Причины роста науки и культуры в исламском мире в Средние века

 

По этой теме ведется много дискуссий, но все как-то истина не рождается. Вроде всем понятно, что исламская культура достигла значительных высот в раннее Средневековье, но не понятно, каким образом.
Рост науки и культуры в исламском мире начался примерно с 8 века. Причем развитие шло взрывоподобно, еще недавно не было ничего, и вдруг появились сотни исламских ученых, многие с мировым именем.
 
Рассмотрим несколько известных мифологических утверждений, связанных с этой темой. Разрешив их, можно серьезно продвинуться в понимании данного вопроса.
 
    
 
Солон с учениками. 
 
 Миф первый – исламскую науку создавали не мусульмане, а порабощенные ими народы,  наука же исламского Халифата не могла появиться самостоятельно. Лукавство этого мифа заключается в том, что на свете вообще не существует «самостоятельной» науки, – все научные достижения имеют в себе основу, состоящую из прежних научных достижений, а они в свою очередь проистекают из еще более древних источников. Не существует никакой самостоятельной византийской науки и высокой культуры, она вся проистекает из культуры римской, в свою очередь не существует никакой самостоятельной римской науки, она почти вся есть заимствование достижений древних греков. Греки в свою очередь черпали знания на Востоке у мудрецов Вавилонии и Древнего Египта и так далее…
 
Утверждение, что якобы все ученые Халифата были не мусульманами, тоже не выдерживает никакой критики, да конечно были и врачи христиане и философы иудеи, но их число было весьма незначительным, да и потом, как можно разделять людей по вероисповеданию и национальному признаку внутри одного государства. Странно, что когда пишут, например, об успехах ученых из США, вопрос национальности и вероисповедания никого не интересует, так как там все вроде американцы, когда же разговор идет о людях, живших в Халифате, часто начинаются копания биографий – кто какой веры, кто сколько раз ходил в мечеть, пил ли вино, и в какой семье вырос. Наверно, критики ислама забывают, что быть плохим мусульманином и не быть мусульманином вовсе – это совсем разные вещи. Тем более не надо забывать, что почти все научные трактаты в исламском мире писались на арабском – общепринятом интернациональном языке того времени. То есть и христиане, и иудеи, и все остальные функционировали внутри арабского культурного пласта. В связи с этим, они были неотъемлемой частью арабской культуры.
 
Миф второй – ислам как религия не имеет никакого отношения к культурному прогрессу в Халифате. Бредовость этого утверждения, мне кажется, кроется уже в его формулировке. Ведь ислам – фактор, который имел решающее значение для создания Халифата. Т.е. христианский халифат или еще какой-нибудь конечно был возможен в то время, но только теоретически. На практике же, огромное государство от Атлантики до границ Китая создали именно мусульмане и никто другой.
Какие здесь можно сделать выводы? Что же способствовало бурному развитию науки и культуры в исламском мире?
 
Ответ очевиден: именно огромные размеры Халифата и способствовали его культурному развитию. Мусульмане первыми создали азиатско-европейскую глобализацию такого масштаба. Прежние империи не имели таких размеров – держава Александра Македонского занимала меньшую территорию и распалась сразу же после смерти своего создателя, даже Римская империя уступала размерами Халифату. Никто до арабов не смог объединить Европу с Западной Индией и Средней Азией.
 
Общность веры, языка и торговли способствовали молниеносному распространению информации в исламском мире – если изобретение появлялось на границе с Китаем, оно через короткий промежуток времени становилось достоянием всех правоверных. Идеи и открытия постоянно кочевали от Магриба до Индии.
Второй важный фактор – рост городов и соответственно городского населения. Появились огромные новые города: Багдад, Самарра, Фустат-Каир, города Северной Африки – Кайруан, Фес, Тлемсен, Кордова в Испании. Последняя стала самым большим городом в Европе.
 
 Ислам изначально – это религия торговцев, т.е. религия городская, в отличие от того же христианства, а основными потребителями и производителями научных достижений являются именно горожане. Эти горожане и создали великую исламскую науку. Европа никак не могла тягаться с арабским миром в этом вопросе, так как в те времена почти не имела городского населения.
 
Третий фактор, способствующий развитию культуры, тоже кроется в исламской религиозности. Это –  феноменальная, по тем временам, религиозная терпимость, сравнимая разве только с античным миром. В отличии от христианства, которое стремилось подавлять любое религиозное инакомыслие, ислам изначально имел встроенную систему регуляции совместного существования разных конфессий, именно поэтому персидская, христианская и буддийская культура могли длительное время обогащать Халифат своими достижениями.
Поэтому утверждение, что именно ислам создал условия для развития культуры и науки в Халифате можно считать верным.
 
Напоследок, хочется заметить, что никакая религия в мире сама по себе не является главным фактором культурного развития. Религия имеет только косвенное влияние на культуру и историю, так как сама является частью этой культуры.
 
                      

X
Загрузка