Комментарий | 0

Предшественники (5)

 

М.С. Гуляев

            Родившийся в семье профессора Киевской духовной академии Михаил Спиридонович Гуляев (1828-1866) прожил короткую жизнь, умерев от холеры, так и не дождавшись выхода в свет книги своих переводов, которые были выполнены в рамках подготовки Синодального издания:  Историческія книги Священнаго Писанія Ветхаго Завѣта. (Четыре книги Царствъ, двѣ книги Паралипоменонъ, книга Эздры, книга Нееміи и Эсфирь). — Переводъ съ еврейскаго языка, съ подстрочными примѣчаніями: филологическими, археологическими, историческими и друг. Профессора Кіевской Духовной Академіи Михаила Гуляева. — Кіевъ: Въ типографіи И. и А. Давиденко, 1866.

            В предисловии к книге «Общіе предварительные замѣчанія о книгахъ Царствъ, Паралипоменонъ, Ездры и Нееміи» М.С. Гуляев дает краткий исторический обзор событий, отраженных в библейских текстах. Он выделяет основных персонажей повествования, поднимает вопрос об авторах книг, источниках, которыми они пользовались, но, к сожалению, ни слова не произносит о принципах перевода.

В переводе книги Эстер имена собственные адекватно или достаточно точно передают их звучание в оригинале. А в переводе первой книги Шмуэля (Первая книга Царств) близкие к оригиналу собственные имена в скобках сопровождаются утвердившимися в русском.

Несмотря на различные жанровые и стилистические элементы, книга Шмуэля отличается исключительным литературным единством, которое достигается повторяющимися мотивами и сюжетными моделями, отдельными словами и выражениями. Повествования об исторических событиях и «частной» жизни, отдельные новеллы, молитвы, плачи, притчи, экспрессивные диалоги и монологи героев — всё это делает книгу Шмуэля с литературной точки зрения чрезвычайно разнообразной. Большая часть книги написана простой, повествовательной, ритмизованной прозой, иногда переходящей в поэзию, что М.С. Гуляев стремится передать в переводе, очищенном от славянизмов и иных архаизмов, как редко какой перевод его времени. Однако представляется, что, по крайней мере, в одном случае (2:16), говоря о жертвенном мясе, слову «жир» стоило предпочесть архаичное «тук». В одном случае М.С. Гуляев неожиданно, не переведя, вводит в текст ивритское слово «шеол», хотя у него в распоряжении и «ад» и «преисподняя».

М.С. Гуляев, как и большинство переводчиков, употребляет слово «священник», что, по-моему, крайне неточно, ибо переносит современное понимание его функций на жреца, служившего в Храме, занятого главным образом жертвоприношением и подготовкой к нему. Поскольку в тексте ТАНАХа слово коѓен относится и к еврейским жрецам и к языческим, я в переводе оставляю транслитерацию коѓен жрецам единого Бога, слово жрец отдавая язычникам.

Первые три главы первой книги Шмуэля — это рассказ о бездетной женщине, вымолившей у Господа сына, давшей обет посвятить мальчика Богу, исполнившей обет, рассказ об избрании юноши пророком Израиля. Всё остальное — не подробное повествование: от начала до рождения сына — двадцать стихов, в которых сообщается о паломничестве в Шило, о положении Ханы в семье, о молитве ее, о диалоге с Эли, главным коѓеном, принявшим Хану за пьяную.

От не слишком необходимых подробностей бытия текст уклоняется. Если некая деталь появляется, то только такая, без которой повествование невозможно или ущербно. Определения скупы, картина не красочна, существительные и глаголы. Даже имена героев были бы не обязательны, если бы не были говорящими, как Шмуэль: у Бога испрошенный. Одним словом, характерное повествование неслыханной в новые времена простоты, в которую обязан стремиться впасть переводчик.

Переводя такой текст, необходимо доказывать необходимость каждого слова, отыскивать кратчайшие синтаксические пути к исконному смыслу. Перефразируя: краткость не только сестра таланта, она — тайна текста, которую, когда посчастливится, разгадать удается.

Ритм повествовательной прозы ТАНАХа весьма прихотлив, едва заметно от темы к теме меняясь, словно повторяя своими изгибами изменения в душах героев, то яркие и заметные, то скрытые, потаенные.

Неслыханная простота — словно рябь, дрожащая поверхность воды, в толще которой — бездны веселого и мрачного духа, мощь и немощность плоти, внешне зыбкая твердь и внешне твердая хлябь.

Ритм прозы ТАНАХа то успокаивает, убаюкивает, то внезапно взрывается, выламываясь в неведомое, когда Бог говорит. Повествование, опуская на землю, ведет неспешно, уверенно, словно хлябь — это твердь. И это ведь так, когда человек забывает о небе и Боге, когда уверившись в собственных силах, шагает спокойно, погруженный в собственный ритм, не ожидая, что — миг, вдруг — всё взорвется, и понесет его ввысь, словно пророка в огненной вихревой колеснице. 

Образец неслыханной простоты мы множество раз встречаем в книге Шмуэля. Вот, два стиха (Шмуэль 1 1:19-20), в которых, как в узле, завязано то, что сказано было, и предвестие того, что сказано будет:

 

Встав утром, пред Господом распростерлись, возвратились, пришли в Раму, домой,
познал Элькана жену свою Хану, и Господь вспомнил о ней.
 
Было: спустя время зачала Хана, сына она родила,
дала ему имя Шмуэль, ибо у Господа испросила.
 
 
Глава 1
 
Первая книга Царств
 
Въ Рамѣ Цофейской, на горѣ Ефремовой, былъ одинъ человѣкъ, по имени Елкана, сынъ Іерохама, сына Елія, сына Цуфа, изъ Ефраѳы.
 
У него было двѣ жены. Имя одной — Ханна (Анна), имя другой — Пенинна (Фенанна). У Пенинны были дѣти, а у Ханны дѣтей не было.
 
Этотъ человѣкъ ежегодно ходилъ изъ своего города въ Шило (Силомъ) для поклоненія и жертвоприношенія Іеговѣ воинствъ. Священниками Іеговы тамъ были два сына Гелія (Илія) — Гофни и Пинхасъ (Финеесъ).
 
Елкана, принося жертву, раздавалъ, по части Пениннѣ и всѣмъ сыновьямъ и дочерямъ ея,
 
а Ханнѣ давалъ одну двойную часть, потому что онъ любилъ Ханну; но Іегова заключилъ утробу ея.
 
Соперница ея безпрестанно досаждала ей, укоряя за то, что Іегова заключилъ ея утробу.
 
Такъ поступалъ онъ каждый годъ, когда она ходила въ домъ Іеговы; такъ та оскорбляла ее, а эта плакала и не хотѣла ѣсть.
 
И говорилъ ей мужъ ея Елкана: «Ханна! о чемъ ты плачешь? отъ чего не ѣшь? зачѣмъ мучишь сердце свое? развѣ я для тебя не лучше десяти сыновей?»
 
Однажды послѣ того какъ ѣли и пили въ Шило, Ханна встала (первосвященникъ Гелій сидѣлъ на скамьѣ у входа въ храмъ Іеговы).
 
Огорченная, она стала молиться Іеговѣ, горько плакала и дала такой обѣтъ:
 
«Іегова воинствъ! если призришь Ты на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мнѣ и не забудешь рабы Твоей и дашь рабѣ Твоей сѣмя мужескаго пола, то я отдамъ его Тебѣ на всю жизнь его и желѣзо не взойдетъ на голову его».
 
И такъ какъ она долго молилась Іеговѣ, то Гелій смотрѣлъ на уста ея.
 
Ханна говорила въ сердцѣ своемъ; только губы ея двигались, а голоса ея не было слышно, и потому Гелій почелъ ее пьяною.
 
И сказалъ ей Гелій: «доколѣ тебѣ быть пьяною? протрезвись».
 
Ханна же отвѣчала: «нѣтъ, господинъ, я огорченная женщина; вина и сикера не пила, а изливала мою душу предъ Іеговою.
 
Не считай рабы твоей за негодную женщину; отъ великой моей скорби и печали я говорила такъ долго».
 
И отвѣчалъ Гелій и сказалъ: «иди съ миромъ! Богъ исраилевъ исполнитъ прошеніе твое, съ которымъ ты обращалась къ Нему».
 
Она сказала: «да обрѣтетъ раба твоя милость въ глазахъ твоихъ. И возвратилась женщина и ѣла и лице ея уже не было грустно.
 
Вставши рано утромъ, они, поклонившись Іеговѣ, отправились обратно и пришли въ домъ свой, въ Раму. И позналъ Елкана жену свою, Ханну, и Іегова вспомнилъ о ней.
 
Чрезъ нѣсколько времени Ханна зачала и родила сына и дала ему имя Шемуэлъ (Самуилъ), говоря: «я выпросила его у Іеговы».
 
Когда мужъ ея Елкана пошелъ со всѣмъ семействомъ своимъ принести Іеговѣ годичную жертву и свой обѣтъ,
 
Ханна не пошла, а сказала мужу своему: «я не пойду, доколѣ не выкормлено будетъ дитя, — тогда я поведу его и представлю Іеговѣ, и онъ останется тамъ навсегда».
 
Мужъ ея, Елкана, отвѣчалъ ей: «дѣлай, какъ кажется тебѣ лучше, оставайся, пока не выкормишь его, а Іегова да совершитъ дѣло Свое». Жена осталась и кормила сына своего, пока не выкормила его.
 
И какъ только выкормила, повела его съ собою, взявши трехъ молодыхъ быковъ, ефу муки и мѣхъ вина, и привела его въ домъ Іеговы, въ Шило. (Мальчикъ былъ еще малъ).
 
Тамъ закололи быка и представили отрока Гелію.
 
Ханна сказала ему: «господинъ мой, да живетъ душа твоя! Я та женщина, которая стояла предъ тобою здѣсь, умоляя Іегову.
 
Объ этомъ дитяти молилась я, и Іегова исполнилъ прошеніе мое, то, что я выпрашивала у Него.
 
И потому я отдаю его опять Іеговѣ на всю его жизнь, ибо онъ испрошенъ отъ Іеговы». Тамъ поклонились они Іеговѣ. 

 

Шмуэль 1
 
Был один муж из Раматаима-Цофим, с гор,
имя его Элькана сын Иерохама сына Элиѓу сына Тоху сына Цуфа из Эфрата.
 
У него две жены, имя одной Хана, имя другой Пнина,
были дети у Пнины, не было у Ханы детей.
 
Этот человек из года в год из своего города поднимался, простирался, жертву Господу Всемогущему в Шило принося, 
там два сына Эли — Хофни и Пинхас, коѓены Господа.
 
Бывало: в тот день, когда жертву  Элькана приносил,
давал долю Пнине, жене, и всем ее сыновьям и дочерям.
 
Хане давал долю двойную:
любил ее, Господь чрево ее затворил.
 
Соперница злила ее, дразнила, чтобы озлобилась:
Господь чрево ее затворил.
 
Из года в год так делала, в дом Господа, восходя, ее злила,
а она плакала и не ела.
 
Сказал Элькана, ее муж: «Почему плачешь ты, Хана, почему ты не ешь, плохо сердцу твоему — почему?
Разве я не лучше тебе десяти сыновей?»
 
Встала Хана после еды в Шило, после питья,
Эли, коѓен, сидел на сидении у входа в Храм Господа.
 
В горечи душевной
Господу молилась она, плакала и рыдала.
 
Обет дала, говоря: «Всемогущий Господь, если увидишь, заметишь муку рабы Своей, вспомнишь, рабу Свою не забудешь, дашь рабе Своей сына,
его отдам Господу на все дни его жизни, бритва на голову его не поднимется.
 
Было: долго пред Господом молилась она,
а Эли за ее устами следил.
 
Хана в сердце своем говорит, голос не слышен — лишь губы шевелятся,
подумал Эли, что пьяна.
 
Сказал Эли: «Сколько еще пьянствовать будешь?
От вина протрезвись!»
 
Отвечала Хана, сказала: «Нет, мой господин, я жена скорбная духом, не пила ни вина, ни шехара,
душу пред Господом изливала.
 
Негодной дочерью рабу свою не сочти,
от великой скорби и горя до сих пор я говорила».
 
Отвечая, Эли сказал: «Ступай с миром,
Господь Израиля исполнит просьбу твою, то, что у Него ты просила».
 
Сказала: «Да найдет слуга твоя в глазах твоих милость»,
пошла своим путем женщина, ела, и больше такого лица не было у нее.
 
Встав утром, пред Господом распростерлись, возвратились, пришли в Раму, домой,
познал Элькана жену свою Хану, и Господь вспомнил о ней.
 
Было: спустя время зачала Хана, сына она родила,
дала ему имя Шмуэль, ибо у Господа испросила.
 
Поднялся муж Элькана со всем домом
ежегодную жертву и обет Господу принести.
 
Хана не поднялась,
мужу сказала: «Когда ребенок будет отлучен от груди, приведу его, пред Господом явится, останется там навсегда».
 
Сказал ей Элькана, ее муж: «Как в глазах твоих хорошо, поступай, пока не отлучишь его, оставайся, лишь бы Господь исполнил слово Свое»,
осталась жена, сына кормила, пока не отлучила.
 
Отлучив, Хана поднялась с ним, трех быков, эйфу муки, мех вина принесла в дом Господень в Шило,
юным был отрок.
 
Зарезали быка,
ребенка к Эли привели.
 
Сказала: «Мой господин, да живет душа твоя, мой господин,
я женщина, стоявшая здесь при тебе, Господу я молилась.
 
Об этом ребенке молилась,
и дал Господь мне, о чем я просила, выпросила я у Него.
 
Господу его отдаю, на все дни жизни отдан он Господу,
Господу они там поклонились.

 

2 глава

Первая книга Царств

А Ханна молилась и говорила:

«Веселится сердце мое чрезъ Іегову, 
Іеговой возвышенъ рогъ мой; 
Широкъ ротъ мой на врага моего, 
Потому что спасенная Тобою веселюсь я. 

Нѣтъ святаго Іеговѣ подобнаго, 
Потому что нѣтъ кромѣ Тебя 
И нѣтъ прибѣжища кромѣ Бога нашего. 

Не продолжайте надменныхъ рѣчей, 
Дерзкая надменность пусть не выходитъ изъ устъ вашихъ; 
Ибо Іегова — Богъ всевѣдущій 
И не удадутся замыслы. 

Лукъ сильныхъ сломанъ, 
А слабые укрѣпились; 

Сытые нанимаются за хлѣбъ, 
А голодные отдыхаютъ. 
Даже безплодная родила семерыхъ, 
А многодѣтная ослабѣла. 

Іегова умерщвляетъ и оживляетъ, 
Низводитъ въ шеолъ и возводитъ; 

Іегова отнимаетъ и обогащаетъ, 
Унижаетъ и возвышаетъ, 

Поднимаетъ нищаго изъ праха, 
И несчастнаго возвышаетъ съ позорнаго мѣста; 
Чтобы съ вельможами посадить 
И въ наслѣдіе дать имъ почетное сѣдалище; 
Ибо у Іеговы столбы земли 
И на нихъ утвердилъ Онъ вселенную. 

Ноги праведниковъ своихъ сохранитъ Онъ, 
А злодѣи умолкнутъ во прахѣ; 
Ибо не силой силенъ человѣкъ. 

Іегова сразитъ противящихся Ему, 
Загремитъ съ небесъ 
И разсудитъ концы земли, 
Дастъ силу царю Своему 
И возвыситъ рогъ помазанника своего»;

 

И возвратился Елкана въ домъ свой, въ Раму, а отрокъ остался служить Іеговѣ при первосвященникѣ Геліи.
 
Сыновья же Гелія были люди негодные; они не знали Іеговы
 
и дóлга священниковъ въ отношеніи къ народу. Когда кто приносилъ жертву, то приходилъ слуга священника, во время приготовленія мяса, съ вилкой, о трехъ зубьяхъ, въ рукѣ,
 
опускалъ ее на очагъ, или въ горшокъ, или на сковороду, или въ котелъ; все, что, попадалось ни вилку, священникъ бралъ себѣ. Такъ поступали они со всѣми исраильтянами, приходившими въ Шило.
 
Также, прежде сожженія жира, приходилъ слуга священника и говорилъ человѣку, приносящему жертву: «дай мяса для испеченія священнику, потому что онъ не возьметъ отъ тебя варенаго, а только сырое».
 
А если кто говорилъ: «пусть прежде будетъ сожженъ жиръ и потомъ бери себѣ, чего желаетъ душа твоя», то онъ отвѣчалъ: «дай теперь, а если нѣтъ, то возьму силою».
 
Итакъ, грѣхъ этихъ юношей былъ великъ предъ Іеговою, потому что люди стали презирать жертвы Іеговѣ.
 
Мальчикъ же Шемуэлъ служилъ предъ Іеговою, одѣтый въ льняный ефодъ.
 
Мать его приготовляла для него верхнюю одежду, которую ежегодно доставляла ему, когда приходила съ мужемъ своимъ для принесенія годичной жертвы.
 
И благословлялъ Гелій Елкану и жену его и говорилъ: «да дастъ тебѣ Іегова сѣмя отъ жены сей за даръ, принесенный Іеговѣ».
 
Они возвращались домой и Іегова помнилъ Ханну; она зачинала и родила трехъ сыновей и двухъ дочерей. А молодой Шемуэлъ становился великимъ у Іеговы.
 
Гелій былъ очень старъ; и когда услышалъ о томъ, какъ поступали сыновья его со всѣми исраильтянами и что они спали съ женщинами, собиравшимися предъ дверями скиніи, то сказалъ имъ: «зачѣмъ вы поступаете такъ?
 
Я слышу отъ всего этаго народа о худыхъ поступкахъ вашихъ.
 
Нѣтъ, дѣти мои, не хороша молва, которую я слышу: вы развращаете народъ Іеговы.
 
Если согрѣшитъ человѣкъ предъ человѣкомъ, то Богъ разсудитъ его; а если человѣкъ согрѣшитъ противъ Іеговы, то кто умолитъ Его?» Но они не послушались словъ отца своего; потому Іегова рѣшилъ погубить ихъ.
 
А отрокъ Шемуэлъ преуспѣвалъ и былъ угоденъ Іеговѣ и людямъ.
 
Къ Гелію пришелъ человѣкъ Божій и сказалъ ему: «такъ говоритъ Іегова: не открылся ли я дому отца твоего, когда они были еще въ Египтѣ, во владѣніи фараона?
 
И я избралъ его изъ всѣхъ колѣнъ исраильскихъ въ священники себѣ, чтобы онъ приступалъ къ жертвеннику моему, возжигалъ ѳиміамъ и носилъ ефодъ предо Мною и далъ дому отца твоего часть отъ всякой жертвы сыновъ исраилевыхъ.
 
Зачѣмъ же вы пренебрегли жертвою и приношеніемъ, принадлежащими мнѣ, которыя заповѣдалъ я съѣдать въ скиніи, и предпочелъ сыновей своихъ мнѣ, чтобы откармливаться вамъ тѣмъ, что есть лучшаго во всякомъ приношеніи народа Моего Исраиля?
 
Посему говоритъ Іегова, Богъ исраилевъ: Я говорилъ, что домъ твой и домъ отца твоего будетъ служить предо мною во вѣкъ: но теперь, говоритъ Іегова, прочь отъ Меня! ибо Я почту почитающихъ Меня, а пренебрегающіе Мною будутъ унижены.
 
Вотъ наступаютъ дни, въ которые я подсѣку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, такъ что старика не будетъ въ домѣ твоемъ.
 
И ты будешъ видѣть врага святилища во всякомъ, кто будетъ благодѣтельствовать Исраилю и старика никогда не будетъ въ домѣ твоемъ.
 
Однако я никого изъ твоихъ не отрину отъ жертвенника Моего до того, чтобы оскудѣть зрѣнію твоему, исчахнуть душѣ твоей; но всѣ потомки твоего дома будутъ умирать въ возрастѣ мужа.
 
И вотъ тебѣ знакъ: это же случится съ обоими сыновьями твоими: Гофни и Пинхасомъ, оба они умрутъ въ одинъ день.
 
И Я поставлю Себѣ священника вѣрнаго, который будетъ поступать по сердцу Моему и по душѣ Моей, и домъ его устрою прочно и онъ будетъ служить предъ помазанникомъ моимъ во всѣ дни.
 
И всякій, уцѣлѣвшій изъ дому твоего, придетъ и падетъ предъ нимъ изъ за денежной платы и куска хлѣба, и скажетъ ему: причисли меня, прошу тебя, къ одной изъ священническихъ должностей, чтобы имѣть мнѣ кусокъ хлѣба». 

 

Шмуэль 1
 
Молилась Хана и говорила: «Ликует с Господом сердце мое, рог мой с Господом вознесен,
открылись уста мои на врагов, Твоему избавлению радуюсь.
 
Нет святого, как Господи, нет, кроме Тебя,
нет твердыни, как Бог наш.
 
Не говорите, не говорите спесиво, спесиво — надменное  из уст ваших выйдет,
Господь Бог всеведущ, взвешены Им деяния.
 
Луки воинов сокрушаются,
силой слабые препоясываются.
 
За хлеб сытые нанимаются, голодные быть ими перестают,
семерых рождает бездетная, а многодетная злополучна.
 
Господь убивает и оживляет,
низводит в преисподнюю и поднимает.
 
Господь нищим делает и богатым,
унижает и возвышает. 
 
Из праха бедного поднимает, из отбросов нищего возвышает — рядом со знатными посадить, престолом славы их наделить,
ибо у Господа устои земли, Он мир на них утвердил.
 
Стопы верных хранит, во тьме сгинут злодеи:
не силой силен человек.
 
Господь врагов сокрушит, с небес на них Господь возгремит, края земли будет судить,
даст мощь царю Своему, вознесет рог помазанника Своего».
 
 
Пошел Элькана в Раму, домой,
а отрок при Эли-коѓене Господу стал служить. 
 
Сыны Эли — негодяи,
не знавшие Господа.
 
Заведено было с народом у коѓенов:
к каждому, жертву пришедшему принести, когда мясо варили, приходил слуга коѓена с трезубой вилкой в руке.
 
Втыкал в миску или горшок, сковороду или котел — всё, что вилка поднимет, брал коѓен себе,
так всему Израилю делали, туда, в Шило приходившему.
 
Даже перед тем, как тук воскуряли, слуга коѓена приходил и говорил человеку, приносящему жертву: «Дай коѓену мясо испечь,
он не возьмет у тебя вареное мясо — только сырое».
 
Говорил ему человек: «Воскурят тук — сразу возьмешь себе, сколько душа пожелает»,
говорил: «Нет, тотчас давай, а нет — силой возьму».
 
Был грех этих слуг пред Господом очень велик:
эти люди приношение Господу оскверняли.
 
Служил Шмуэль пред Господом:
юноша, эфодом льняным препоясанный.
 
Малую накидку делала ему мать, из года в год приносила,
когда  с мужем ежегодную жертву принести она восходила.
 
Благословлял Эли Элькану и жену его, говоря: «Даст Господь тебе от этой жены потомство за дар, данный Господу»,
и шли они на место свое.
 
Вспомнил Хану Господь: зачала, родила трех сыновей и двух дочерей,
отрок Шмуэль у Господа рос.
 
Эли очень состарился,
он слышал, что творят всему Израилю его сыновья, ложась с женщинами, собирающимися у входа в шатер собрания.
 
Сказал им: «Зачем дела такие  творите?
О них слова скверные слышу я от народа.
 
Нет, мои сыновья,
молву нехорошую, которую слышу, разносит Господень народ.
 
Если перед человеком согрешит человек, судьи осудят, если пред Господом человек согрешит, кто с ним будет судиться?»
Не слушали голос отца своего: Господь желал их убить.
 
Рос отрок Шмуэль, становился всё лучше
и с Господом и с людьми.
 
 
Пришел человек Божий к Эли,
сказал: «Так Господь говорил: Явившись, открылся Я дому отца твоего, в Египте были они у дома Паро.
 
Из всех колен Израиля его коѓеном Себе Я избрал к жертвеннику Моему восходить, воскурение воскурять, эфод носить предо Мною,
жертвы всесожжения сынов Израиля дал Я дому отца твоего.
 
Отчего попираете Мои жертвы и приношения хлеба, что Дому Я повелел,
больше Меня сыновей своих чтишь, лучшим из приношения народа Моего Израиля их раскармливаешь?
 
Потому, — слово Господа Бога Израиля, — говорил Я, сказал, что твой дом и дом отца твоего всегда будут ходить предо Мной,
но теперь, — слово Господа, — Мне не надо: почитающих Меня буду Я чтить, позорящих — посрамлю.
 
Дни наступают: силу твою и силу дома отца твоего пресеку:
старейшины в твоем доме не будет.
 
Беду Дома увидишь от всех благ, которые народу Израиля дам,
во все дни старейшины в твоем доме не будет.
 
Но никого от жертвенника Моего не истреблю — глаза твои истомить, душу измучить,
все,  родившееся в доме твоем, умрут молодыми.
 
Это знак тебе, что постигнет двух твоих сыновей Хофни и Пинхаса:
в один день оба умрут.
 
Поставлю Себе коѓена верного, служащего по сердцу Моему и по душе,
ему дом надежный построю, перед помазанником Моим все дни будет ходить.
 
Будет: оставшийся в доме твоем придет ему поклониться из-за агоры серебра и хлеба буханки,
скажет: «Приставь меня к какой-нибудь службе коѓена, чтобы есть кусок хлеба».

 

Глава 3
 
Первая книга Царств
 
Въ то время, когда Шемуэлъ служилъ Іеговѣ, слово Іеговы было рѣдко, не часты были и видѣнія.
 
Однажды Гелій лежалъ на ложѣ своемъ (зрѣніе у него было слабо, такъ что онъ не могъ видѣть),
 
свѣтильникъ Божій еще не погасъ. Шемуэлъ спалъ въ храмѣ Іеговы, гдѣ стоялъ кивотъ Божій.
 
И Іегова позвалъ Шемуэла. Онъ отвѣчалъ: «вотъ я!»
 
побѣжалъ къ Гелію и сказалъ: «вотъ я, ты меня звалъ». Гелій отвѣчалъ: «я не звалъ тебя, ступай, спи».
 
Онъ пошелъ и легъ. И въ другой разъ Іегова позвалъ: «Шемуэлъ!» Шемуэлъ всталъ, пошелъ къ Гелію и сказалъ: «вотъ я, ты звалъ меня»; тотъ отвѣчалъ: «я не звалъ тебя, сынъ мой, ступай, спи».
 
Шемуэлъ еще не понималъ Іеговы и слово Іеговы еще не было ему открываемо.
 
И снова въ третій разъ Іегова позвалъ Шемуэла. Онъ всталъ, пошелъ къ Гелію и сказалъ: «вотъ я, ты звалъ меня». Тогда Гелій понялъ, что Іегова зоветъ отрока,
 
и сказалъ ему: «ступай, спи, а когда услышишь зовъ; то скажи: говори, Іегова, рабъ Твой слушаетъ». Шемуэлъ пошелъ и легъ на своемъ мѣстѣ.
 
И когда пришелъ Іегова и приступилъ къ нему и звалъ, какъ прежде: «Шемуэлъ! Шемуэлъ!» то Шемуэлъ сказалъ: «говори! рабъ твой слушаетъ».
 
И Іегова сказалъ Шемуэлу: «вотъ Я дѣлаю въ Исраилѣ такое дѣло, что кто объ немъ услышитъ, у того зазвенитъ въ обоихъ ушахъ его.
 
Въ тотъ день я наведу на Гелія все то, что сказалъ о домѣ его. Я начну и окончу.
 
Я предварялъ его, что вѣчно буду осуждать домъ его за тотъ грѣхъ, что онъ зналъ, какъ его дѣти нечествовали, и не усмирялъ ихъ.
 
Посему Я поклялся о домѣ Гелія, что во вѣки не очистится нечестіе его ни жертвою, ни приношеніемъ».
 
Шемуэлъ спалъ до утра, потомъ отворилъ двери дома Іеговы, но боялся разсказать о видѣніи Гелію.
 
Гелій же позвалъ Шемуэла: «Шемуэлъ, сынъ мой!» и тотъ отвѣчалъ: «вотъ я».
 
Онъ спросилъ: «что за слово было сказано тебѣ, не скрывай отъ меня. Такъ да поступитъ съ тобою и такъ да приложитъ тебѣ Богъ, если ты утаишь отъ меня слово изъ всего, что сказано тебѣ».
 
Тогда Шемуэлъ сказалъ ему все, не скрывая отъ него. Гелій отвѣчалъ: «Онъ Іегова! Онъ сдѣлаетъ то, что считаетъ за лучшее».
 
Шемуэлъ возрасталъ и Іегова былъ съ нимъ и ни одно изъ всѣхъ Его словъ не падало на землю.
 
И узналъ весь Исраиль отъ Дана до Беэръ-Шабе, что Шемуэлъ назначенъ пророкомъ Іеговы.
 
И Іегова повторялъ видѣнія въ Шило, послѣ того какъ открылся въ Шило Шемуэлу чрезъ свое слово.
 
Шмуэль 1
 
Служил Господу юноша Шмуэль у Эли,
слово Господа в те дни было редким, нечастым — видение.
 
Было в те дни: Эли лежал на месте своем,
тускнеть глаза его начали, видеть не мог.
 
Светильник Господень еще не погас, лежал Шмуэль
в доме Господа, в котором Божий ковчег.
 
 
Воззвал к Шмуэлю Господь, сказал он: «Вот я!»
 
Побежал к Эли и сказал: «Вот я! Ты меня звал», сказал: «Не звал я тебя, возвращайся, ложись»,
пошел он и лег.
 
Опять, вновь Господь к Шмуэлю воззвал, встал Шмуэль, пошел к Эли и сказал: «Вот я! Ты меня звал», 
сказал: «Сын мой, не звал я тебя, возвращайся, ложись».
 
Еще не знал Шмуэль Господа,
слово Господа ему еще не открывалось.
 
Опять, в третий раз Господь к Шмуэлю воззвал, встал, пошел к Эли и сказал: «Вот я! Ты меня звал», 
понял Эли, что Господь зовет юношу.
 
Сказал Шмуэлю Эли: «Иди, ляг, если Он к тебе воззовет, скажешь: 'Говори, Господи, раб Твой слышит Тебя'»,
пошел  Шмуэль, лег на месте своем.
 
Пришел Господь, предстал и воззвал, как в тот раз, и в этот: Шмуэль, Шмуэль!
Сказал Шмуэль: «Говори, слушает раб Твой».
 
 
Сказал Шмуэлю Господь: Вот, Я деяние в Израиле совершу —
у каждого услышавшего в обоих ушах зазвенит.
 
В тот день исполню Эли всё, что о доме его говорил,
от начала и до конца.
 
Сказал ему, что кара дому его навеки
за вину, о которой он знал: его сыновья их проклинали, а он их не обуздал.
 
Потому поклялся Я дому Эли:
его вина вовек не искупится ни жертвой, ни приношением.
 
Лежал Шмуэль до утра, отворил он двери дома Господня,
боялся Шмуэль рассказать Эли о видении.
 
Позвал Шмуэля Эли, сказал: «Шмуэль, сын мой!»
Сказал он: «Вот я!»
 
Сказал: «Что за слово тебе Он сказал? Не скрывай от меня.
Так Господь тебе сделает, так и еще, если от меня утаишь что-нибудь из всего, о чем Он говорил».
 
Пересказал Шмуэль все те слова, не скрыл от него ничего,
сказал: «Он — Господь, что в Его глазах хорошо — совершит».
 
 
Вырос Шмуэль,
с ним был Господь, из всех Своих слов на землю ничего не уронил.
 
Узнал весь народ от Дана до Беер Шевы:
Шмуэль — верный Господень пророк.
 
Продолжал Господь являться в Шило,
открывался Шмуэлю Господь в Шило в слове Господнем.
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка