Комментарий | 0

О природе просветления разума

 

Все люди стремятся к счастью, и каждому человеку видится  счастливое пребывание на Земле по-своему. Даже те, кто стремится к Царству Небесному, надеются на счастливый билет. Однако ни у кого нет уверенности в том, что они точно знают, в чём состоит подлинное счастье и где его искать. Люди пока ещё только говорят о счастье, отчаянно нащупывая его. Что же они подразумевают под неким благодатным состоянием, которого так сильно жаждут?

Человека приучили связывать своё счастье с какими-нибудь приобретениями и обстоятельствами, но тогда оно становится  хрупким и переменчивым. Счастливого обывателя начинает съедать тревога от  опасений потерять нажитое и близких людей. Разве счастье, сопряжённое со страхом, может быть подлинным? Что остаётся: водка, наркотики или ещё какой транс? Возможна ли вообще для человека великая остановка, когда он, будучи переполненным радостью, достоверно почувствует – «вот оно счастье!»? И можно ли будет тогда удержать счастье, как птицу в клетке?
 Идея человеческой мудрости заключается в понимании источника неподдельного счастья, в знании неистощимой сердцевины всего живого. Страх смерти порождён недоверием к Бытию. Человек, не зная, сколько времени кем или чем он был до своего нынешнего появления на свет, почему-то предполагает после своей смерти вечный мрак. Но если вечно длящейся пустоты не было до  рождения, то почему же она должна наступить после смерти? Начало и конец жизни любого живого существа – это всего лишь малый отрезок из  ленты бесконечности его собственных перерождений.
Человек ради простоты и удобства понимания мира мыслит о начале и конце, белом и чёрном, он верит в противоположности, создаёт контрасты. Он говорит о времени и вечности, о полноте и пустоте, но как  ни разглядывал бы его разум медаль мира  с одной стороны,  или с другой, в своих руках человек держит её целиком. В напряжённых размышлениях он старается разложить всё по полочкам, отсеять, разделить, постоянно теряя из виду несокрушимую целостность Бытия. Смешанность, сопряжённость, взаимопроникновение – эти качества гораздо ближе к жизненным процессам, нежели логические схемы и выхолощенные абстрактные конструкции человеческого ума, стоящего пока только на пороге истинного синтеза. Человеку  трудно связывать всё в единое целое из-за противоречивости слов и понятий, а главное из-за незрелости собственного сознания. Человеческое сознание   ещё слишком  неустойчиво, плохо сфокусировано на  фактическом самоощущении его обладателя, прерывисто, в отличие от   ассоциативного потока в  уме, непрестанно захватывающего  внимание человека в порочный круг сумбурных представлений и нарочитых переживаний.
Привычки ума, называемые людьми  «образованностью», «воспитанием», «мнением о себе и других», создают плотный интеллектуальный барьер между реальностью и пока ещё слабым человеческим сознанием. Человек совсем не замечает, насколько механически он делает выводы относительно любого осознаваемого им явления. Он постоянно отождествляет, конструирует, воссоздаёт и представляет, тратя на осознание лишь мизерную часть своего внимания. По сути человек не воспринимает мир целиком, но лишь выхватывает, как хищник свою добычу, только малые фрагменты великого бытия.
Большинство людей отводят сознанию вторичную роль, их головы в основном заняты разного рода мыслями, воспоминаниями и мечтаниями. Однако именно благодаря концентрации на процессе сознавания появляются свежие и глубокие мысли, а так же прошлое и будущее начинают отступать перед богатством настоящего. У сознания высшая объединяющая роль, оно связывает разрозненное поверхностное мышление и таким образом даёт возможность проявиться обширному синтезу нашей памяти. Многие учёные мечтают об этом состоянии «эврики», но двигаются к нему путём концентрации на определённой ветви мыслей, что приводит к зацикливанию на малом кругу памяти. И только лишь во сне, или выйдя  на прогулку, то есть вовремя релаксации, когда зацикленность отпускается, они могут открыть для себя то, что их разум уже давно знает. Останется лишь конкретизировать обнаруженный в своей голове синтетический образ. В связи с этим очень показательна дзен-буддистская практика, основанная на коанах.
