сказанное в письме дать законом во всех областях всем народам открыто:
быть евреям готовыми к этому дню своим врагам отомстить.
 
Верховые гонцы царя на скакунах скоро, поспешно выехали по слову царя,
в Шушан-крепости был дан закон.
 
А Мордехай вышел от царя в одеянии царском, голубом и белом, и в большой золотой короне, и в бело-красной накидке,
и город Шушан ликовал и веселился.
 
У евреев был свет и веселье,
и радость, и блеск.
 
В каждой области и в городе каждом, в месте, куда слово царя и закон прибывали, — веселье и радость евреям, праздник и пир,                                                                                    
и многие из народов страны обращались в евреев: пал на них страх перед евреями.

 

Жанр книги Эстер — дворцовая новелла, стилизованная как историческое повествование о жизни евреев после изгнания, повествование, изобилующее неправдоподобными деталями, такими, к примеру, как позволение царя уничтожить семьдесят пять тысяч ненавистников евреев. Композиция книги построена на резких контрастах: «униженный — возвышенный»  (Мордехай и Ѓаман) по ходу событий меняются местами, равно как «уничтожаемые — уничтожающие» (евреи и их ненавистники). Написана книга прозой, хотя некоторые стихи имеют отчетливый поэтический ритм, на иврите с некоторым количеством слов на фарси, часть которых объясняется в тексте.

Особенность книги — отсутствие упоминаний о Боге, заповедях и т.п. Вероятно, это обстоятельство и определило трудную судьбу канонизации книги. Эстер — единственная книга ТАНАХа, не обнаруженная среди свитков Мертвого моря, это,  вероятно, свидетельствует, что во 2-ой половине 2 в. до н. э. — 1-ой половине 1 в. н. э., когда складывалась библиотека Кумранской общины, книга не была частью канона. И. Флавий также не считал ее канонической. Некоторые историки датируют ее включение в канон около 140 г.  

В память событий, описанных в книге, был установлен праздник Пурим, когда читают свиток Эстер. Во время чтения в синагоге стоит страшный грохот: при упоминании имени ненавистника евреев Ѓамана, заглушая его, в дело вступают трещотки. А у горских евреев в ходу был иной обычай: дети вырезали на деревянной доске фигуру Ѓамана и били по ней, пока изображение не стиралось.

В этот день издавна было принято давать смешное представление — пуримшпил (идиш), «пуримский раввин» читал шуточные переделки священных текстов — пуримскую Тору.  Под обильные возлияния ашкеназские евреи едят печенье «уши Ѓамана», или другое треугольное блюдо — креплах, похожее на пельмени. А евреи Марокко готовят печенье в виде лестницы, ведь в Пурим евреи «поднялись». Другой марокканский обычай — есть в Пурим птицу, ведь сказано пророком Иешаяѓу (31:5):

 
Как птицы порхают, Иерушалаим Всемогущий Господь охранит,
защитит и избавит, пощадит и спасет.

 

            Спасет! О чем лучше всего узнать на улице Иехезкэль, рядом с Бухарским кварталом в Иерусалиме, в  синагоге Шушан ѓабира (крепость Шушан) выходцев  из  Ирана, которые расскажут о том, как однажды в минуту смертельной опасности евреи собрались у могил Мордехая и Эстер и через некоторое время опасность отступила. Эти могилы находятся в городе Хамдан, в 250 километрах от Тегерана. Над могилами — купол. На могильных склепах — цитаты из свитка Эстер. С потолка свисает футляр, в котором некогда была корона царицы Эстер.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка