Комментарий | 0

Новомесячье

 
 
 
 
            Еврейский календарь солнечно-лунный, и с древности до сего дня начало нового месяца является праздником, появление луны отмечается особой молитвой, а в танахические времена — жертвоприношением, сопровождавшимся трублением: «В дни веселия, праздников, в новомесячья будете в трубы трубить при всесожжениях и жертвах мира,// будет пред Богом вам поминанием, Я Господь Бог (В пустыне, Бемидбар  10:10; в русской традиции: Числа).
            Учение (Тора) подробно описывает жертвоприношение, этот фрагмент и сегодня читают в Новомесячье, если оно не совпало с субботой.
 
И в новомесячья всесожжение Господу приносите:
двух быков и одного барана, семь годовалых баранов без порока.
 
И три десятых части лучшей муки в жертву хлебную, на масле замешенной, на одного быка,
и две десятых части лучшей муки в жертву хлебную, на масле замешенной, на одного барана.
 
И по десятой части лучшей муки в жертву хлебную, на масле замешенной, на одного барана,
всесожжение, благоухание, огнепалимая жертва Господу.
 
И возлияния: на быка будет пол-ѓина и на барана треть ѓина, и на барана четверть ѓина вина,
это всесожжение из месяца в месяц по месяцам года.
 
И одного козла в жертву за грех Господу
приносить будете кроме постоянного всесожжения и его возлияния
(там же 28:11-15).
 
             В  эпоху Второго храма  в тридцатый день каждого месяца собирался Санѓедрин (Синедрион) и по показаниям двух свидетелей, видевших появление нового лунного серпа, освящал новый месяц. Если в этот день серп не видели, то Новомесячье  объявлялось на следующий день. О новом месяце возвещали факелы, зажженные на  Масличной горе, позже стали рассылать гонцов. В 4 в. н.э. с введением постоянного календаря процедура объявления Новомесячья упростилась.
            Сегодня согласно ашкеназской традиции во время церемонии освящения луны читают четыре очень торжественных, славящих Творца главы Теѓилим (Псалмов), имеющих отчетливо универсалистский характер.
 
148 (1-6)
 
Славьте Бога!
С небес Господа славьте,
славьте в высях Его.
 
Славьте, все ангелы,
славьте, вся Его рать.
 
Славьте, солнце, луна,
славьте, светлые звезды.
 
Славьте, небес небеса,
славьте, воды над небесами.
 
Славьте имя Господне:
Он повелел — сотворилось.
 
Навечно Он утвердил,
закон даровал — не нарушить.
 
121
Песнь ступеней.
Поднимаю глаза к горам,
откуда мне помощь придет?
 
Помощь от Господа,
творящего небо и землю.
 
Он не даст оступиться твоей ноге —
твой хранитель не дремлет.
 
Не дремлет, не спит
хранитель Израиля.
 
Господь — твой хранитель,
одесную Он — твоя тень.
 
Днем солнце тебе не во вред,
ночью — луна.
 
Господь тебя охранит от зла,
душу твою охранит.
 
Уйдешь и придешь — Господь охранит,
отныне — навеки.
 
         В следующем звонко-гремящем тексте упоминается ряд музыкальных инструментов, которые в переводе транслитерируются: перевести их, употребляя названия современных инструментов, значит ввести читателя в заблуждение. Потому, хоть не перевести, так не соврать. А шофар  —  это рог, который употреблялся и употребляется (сегодня  исключительно в ритуальных целях) для трубления.
 
150
Славьте Бога!
Славьте святость Господню,
славьте мощь Его в небесах.
 
Славьте могущество,
славьте величие.
 
Славьте, трубя в шофар,
славьте на невеле, киноре.
 
Славьте тимпаном и в танце,
славьте на миним и угав.
 
Гремящими кимвалами славьте,
славьте кимвалами  звонкими.
 
Господа славь, любая душа!
Славьте Бога!
 
67
Руководителю. На негинот. Мизмор. Песнь.
 
Бог помилует нас, благословит,
ликом Своим нас озарит.
Села.
 
Твой путь на земле познавать,
среди всех народов — Твое спасение.
 
Восславят Бога народы,
Тебя все народы восславят.
 
Возрадуются, возликуют: Ты праведно судишь народы,
ведешь на земле племена.
Села.
 
Восславят Бога народы,
Тебя все народы восславят.
 
Земля дала урожай —
благословляет нас Бог, наш Боже.
 