Коаны, содержащие в себе вопрос, на который нет логического ответа: «Что такое Му?» или «Каким было ваше лицо до рождения?»,  доводят интеллект ученика до предельного напряжения. Для этого проводятся недельные медитативные практики на территории монастыря, где миряне и монахи, придерживаясь строгого регламента, работают над своим сознанием посредством сидения в дза-дзен и ежечасных коротких личных встреч с учителем, на которых они должны предоставить ему ответ на заданный им коан. В процессе  напряжённого сосредоточения на коане ломаются старые логические схемы. Можно сказать, человек выбрасывает надоевшую, заезженную пластинку привычного мышления. Разрушается морочащая  цепь навязчивых ассоциаций и восстанавливается  обширная связь нейронов мозга, которая до этого, в силу привычек, была узка и подавляла своей наработанной активностью глубинные пласты памяти. Сознание словно выскакивает из лабиринта и начинает видеть сверху все мыслительные потоки. Характерно то, что в период просветления  сознания ученик мгновенно находит яркие образные ответы на все немыслимые вопросы учителя, желающего удостовериться в глубине прозрения своего подопечного. Учитель испытывает: «Дайте мне Му! Сколько Му лет? Покажите мне Му, когда вы принимаете ванну. Покажите мне Му на горе». Если ученику действительно удалось разорвать старые интеллектуальные связи, он тут же, не мешкая, ответит на любой  вопрос, причём так, что в ответе будет присутствовать всё его раскрывшееся существо.  Далее учитель настоятельно рекомендует прозревшему ученику ежедневно, минимум полчаса, концентрироваться на своём сознании,  практикуя  дза-дзен, дабы осознание постоянно  расширялось и тем самым вновь не начинались застойные процессы в голове.
Обычно человек активно использует своё сознание, когда учится чему-то новому. Но как только обучение заканчивается, сознание отбрасывается, как помеха, и человек совершает привычные действия автоматически. То же самое происходит и в области мышления. Наработанные понятия и усвоенные представления начинают доминировать над всем остальным багажом памяти, создавая малый привилегированный круг опыта. Человек незаметно для себя постоянно соскальзывает в этот круг, даже когда пытается принять новый вывод и решение. Поэтому неожиданные вопросы, не входящие в этот круг, как правило, вводят человека в ступор, пока он  не сложит из активно используемых понятий хоть какой-то приемлемый ответ. Однако на любой вопрос наша память способна дать быстрый лаконичный ответ, если только в этот момент наше сознание не блуждает в лабиринтах механических размышлений. Внешний и внутренний миры через органы чувств постоянно дают нашей памяти огромный объем информации. Даже дети, бывает, отвечают на вопросы взрослых гораздо глубже, нежели  спрашивалось. Однажды я был свидетелем одной беседы:
- Мальчик, тебе сколько лет? - спросил пожилой мужчина у играющего в песке ребёнка.
- А вы что, не видите? – вопросом на вопрос ответил малыш.
- А ты можешь показать на пальцах? – не успокаивался взрослый.
- Сначала вы, дядя! – упорствовал мальчик.
- Мне столько лет, что не хватит  пальцев на руках, - улыбался мужчина, - ты, наверное, и считать до столько не можешь. Я просто помню, когда я родился и знаю, сколько я прожил.
- Мама сказала, мне пять. Я не помню, когда я родился,  я жил всегда, – пробурчал мальчик, продолжая делать пасочки из песка.
Это был ответ сознания. Когда древний мастер дзен говорил: «Обрывок нити – вечен и безграничен», на что он указывал? На сознание. На смотрящего и осознающего в себе, что Нечто в нем видит обрывок нити, и это Нечто является рассеянным центром самого же мира. Образно говоря, от центрального вихря разлетелись малые вихри, централизуясь в себе. Можно сказать, что феномен сознания возник в результате самоорганизации биологических видов. Однако стала бы возможной самоорганизация живого существа, если бы сознание не лежало в основе мира? Сейчас много споров о том, как и где формируется сознание. Но так ли это важно, по сравнению с фактом его присутствия и возможностью использовать  для внутреннего роста? Мышление – как раз та область, которая всё время нуждается в подпитке новыми понятиями, иначе о каком интеллектуальном росте может идти речь? Однако знания, получаемые привычным образом: из книг и уст другого человека,  в основном подводят к новым комбинациям старых понятий. Мыслящему человеку кажется парадоксом: концентрироваться на одном только сознании ради того, чтобы приходили свежие, ёмкие и верные мысли, когда логичнее собраться с мыслями и сконструировать что-нибудь новенькое. Но в области человеческой памяти, синтетически, в силу великого множества нейронных связей, помноженных на генетическую информацию, которой столько лет, сколько Земле-матушке, уже содержится столько мыслимых и немыслимых конструкций, что человеку вовсе не нужно заново придумывать велосипед. «Эврика» это когда мало-мальски развитому сознанию через предельную концентрацию  удаётся заглянуть туда краешком глаза. Глубокая централизация всех своих сил и возможностей следует из постоянной работы над своим сознанием. Кажется, что тут сложного: стараться постоянно осознавать себя сознающего, но так может показаться тому, кто этого не пробовал. Человек стоит ещё только вначале кристаллизации своего сознания, и он всё более отдаляется от себя, если пускает сознание на самотёк и пользуется им в случае крайней необходимости. Кто-то скажет: «Почему же, сознание всегда со мной», но так только ему кажется, ибо его бодрствование мало чем отличается от поверхностного сна. Закостенелые понятия имеет тенденцию к наваждениям и безумствам, в итоге человек перестаёт давать  отчёт в своих желаниях и зомбирует себя  привычками.
Многие возразят: сознание мешает оперативности, быстрым инстинктивным реакциям. Да, это только пока оно, как малое дитя, путается у нас под ногами, но, созревая, сознание только усиливает быстродействие нашего разума. Мысль на самом деле всегда открытие уже существующего в глубинах нашей памяти и сознание здесь подобно вратам. Ключ от этих врат уже торчит в замочной скважине, надо только сделать усилие, чтобы его повернуть. Мы просто не знаем то, что знаем всё.
Просветление разума выглядит так, будто ты выходишь из полуслепого состояния, ты начинаешь видеть то, чего не замечал раньше, и для тебя становится простым и ясным, что  казалось сложным и непонятным. Это не какая-нибудь случайная и временная эйфория или экзальтация, но прямое виденье происходящего во всей возможной полноте нашего расширенного восприятия. Зеркало сознания будто омывается от многолетних наслоений, давая чёткую картину для принятия адекватных решений и естественных действий. Соответственно возникает восторженное состояние разума из-за  возможности гармоничного реагирования на восприятие мира и понимания, что ты ничего не упускаешь из своего самодостаточного бытия. Но для этого нужно поддерживать свое сознание в необходимом тонусе, так же, как мы развиваем  тело через физические нагрузки. Мир - вечное пребывание сознания, и то, какая наша жизнь, разбросанная по ролям в бесконечности, зависит только от нас.
Здесь нельзя обойти одну очень важную тему, вопрос существования Бога, как высшего Разума. Большинство относит эту тему к философии и религии и считает её тайной за семью печатями. Для истинно верующих  существование Бога кажется таким же реальным, как их собственное, и психологически – они правы. Вообще, эта тема, прежде всего, относится к психологии, ибо какой образ Высшего Начала вынашивает в себе человек, таков становится и его жизненный ориентир.
Все широко известные религии и древние философии сводят Бытие к двум Началам. Первое Начало: вечный изначальный Хаос, некая однородная субстанция - первичный строительный материал, и второе Начало: совершенный Высший Разум, который вдыхая разумную жизнь,  структурирует хаос в мироздание.  Дух Божий витал над бездной, и бездна была непроглядна и пуста, пока Бог своей волей не дал толчок к разумному воплощению объективного мира. Но из представления двух первичных Начал возникает противоречие. Как возможны две вечности? Чтобы их было две, надо чтобы одна из них когда-то прервалась, а значит, обе теряют свою изначальность – бесконечность. Основа должна быть единой, коль уж она вечна и бесконечна. Представление двух  Начал ошибочно возникает из природы функционирования двух полушарий человеческого мозга, роли которых чётко разделены по разным функциям, ради упрощённого и быстрого усвоения единого смешанного потока информации. Например, левое полушарие всё воспринимает  последовательно, а правое – параллельно, то есть левое выделяет частности, а правое – общее. Можно сказать, что в логике левого полушария содержится понятие  Разума и времени, а в образном представлении правого – изначальный Хаос и пространство. В этой связи не мешало бы обратить внимание на чисто правополушарное понятие Нирваны, как некой первичной субстанции или всесодержащей Пустоты, порождающей всеохватыващее Сознание. Есть мудрое высказывание, сохранившееся в древних Ведах: «Ты есть То». Оно происходит из осознания единства мира и Бога, как Высшего Разума, который Самореализуется в структурном проявлении мира и сознательных манифестациях живых существ. Если образно сказать, Разум Бога прорастает в стихиях мира, материализуя свою вечную всесодержащую природу. И это осознание кажется самым приемлемым в психологическом смысле, ибо делает человека наиболее ответственным перед собой за образ своей вечно сменяющейся жизни, и в то же время освобождает человека от страха смерти, как вечного конца, или  ада. Некоторые интеллектуалы не без оснований считают, что человеческий ум много путает и кривляется, но это происходит из-за лени по отношению к развитию своего сознания, которое только и способно вывести из зацикленности наш мозг – универсальный инструмент, данный человеку разумным Миром.

 

Последние публикации: 
Призрак (16/07/2020)
Мертвецы (15/06/2020)
ИИ (12/03/2020)
Слово (02/03/2020)
Общение (21/01/2020)
Ткань сна (19/12/2019)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка