Пророки. Избранные места

   

В конце времен. 2. Иешаяѓу (Исайя), глава11.

            Конец времен у Иешаяѓу—это не только изменение социальной природы человека, не только изменение отношений между народами, не только признание человечеством одного и единого Бога, но и —изменение самой природы. В утопии Иешаяѓу снимается противоречие между природой и культурой, между творением Господа и созданием человека. И в этом —главный смысл пророчества. Все остальные противоречия мира —от него производные. Дело не в том, что хищные звери угрожают домашним животным. И не в животных вовсе. Просто даже у Иешаяѓуне хватило смелости, силы сказать ясно и прямо о том, что человек —та часть природного мира, которая ему же противостоит.
            Таким сотворил Господь мир в начале времен. В конце времен по воле Творца мир будет иным. Что и предсказано пророком Иешаяѓу. А через два с половиной тысячелетия его знаменитый утопический "список" аукнется в "Чайке": Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени… На премьере, услышав такое, публика засмеется. А В.Ф. Комиссаржевская (Нина Заречная) продолжит: Гуси, пауки, молчаливые рыбы… Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно.
 
 
 
1. Из ствола Ишая* взойдет росток,
побег корней его даст плоды.
 
2. Дух Господень на нем почиет:
дух мудрости, разума, дух веденья, мощи, дух знания, страха Господня.
 
3. Определять будет страхом Господним:
не видимым глазу будет судить, не слышимым ухом —решать.
 
4. Будет бедных судить справедливо, определять праведно — кротким,
страну бичом уст поражать, духом уст злодея казнить.
 
5. Будет справедливость препоясаньем чресл,
праведность — препоясаньем бедер его.
 
6. Жить будет волк с овцой, пантера будет лежать с козленком,
теленок со львом и вол будут вместе, и малый ребенок их будет пасти.
                
7. С коровой медведь вместе будут пастись, лежать — их детеныши,
словно вол, лев —есть солому.
 
8. И будет младенец над змеиной норой играть,
к гнезду гадюки дитя руку протянет.
 
9. На святой горе Моей не будут зло творить и губить,
но будет земля полна знанием Господа, словно водами — море.
 
10. В этот день корень Ишая станет знаменем для народов, племена к нему обратятся,
и будет славой место его пребывания.
 
 
11. Будет в тот день: рука Господа вновь вернет остаток народа,
уцелевший от Ашура, Египта, Патроса, Куша, Эйлама, Шинара, Хамата и островов моря**.
 
12. Народам Он знамя поднимет, изгнанников Израиля созывая,
рассеянных Иеѓуды с четырех концов земли собирая.
 
13. Стихнет зависть Эфраима, враги Иеѓуды уничтожены будут,
Эфраим не будет Иеѓуде завидовать, Иеѓуда не будет с Эфраимом враждовать.
 
14. Плечом к плечу налетят на западе на плиштим, вместе сынов востока ограбят,
на Эдом и Моав руку наложат, сыны Амона им будут покорны***.
 
15. Осушит Господь залив моря Египетского, взмахнет рукой над рекой ветром могучим,
на семь потоков ее разобьет —в обуви проведет ****.
 
16. Будет дорога остатку народа, уцелевшему от Ашура,
как было с Израилем в день восхождения из Египта.
 
 
***
* Из ствола Ишая. Ишай. Отец царя Давида, таким образом, речь идет о династии, доме Давида.
**Остаток народа, уцелевший от Ашура, Египта, Патроса, Куша, Эйлама, Шинара, Хамата и островов моря. Перечисляются места, куда были изгнаны жители Шомрона (северное еврейское царство) и (частично) жители Иеѓуды. Ашур (Ассирия). Могучее государство к северу от Израиля. Египет. Здесь имеется в виду северный, нижний Египет. Патрос. Древнее название южного, верхнего Египта. Куш. Общее название стран южнее Египта. Эйлам. Местность на юго-западе современного Ирана. Шинар. Бавель (Вавилон). Хамат. Вероятно, местность на территории современного Ирана. Острова моря. Населенные греками острова Средиземного и Эгейского морей.
***Плечом к плечу налетят на западе на плиштим, вместе ограбят сынов востока,//на Эдом и Моав руку наложат, сыны Амона им будут покорны. Плиштим. Филистимляне, давшее имя Палестине и современным палестинцам, у которых нет никакой связи с древним народом, выходцами с островов Средиземного моря. Сыны востока, Эдом, Моав, сыны Амона. Кочевые племена, соседи Иеѓуды. Были покорены царем Давидом. Отсюда —намек на то, что после собрания изгнанников, прекращения вражды между двумя еврейскими государствами, будет восстановлено былое величие. Моав. К востоку от Мертвого моря. Эдом. К востоку и югу от Мертвого моря.
(****) Осушит Господь залив моря Египетского, взмахнет рукой над рекой ветром могучим,//на семь потоков ее разобьет в обуви проведет. Залив моря Египетского. В настоящее время Суэцкий залив. Над рекой. Имеется в виду река Прат (Эфрат), через которую Господь проведет изгнанников, как  некогда через Ям–Суф (Чермное море).

X
Загрузка