Да благословит нас Бог,
благоговеет пред Ним земля от края до края.
 
            Если Новомесячье совпадает с субботой, то в качестве ѓафтары (текста, дополняющего чтение Торы) во время утренней общественной молитвы читают последнюю 66-ую главу пророка Иешаяѓу. Она заканчивается «нехорошим» стихом, в котором пророк описывает знакомую современникам, жителям Иерушалаима картину. Выйдя из Храма, они видели столбы дыма, поднимавшиеся из долины Бен Ѓином (давшей название геенне). По традиции, чтобы не так завершать праздничное чтение, еще раз читают стих предпоследний, в  котором упоминается Новомесячье: «из месяца в месяц» будет приходить поклониться Всевышнему «всякая плоть».
Торжественный,  обращенный не только к Израилю, но и к народам мира, текст полон перекличек со стихами из других книг ТАНАХа (в особенности с Теѓилим), прославляющих Всевышнего. Сравним первый стих этой главы пророчества с Теѓилим (Псалмы 11:4): Господь — в чертоге святом, престол Его — в небесах…
 
Так сказал Господь: Небеса — Мой престол, земля — Моих ног подножие,
что за дом Мне вы построите, место упокоения Моего?
 
Всё это рука Моя сотворила, всё таким стало, — слово Господа, —
Я гляжу на смиренного, удрученного духом, от слова Моего трепещущего.
 
Закалывающий быка — человека он поражает, в жертву приносящий ягненка — псу голову отрубает, хлебный дар он приносит — свиную кровь, воскуряющий левону — благословляющий идола,
избрали они дороги свои, мерзости, которых душа возжелала.
 
И Я злое, пугающее изберу, наведу: взывал — без ответа, сказал — не услышали,
делают злое в Моих глазах, что не желаю, они избирают.
 
Слушайте слово Господа, от слова Его трепещущие!
Сказали братья, вас ненавидящие, отвергающие из-за имени Моего: «Пусть прославит Себя Господь, и посмотрим на ваше веселье»; будут они опозорены.
 
Рокот, шум городской, голос из Храма —
Господа глас, возмездие врагам воздающего.
 
Не мучилась — родила,
муки не наступили — мальчиком разрешилась.
 
Кто слышал такое, кто подобное видел? В один день стране мучиться и родить  народ,
как дочери Сиона, мучившейся и родившей своих сыновей?
 
Я ли, доведя до родов, не дам родить? — сказал Господь.
Я ли, давая родить, затворю? — Бог ваш сказал.
 
Веселитесь с Иерушалаимом и ликуйте, все любящие его,
радуйтесь все, о нем скорбящие, торжествуйте.
 
Чтоб питались и насыщались от груди его утешения,
чтоб сосали и наслаждались сосцами славы его.
 
Ибо так сказал Господь: Я, как реку, к нему мир простираю, и бурным потоком богатство народов — будете вы сосать,
на плече вас будут носить, ласкать на коленях.
 
Как человека мать утешает,
Я вас утешу, в Иерушалаиме утешены будете.
 
Увидите, и сердце возвеселится, кости ваши, как трава, расцветут,
рабы Его руку Господню познают, враги Его — гнев.
 
Ибо, вот, Господь приходит в огне, вихрь — Его колесницы,
воздать в ярости гнева, ревя — в пламени огненном.
 
Ибо плоть любую судит Господь огнем и мечом,
и множатся жертвы Господни.
 
Освящающим, очищающимся в садах, мясо свиное едущим, мерзость, мышей —
всем им погибнуть, — слово Господа.
 
Из-за их  деяний и помыслов Я пришел собрать народы и языки,
придут — славу Мою увидят.
 
Я знамение дам, пошлю спасенных из них к народам в Таршиш, Пул и Луд, к натягивающим лук, Тувалю, Явану,
на дальние острова, не слышавшие имени Моего, не видевшие славу Мою, они возвестят в народах славу Мою.
 
Они приведут всех ваших братьев от всех народов в дар Господу на конях, в колесницах, крытых повозках, на мулах, верблюдах на гору святую Мою, в Иерушалаим, — сказал Господь, —
как сыны Израиля, — дар в чистых сосудах в Господень дом.
 
Из них тоже буду брать в коѓены и левиты, — сказал Господь.
 
Ибо, как новые небеса и земля новая, которые Я творю, вечно предо Мной они будут, — слово Господа, —
так семя и имя ваше вечными будут.
 
Из месяца в месяц, из субботы в субботу
приходить будет всякая плоть Мне поклониться, — сказал Господь.
 
Выйдут, увидят трупы людей, предо Мной согрешивших,
их червь не умрет, огонь не погаснет, будут мерзостью всякой плоти.
 
Из месяца в месяц, из субботы в субботу
приходить будет всякая плоть Мне поклониться, — сказал Господь.
 
            В том случае, когда Новомесячье  приходится на следующий после субботы день, принято читать ѓафтару из книги Шмуэль (1 20: 18-42), в которой рассказывается о праздничной трапезе царя Шауля в Новомесячье. Сын  Шауля  Иеѓонатан предупреждает сына Ишая Давида о намерении отца его убить. Друзья Ионатан и Давид клятвой скрепляют союз.
 
Сказал ему Иеѓонатан: «Новомесячье завтра,
вспомнят тебя, ибо место твое будет не занято.
 
На третий день намного ниже спустись, приди на место, где в будний день прятался,
сядь у камня Азэль.
 
Я в ту сторону выпущу три стрелы,
в цель посылая.
 
Пошлю юношу: 'Пойди, найди стрелы',
если скажу юноше, говоря: 'Вот, стрелы между тобой и мной, возьми их', иди: ничего, мир тебе, жив Господь!
 
Если так скажу отроку: 'Вот, стрелы дальше тебя',
уходи: Господь тебя отсылает.
 
А слово, которое мы, я и ты, произнесли, —
Господь между тобой и мною навеки».
 
Скрылся в поле Давид,
Новомесячье наступило, сел царь за трапезу.
 
Как обычно, сел царь на место свое у стены, Иеѓонатан встал, Авнер сел рядом с Шаулем,
место Давида было незанятым.
 
В этот день Шауль ничего не сказал,
подумал: случайность, нечист, видимо, не очистился.
 
Было на завтра, во второй день Новомесячья: место Давида было незанятым.
 
 
Сказал Иеѓонатану, сыну, Шауль: «Почему не пришел сын Ишая ни вчера, ни сегодня на трапезу?»
 
Иеѓонатан Шаулю ответил:
«Просил Давид, меня умолил — в Бейт Лехем.
 
Сказал: 'Отпусти меня, у нас в семье жертвоприношение в городе, велел мне мой брат,
теперь, если нашел милость в твоих глазах, сбегаю, с братьями повидаюсь', потому к столу царскому не пришел».
 
Воспылал гнев Шауля на Иеѓонатана, сказал: «Сын упрямой, строптивой!
Разве не знаю, что выбрал ты себе на позор сына Ишая, на позор наготы своей матери!
 
Все дни, что сын Ишая живет на земле, не утвердишься ни ты, ни царство твое,
сейчас же пошли, ко мне возьми его, ибо он смертник».
 
Отвечал Иеѓонатан Шаулю, отцу своему,
сказал: «За что он умрет? Что он сделал?»
 
Поднял Шауль копье — его поразить,
узнал Иеѓонатан, что отцом решено Давида убить.
 
В гневе, пылая, вскочил Иеѓонатан из-за стола,
во второй день Новомесячья хлеб не ел: горевал о Давиде, которого отец его опозорил.
 
Было: утром вышел Иеѓонатан в поле, как было с Давидом назначено,
с ним меньший слуга.
 
Сказал юноше: «Беги, стрелы, которые я пускаю, найди»,
побежал юноша, пустил стрелу дальше него.
 
Прибежал юноша к месту, куда пустил стрелу Иеѓонатан,
закричал Иеѓонатан юноше вслед, говоря: «Ведь стрела дальше тебя!»
 
Кричал Иеѓонатан вслед юноше: «Скорей! Торопись! Не стой!»
Собрал юноша стрелы Иеѓонатану, пришел к господину.
 
Не знал юноша ничего,
только Иеѓонатан и Давид знали, в чем дело.
 
Отдал Иеѓонатан оружие юноше, бывшему с ним,
сказал ему: «Иди, в город их отнеси».
 
Пошел юноша, со стороны юга встал Давид, упал ниц на землю, простерся три раза,
друг друга они целовали, друг с другом плакали, пока Давид превозмог.
 
Сказал Давиду Иеѓонатан: «С миром иди,
оба клялись мы именем Господа, говорили: 'Господь будет между мной и тобой, между потомством моим и потомством твоим навеки'».

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка