Комментарий | 1

Подвиги Геракла. Керинейская лань (Опыт историософско-антропологического прочтения)

 

 

 

Четвертый подвиг Геракла — поимка Керинейской лани — по своему содержанию есть прямая противоположность первым трем, повествующим об усмирении и подчинении воле человека внешней и внутренней природы, то есть среды обитания и своих страстей, связанных с индивидуальной телесностью человека. Здесь же речь идет о самой специфической черте человека, отличающей его от животных: об эстетическом и при этом чувственно-любовном отношении к той же самой природе, с которой он вынужден постоянно бороться.

Сюжет мифа таков. Эврисфей (как обычно, по наущению богини Геры, являвшейся ему во сне) велел Гераклу доставить лань живой в Микены. Это было очень трудное задание, поскольку догнать быстроногую лань, не знаю­щую усталости, никто не мог. За Керинейской ланью Геракл отправился вместе с Иолаем, но тот вскоре отстал, поэтому дальше Геракл преследовал волшебное животное в одиночестве. На это ему потребовался целый год, пока он не настиг лань в северной стране Гиперборее — «земли за спиной у ледяного Борея» и затем на Дунае, откуда принёс росток оливы — символ мира. Впоследствии из него выросла олива в Олимпии, ветками которой увенчивали победителей олимпийских игр. Герой попытался было поймать животное, но оно всякий раз ускользало от него, а затем понеслось обратно на юг к родным местам — Керинейскому холму в Аркадии. Тогда Геракл ранил лань в ногу; когда та замедлила свой бег, намереваясь переправиться через реку Ладон (букв. оливовая, т.е. примиряющая) — приток реки Алфей, чей бог был безответно влюблен в Артемиду. При этом Геракл не пролил ни капли ее крови, поскольку стрела попала между сухожилием и костью. Лишь после этого Геракл смог схватить неуловимую лань и понести ее живой в Микены.

Дорогу ему преградили Артемида и Аполлон, которые потребовали вернуть добычу, поскольку лань — священное животное. Некоторые античные мифографы даже сообщают о столкновении Геракла с Аполлоном. Но Артемиду вполне удовлетворило объяснение Геракла о том, что таков приказ Эврисфея от имени Зевса. К тому же, герой пообещал ей принести обычную лань в жертву в храме Артемиды. На том и разошлись. Когда Геракл принес Эврисфею лань, тот «великодушно» отказался от нее, предложив герою ее зажарить и съесть, но подвиг засчитал. После чего Геракл, действительно, пожертвовал пойманную лань храму Артемиды. Но отломанный золотой рог лани, по-видимому, оставил себе.

Смысл четвёртого подвига мало очевиден. Некоторые мифологи, например, Р. Грейвс, характеризуют его как бы выпадающим из общего содержания мифологического цикла о Геракле[i]. И действительно, во всех других мифах — борьба с разными чудовищами, каковых в мифе о Керинейской лани попросту нет, а вместо борьбы — состязание героя и лани. Между тем этот миф является ключевым для понимания смысла и всей Гераклеи, и каждого последующего подвига героя. Но прежде о толковании самого мифа о Керинейской лани.

Его смысл связан с богами-двойнями Аполлоном и Артемидой, детьми Зевса и богини одухотворенно-возвышенной ночи[ii] Лето, родившейся от звезд и луны. Образ Лето — это образ богини-матери, прославленной в детях. Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду (богиню радуги) боги одаривают Илифию ожерельем, и тогда с её помощью появляются на свет сначала Артемида, а затем Аполлон. Более того, родившаяся первой Артемида помогала матери разрешится от бремени. Смысл этой очередности очевиден – красота природы первична по отношению к искусству, покровителем которого стал Аполлон. Его образ соединяет воедино небо, землю и преисподнюю. Оба они символизируют красоту Космоса: Аполлон солнечную, Артемида лунную.

Поскольку Артемида — это олицетворение женского целомудрия, красоты самой природы, поэтому она не терпит, а иногда даже убивает тех, кто, домогаясь ее, пытается свести любовь исключительно к плотским наслаждениям[iii]. Атрибутами вечной девственницы Артемиды являются охотничий лук, стая собак и не знающие усталости лани с золотыми рогами и медными копытами. Их было четыре, а пятая лань не то сбежала по воле Геры, не то была специально послана Артемидой в Аркадию как наказание людям за насилие над девственной природой: лань опустошала поля. Опустошенное поле — аллегория природы, лишенная великолепия своей чувственной красоты. Убегающая лань — символ ускользающей красоты, которую можно созерцать бесконечно (без устали), но невозможно схватить, покуда не ранишь ее. Искупительная жертва Геракла символизирует то, что человеку не дано овладеть красотой девственной природы, не причинив ей боль утраты целомудрия.

А теперь о ключевом характере мифа о Керинейской лани во всем цикле мифов о Геракле. Миф о Керинейской лани — это аллегория привнесения в природный мир чувственной любви и красоты. Он сюжетно связывает предыдущие три мифа о Немейском льве, Лернейской гидре и Стимфалийских птицах со всеми последующими, включая миф об обретении Гераклом бессмертия в сонме Олимпийских богов.

 

 

 

[i] Грейвс Р. Мифы о Геракле //  http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/125.htm

[ii] Есть и другой символ рожденной из Хаоса, так сказать, низменной ночи Нюкты (Νυκτός, ночь) — сестры мрака, Эреба (Ἔρεβος, мрак, тьма).

Совершенно удивительная

Совершенно удивительная культура, где люди были способны создавать и понимать настолько насыщенные символические истории! По сравнению с ней, наша просто какая-то неандартальская. )

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка