Комментарий | 0

Народ и война

 
 
 
 
 
 
В предложении  «история человечества — это и история войн» многие сочтут союз «и» излишним, и аргументов у них будет великое множество, среди которых и тот, что один из первых сюжетов Писания — о войне праотца Аврама. Верно, только война эта странная. Во-первых, не совсем его, Аврама, война. Во-вторых, победитель отказывается  от законной награды.
 
Этот рассказ (Вначале, Брешит 14;  в русской традиции: Книга  Бытия) выстроен необычайно искусно. Первые двенадцать стихов  сообщают о войне четырех царей четырех северных стран за рекой Прат (Эвфрат) с пятью царями пяти стран долины Ярдена (Иордана). Вторые  двенадцать — о войне Аврама.
 
Будучи покоренными, пять царей платили двенадцать лет дань, а на тринадцатый прекратили. Как положено, царь Кедарлаомер со своими союзниками решил бунтовщиков наказать. Столкновение  происходит  в долине Сидим, примыкавшей к Соленому (Мертвому) морю, и, вероятно, со временем наполнившейся водой. Кроме этой в тексте, изобилующем именами, топонимами, есть лишь одна подробность: цари Сдома (Содома) и Аморы (Гоморры), бежав от победителей, провалились в асфальтовые ямы.
 
Этим бы всё и кончилось, очень скоро забылось, если бы среди трофеев не было Лота, племянника Аврама, который, отделившись от дяди, поселился в городе Сдоме, еще не обретшем соответствующую репутацию. Сообщением об этом завершается первая часть повествования, избравшего из великого множества канувших в Лету войнушек, победителей веселивших, одну — обратить в притчу о справедливой войне. Исторические реалии все на месте:  там и тогда. Только не  так: в истории появился Аврам.
 
            Спасшийся рассказывает о происшедшем Авраму-иври. Так, первый раз в тексте праотец назван именем, которое станет названием народа, призванного вести войны иначе, народа, из которого выйдет пророк, возгласивший:
 
Жить будет волк с овцой, пантера — с козленком лежать,
теленок со львом и вол будут вместе, и малый ребенок их будет пасти.
 
С коровой медведь вместе будут пастись, лежать — их детеныши,
словно вол, лев — есть солому.
 
И будет младенец над змеиной норой играть,
к гнезду гадюки дитя  руку протянет.
 
На святой горе Моей не будут зло творить и губить,
но будет земля полна знанием Господа, словно водами — море
(Иешаяѓу 11:6-9).
 
У прозвища Аврама есть два объяснения: потомок Эвера (Вначале, Брешит 10:21), а также человек, пришедший с другой стороны реки (имеется в виду река Прат).
 
Текст обманывает читательские ожидания. Если первые двенадцать стихов о войне, о поражении соседей  Аврама, то и последующие двенадцать должны быть о  войне, победоносной войне  Аврама. Но об этом — кратко, словно брезгуя, вскользь. Что же вместо? Благословение Малки-Цедека, царя Шалема (в русской традиции: Мельхиседек), и клятва Аврама, отказывающегося от награды.  
 
            Символический характер, качество притчи традиционный исторический рассказ, перенасыщенный именами и топонимами, приобретает как раз с появлением имени Малки-Цедек и топонима Шалем, которые среди прочих выделяются необычностью. 
 
            Дословно имя появившегося «ниоткуда» загадочного царя, который через века станет героем многочисленных легенд и мистических текстов: Праведный (Справедливый) царь. Он, жрец Бога Всевышнего, словно Господень посланник, благословляет Аврама, тем самым противопоставляя царям, и «местным», соседям, и пришлым, далеким.
 
            Аналогично и Шалем выделен из массы топонимов. Дословно: мирный, спокойный, целостный, цельный и т.п. Предпринимались многочисленные попытки отождествить этот топоним, но  утвердилось, из смыслового и фонетического полей вырастая: Шалем = Иерушалаим. Шалем — поэтическое название Иерушалаима: В Шалеме куща Его,// в Сионе Его обитель (Теѓилим, Псалмы 76:3).
 
            Итак, перед нами рассказ о войне и притча о мире, повествование о  царях, победителях и побежденных, и притча о царе истинном. Двенадцать стихов —  первая  часть. Двенадцать — другая. Симметрия: было и будет.
 
Было время царей. Наступило время Аврама, которому еще предстоит стать Авраѓамом, и эта война — этап его воплощения.
 
Было в дни Амрафэля, царя Шинара, Арьоха, царя Эласара,
Кедарлаомера, царя Эйлама, и Тидаля, царя Гоима.
 
Вели они войну с Берой, царем Сдома, и с Биршей, царем Аморы,
Шинавом, царем Адмы, и Шемевером, царем Цвоима, и царем Белы, она же Цоар.
 
Все они соединились в долине Сидим,
она же Соленое море.
 
Двенадцать лет служили они Кедарлаомеру,
на тринадцатом году взбунтовались.
 
На четырнадцатом году пришел Кедарлаомер и цари, которые с ним, разбили они рефаим в Аштерот Карнаим и зузим в Ѓаме,
и эймим в Шаве Кирьятаиме.
 
И хори на горе их Сеир
до Эйль Парана, рядом с пустыней.
 
Возвратившись, пришли в Эйн Мишпат, он же Кадеш, и разбили всю страну Амалека
и эмори, живущего в Хацецон Тамаре.
 
Вышел царь Сдома и царь Аморы, и царь Адмы, и царь Цвоима, и царь Белы, она же Цоар,
с ними бой в долине Сидим учинили.
 
С Кедарлаомером, царем Эйлама, и Тидалем, царем Гоима, и Амрафэлем, царем Шинара, и Арьохом, царем Эласара,
четыре царя с пятью.
 
В долине Сидим много асфальтовых ям, цари Сдома, Аморы, бежав, упали туда,
остальные на гору убежали.
 
Забрали они всё имущество Сдома, Аморы и всю их провизию и ушли.
 
Забрали Лота, племянника Аврама, и имущество его и ушли,
а он жил в Сдоме.
 
Пришел спасшийся, рассказал Авраму-иври,
живущему в Элоней Мамре эмори, брата Эшколя и брата Анера, а они союзники Аврама.
 
Услышал Аврам, что пленен его брат,
подпоясал питомцев своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, до Дана преследовал.
 
Ночью они разделились, он и рабы его, били тех,
преследуя до Ховы, которая от Дамэсека слева.
 
Он вернул всё имущество
и Лота, своего брата, и имущество его возвратил, и жен, и народ.
 
Вышел царь Сдома навстречу ему после его возвращения, когда он разбил Кедарлаомера и царей с ним,
в долину Шаве, она же долина Царская.
 
И Малки-Цедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино,
а он жрец Бога Всевышнего.
 
Благословляя его, сказал:
«Благословен Аврам Богом Всевышним, Творцом небес и земли.
 
И благословен Бог Всевышний, отдавший врагов твоих в руку твою»,
и дал ему от всего десятину.
 
Царь Сдома сказал Авраму:
«Отдай мне души, а имущество себе забери».
 
Сказал Аврам царю Сдома:
«Поднимаю руку свою к Господу, Богу Всевышнему, Владыке неба и земли.
 
Нитки и ремешка обуви не возьму из всего твоего,
и ты не скажешь: 'Я обогатил Аврама'.
 
Мне ничего, лишь то, что юноши съели, и доля людей, что со мной пошли:
Анер, Эшколь и Мамре возьмут долю свою».
 
            Однако! Идеал не отменяет реальность. Уйдя из Египта, по дороге в землю, обетованную Господом, евреи вынуждены, когда нет выхода, воевать. И коль  так, раз войну отменить невозможно, то необходимо сделать всё, чтобы врага победить, установив  законы и правила, многие из которых в духе времени жестоки и безжалостны. Об этом 20-ая глава книги Слова (Дварим, в русской традиции: Второзаконие).
 
Выйдя на войну против врага, увидев коней и колесницы, народ больше тебя, их не бойся:
с тобой Господь Бог, который из земли Египет вывел тебя.
 
Будет: когда приблизитесь к бою,
подойдет коѓен и скажет народу.
 
Скажет им: «Слушай Израиль! Ныне близки вы к бою с врагами,
не ослабеют ваши сердца, не бойтесь и не страшитесь, не суетитесь и не сломитесь.
 
Господь Бог с вами идет —
за вас с врагами вашими воевать, вас спасать».
 
Надзиратели будут говорить народу, сказав: «Построивший новый дом и его не обновивший уйдет, в дом свой вернется,
чтобы на войне не погиб, а другой обновил.
 
Виноградник посадивший и не пожавший уйдет, в дом свой вернется,
чтобы на войне не погиб, а другой пожнет.
 
С женщиной обручившийся и не взявший ее уйдет, в дом свой вернется,
чтобы на войне не погиб, а другой ее взял».
 
Еще надзиратели будут говорить народу, сказав: «Боязливый и слабый сердцем уйдет, в дом свой вернется
и сердца братьев, как сердце свое, не растопит».
 
Будет: когда закончат народу надзиратели говорить,
во главе народа командиров назначат.
 
Когда приблизитесь к городу — с ним воевать,
призови его к миру.
 
Будет: если миром ответив, тебе отворит,
весь народ в нем станет данниками, тебе будут служить.
 
Если с тобой не примирится, с тобой войну учинит,
его осади.
 
Отдаст его Господь Бог в руку твою,
всех мужчин его мечом поразишь.
 
Только женщин, детей и скот, и всё, что в городе будет, всю добычу себе забери,
ешь добытое у врага, что Господь Бог тебе дал.
 
Так поступай со всеми очень далекими от тебя городами,
которые не здесь, не из городов этих народов.
 
Только из тех городов, которые дает тебе Господь Бог в удел,
не оставляй в живых ни души.
 
Только погуби, уничтожь хити и эмори, кнаани и призи, хиви и иевуси,
как тебе Господь Бог заповедал.
 
Чтобы вас не научили творить подобное всем мерзостям, что творили своим богам,
и пред Господом Богом вы не грешили.
 
Если долгие дни осаждать будешь город, за него воевать, чтоб захватить, дерево не уничтожай, топор на него занося, ибо ты ешь от него, его не руби:
разве человек дерево полевое, чтоб от тебя в крепость уйти?
 
Только дерево, о котором знаешь, что не плодовое дерево, уничтожай и руби,
строя осаду городу, воюющему с тобой, пока не покоришь.
 
Воюет народ, ведомый  Моше, воюет его преемник Иеѓошуа бин  Нун (Иисус Навин) за землю Израиля, воюют судьи Израиля с соседями-врагами. Шауль (Саул) и Давид ведут междоусобные войны за царство. После раздела  единого  еврейского государства Израиль, северное царство, воюет с южным, Иеѓудой, случается,  что, объединившись, они совместно воюют с общим врагом, как описано в книге Цари 1 (22:1-40).
 
Царь Израиля Ахав и Иеѓошафат, царь Иеѓуды, несмотря на предостережение пророка  Михаяѓу, идут войной против Арама, чтобы вернуть Рамот Гилад, город на восточном берегу Ярдена (Иордана), который во времена Шломо (Соломона) принадлежал еврейскому государству. В этом рассказе мало войны, зато много того, что ей предшествовало.
 
Три года прожили
без войны Арам и Израиль.
 
На третий год было:
спустился Иеѓошафат, царь Иеѓуды, к царю Израиля.
 
Царь Израиля рабам своим говорит: «Знаете вы, что Рамот Гилад наш?
А мы молчим, из рук царя Арама не забираем».
 
Сказал Иеѓошафату: «Пойдешь со мной войной на Рамот Гилад?»
Иеѓошафат царю Израиля говорит: «Как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ, как твои кони, так и кони мои».
 
Иеѓошафат царю Израиля говорит:
«Сегодня же вопроси слово Господне!».
 
Царь Израиля собрал пророков, около четырехсот человек, сказал: «Идти войной на Рамот Гилад или нет?»
Сказали: «Поднимись, предаст Господь в руку царя».
 
Сказал Иеѓошафат: «Нет ли здесь еще Господня пророка,
через него вопросить?»
 
Сказал царь Израиля Иеѓошафату: «Есть еще один муж, через которого Господа вопрошают, но я его ненавижу: хорошее обо мне не пророчит, только плохое, Михаяѓу сын Имлы»,
сказал Иеѓошафат: «Царь, так не говори!»
 
Позвал царь Израиля одного придворного
и сказал: «Михаяѓу сына Имлы — не медля».
 
Царь Израиля и Иеѓошафат, царь Иеѓуды, в платье одетые, на гумне на стульях сидят, у входа в ворота Шомрона,
и все пророки перед ними пророчат.
 
Цидкия сын Кнааны, рога железные сделав,
сказал: «Ими Арам будешь бодать, пока их не истребишь».
 
Все пророки это пророчат, говорят они:
«В Рамот Гилад поднимись, победишь, Господь предаст в руку царя».
 
Посланец, ходивший звать Михаяѓу, сказал ему, говоря: «Вот, в один голос слова всех пророков хороши для царя,
как слово одного из них, пусть и твои слова будут, и ты скажи хорошо».
 
Сказал Михаяѓу:
 «Жив Господь, лишь то, что скажет Господь мне, скажу».
 
Пришел к царю, сказал ему царь: «Михаяѓу, идти войной на Рамот Гилад или нет?»
Сказал: «В Рамот Гилад поднимись, победишь, Господь предаст в руку царя».
 
Сказал ему царь: «Сколько раз я тебя заклинал
говорить мне лишь правду именем Господа».
 
Сказал: «Я видел: по горам весь Израиль, как овцы, рассеян, нет у них пастуха,
Господь сказал: Нет хозяев у них, пусть каждый с миром в свой дом возвратится».
 
Сказал царь Израиля Иеѓошафату:
«Не говорил ли тебе, что он хорошее обо мне не будет пророчить, только плохое».
 
Сказал: «Не так, слушай слово Господне,
видел я Господа, на престоле сидящего, и всё войско небесное справа и слева стоит подле Него.
 
Сказал Господь: Кто соблазнит Ахава подняться и пасть в Рамот Гиладе?
Тот сказал так, этот этак сказал.
 
Вышел дух, пред Господом стал и сказал: 'Я соблазню',
Господь говорит ему: Как?
 
Сказал: 'Выйду, стану духом лживым в устах всех пророков его',
сказал: Соблазни, ты сумеешь, выйди, так сделай.
 
Теперь Господь дал дух лживый устам всех этих пророков,
Господь зло о тебе говорил».
 
Подойдя, Цидкия сын Кнааны по щеке Михаяѓу ударил,
сказал: «Как от меня перешел дух Господень с тобой говорить?»
 
Сказал Михаяѓу: «Увидишь в тот день,
когда прятаться в комнату комнат войдешь ты».
 
Сказал царь Израиля: «Возьми Михаяѓу, верни его Амону, правителю города,
и Иоашу, царскому сыну.
 
Скажи, так сказал царь: 'Этого посадите в темницу,
скудно хлебом кормите, скудно — воду, пока я с миром вернусь'».
 
Сказал Михаяѓу: «Если с миром вернешься ты, возвратишься — через меня Господь не говорил»,
и сказал: «Слушайте, все народы!»
 
Царь Израиля и Иеѓошафат, царь Иеѓуды, на Рамот Гилад поднялись.
 
Сказал царь Израиля Иеѓошафату: «Переоденусь и в бой пойду, и ты надень одежды свои»,
переодевшись, царь Израиля ринулся в бой.
 
А царь Арама командирам колесниц, их тридцать две у него, приказал, говоря: «С малым, великим вы не сражайтесь,
с царем Израиля, с ним только одним».
 
Было: командиры колесниц, увидев Иеѓошафата, сказали: «Он — царь Израиля», к нему повернули сражаться,
Иеѓошафат закричал.
 
Было: командиры колесниц, увидев, что не он царь Израиля,
от него отступили.
 
Не ведая, один человек лук натянул и сквозь латы царя Израиля поразил,
тот вознице сказал: «Сверни, из строя вывези: ранен я».
 
В тот день разгорелось сражение, царь в колеснице стоял против Арама,
вечером умер, кровь из раны залила дно колесницы.
 
С заходом солнца клич по стану прошел, говорили:
«По городам своим, в свои земли!»
 
Умершего царя в Шомрон привезли,
царя в Шомроне похоронили.
 
Колесницу мыли в пруду Шомрона, и кровь его собаки лизали, и оружие мыли
по слову Господа, Им изреченному.
 
А другие дела Ахава и всё, что он сделал, и дом из слоновой кости, который построил, и все города, которые строил,
записаны в книге «Повести лет царей Израиля».
 
Лег Ахав с отцами своими,
сын Ахазьяѓу вместо него воцарился.
 
            Особое место в  танахической  «антологии» войн занимают батальные сцены Ирмеяѓу (Иеремии), который, пророчествуя о грядущих событиях, видит происходящее сверху. Его стихи передают стремительность сражения, слова несутся вслед грохочущим колесницам, полнясь лязгом мечей, свистом копий, криками умирающих, запахом  крови.
 
            В 46-ой главе пророчества Ирмеяѓу речь идет о сражении при Каркемише, что на берегу реки Прат (Эвфрат; в настоящее время в Сирии). Египтяне завладели этим городом после похода фараона Нехо в первый год его царствования. Наследник вавилонского престола и командующий войском Невухадрецар (Невухаднецар, в русской традиции: Навуходоносор II),  разбив египтян, прогнал их из города. Вскоре после битвы его отец  умер, и он унаследовал трон Бавеля (Вавилона).
 
Пророк пишет картину боя со стороны египтян, Египет сравнивается с бурлящей Рекой, Нилом, играющим исключительную роль в жизни страны и обожествленного.  В  тексте  стремительно, словно стрелы, мелькают народы-соседи Египта, воины которых служили в египетском войске (Куш, Пут, лудим), в тяжкий час призывающие друг друга вернуться домой. Пророк предсказывает наказание египетскому божеству Амону, культ которого распространился из города Но, некогда столицы (ныне Луксор), и четырем царям Египта (в каждой из четырех частей страны был свой правитель,  их ТАНАХ и называет царями).
 
Слово Господа о народах, бывшее Ирмеяѓу-пророку.
 
О Египте и войске Паро Нехо, царя Египта, это было на реке Прат в Каркемише,
его разбил Невухадрецар, царь Бавеля, в четвертый год Иеѓоякима сына Иошияѓу, царя Иеѓуды.
 
Берите щиты и латы, на войну выходите.
 
Запрягайте! Всадники — на коней! В шлемах в строй становитесь!
Острите копья! Броню надевайте!
 
Что вижу! Разбиты! Вспять повернули, разгромлены храбрецы и бегут!
Ужас вокруг, — слово Господа.
 
Быстрый не убежит и не спасется отважный,
на севере, у реки Прат споткнулись и пали.
 
Кто это вздымается, как Река,
чьи воды бурлят, как потоки?
 
Египет вздымается, как Река, воды бурлят, как потоки,
говорит: «Поднимусь, землю покрою, город с жителями его погублю».
 
Кони, вперед, колесницы, неситесь, воины, выходите:
Куш и Пут, щитоносцы, лудим-лучники.
 
Ныне у Господа, Всемогущего Бога день мщения, расплаты с врагами,
будет меч пожирать, насыщаясь, упиваясь их кровью:
жертва Господу, Всемогущему Богу у реки Прат, в стране севера.
 
Взойди на Гилад, бальзам возьми, дева, Египта дочь,
зря ты снадобья множишь, нет тебе исцеления.
 
Услыхали народы о сраме, вопль твой землю заполонил,
наскочил на воина воин, вместе свалились.
 
 
Слово, сказанное Господом Ирмеяѓу-пророку:
Царь Бавеля Невухадрецар придет поразить землю Египет.
 
Объявите в Египте, огласите в Мигдоле, возвестите в Нофе, Тахпанхесе,
скажите: «Вставайте, готовьтесь: меч всё в округе пожрет».
 
Почему тащат героев?
Не устояли: Господь их повергнул.
 
Он падающих умножил,
падая друг на друга, они говорили: «Вставай, к нашему народу вернемся, от гибельного меча — в родную страну».
 
Тогда орали они:
«Паро, царь Египта, в грохоте срок упустил».
 
Я жив, — слово Царя,  Всемогущий Господь Его имя,
как  Тавор среди гор, как Кармель, — он морем придет.
 
Обитательница, дочь Египта, готовь вещи к изгнанию:
Ноф станет пустыней, сгоревшей, безлюдной.
 
Прекрасная телица Египет,
идет, надвигается заклание с севера.
 
Наемники, откормленные тельцы, назад повернули, сбежали, не устояли:
пришел день их гибели, мгновение кары.
 
Голос его змеей проползет,
они придут грозно, с топорами, как дровосеки.
 
Лес срубят, — слово Господне, — несметный,
но их больше, чем саранчи, бессчетны.
 
Обесчещена дочь Египта,
в руки народу севера отдана.
 
Сказал Всемогущий Господь, Бог Израиля: Накажу Амона из Но, Паро и Египет, богов его и царей,
Паро и на него уповающих.
 
Предам их в руки ищущих души их, в руки Невухадрецара, царя Бавеля, в руки его рабов,
а затем, как в былые дни, будет он населен, — слово Господа.
 
 
Не страшись, раб Мой Яаков, не бойся, Израиль, издалека, из страны пленения тебя и потомство спасу,
возвратится Яаков, покоен и безмятежен, никто не испугает его.
 
Ты, не бойся, раб Мой Яаков, — слово Господа, — с тобой Я,
все народы, к которым изгнал, Я истреблю, а тебя не уничтожу, по справедливости страданием покараю, но, изводя, не изведу.
 
             В следующей 47-ой главе Ирмеяѓу предсказывает судьбу плиштим, их городов Азы и Ашкелона, а также Цора, Цидона, которые станут жертвой меча в руке Господа — могучего вавилонского правителя.
 
Плиштим (в  русской традиции:  филистимляне) — это пришельцы, из нескольких волн которых сложился народ, обитавший на побережье Великого (Средиземного) моря к западу от Иеѓуды, который находился в перманентно враждебных отношениях с еврейским государством. Среди плиштим были выходцы с острова Кафтор  (вероятно, Кипр).
 
Цор (Тир) — древнейший город-государство, упоминавшийся в египетских документах конца 19 в. до н.э. Находился на ливанском побережье Средиземного моря к югу от современного Бейрута, около двадцати километров северней нынешней границы Израиля и Ливана. Греки называли его Финикией. Славился своими мореплавателями и купцами. Имел колонии в различных местах Средиземного моря. Власть Цора распространялась на ряд городов, среди которых Цидон.
 
Слово Господа, бывшее Ирмеяѓу-пророку о плиштим
прежде, чем поразил Паро Азу.
 
Так сказал Господь: Поднимутся с севера воды, став потоком сметающим, землю и всё на ней затопляя: город и жителей,
закричат люди, жители земли зарыдают.
 
От могучего звона копыт, грохота колесниц и грома колес
не сберегли  отцы сыновей: руки их ослабели.
 
Приходит день всех плиштим уничтожить, Цору, Цидону любой остаток помощи истребить,
Господь плиштим, остаток Кафтор-острова разорит.
 
Стала лысою Аза, Ашкелон, остаток долины, разрушен,
доколе будешь себя раздирать?
 
Горе! Господень меч, доколе ты не уймешься?
Вернись в ножны, уймись, успокойся.
 
Как уймется? Господь ему повелел:
на Ашкелон, на берег морской, туда его обратил.
 
            Подобно тому, как войной и разрушением были наказаны в грехах погрязшие племена, орудием чего был Бавель (земля касдим) и его царь Невухаднецар, сам Бавель будет наказан, а главное божество Бэл (другое имя Меродах) будет опозорен и сокрушен.  Об этом пророчество в 50-ой  главе Ирмеяѓу. Бавель был карающим мечом в руке Господа, теперь  с  севера  против него поднимается Мадай — Мидийское царство, первое крупное государство на северо-востоке современного Ирана. К царю Мадая обращен призыв истребить землю Мератаим, страну в районе Персидского залива, на юге Месопотамии, откуда вышли основатели Вавилонского царства, призыв истребить жителей Пекода (народ или район Бавеля), являющегося синонимом слова «Бавель». Не только меч, но и сушь нашлет Господь на «страну истуканов», которая станет безлюдной, подобной Сдому и Аморе после крушения. От этого она обезумеет, ведь Бавель — страна, изобилующая реками и водоемами, поэтому неожиданная засуха, врасплох обрушившаяся на ее жителей-язычников, будет столь пагубна.
 
Слово, переданное Господом о Бавеле и о земле касдим с Ирмеяѓу-пророком.
 
Возгласите, возвестите народам, знамя взметните, не тая, возвестите,
скажите: «Взят Бавель, Бэл опозорен, Меродах сокрушен, его идолы обесчещены, кумиры разбиты».
 
С севера поднялся народ обратить его землю в безлюдную пустошь:
и человека и скот, все покинут, уйдут.
 
В эти дни, в этот час, — слово Господа, — сыны Израиля вместе с сынами Иеѓуды придут,
пойдут они, плача, искать Господа Бога.
 
Будут расспрашивать о дороге туда, в Сион:
«Пойдем, пристанем к Господу, к союзу вечному, что не будет забыт».
 
Заблудшие овцы — народ Мой, пастухи, сбив с пути, в горы их завели,
с горы на гору они бесцельно бродили, свой загон позабыли.
 
Что находили, то ели, враги говорили: «Мы их не накажем»:
согрешили они перед Господом — праведным пастбищем, Господом — чаянием их отцов.
 
Из Бавеля бегите, из Земли касдим уходите,
будьте, как козлы, перед стадом.
 
Разбужу, из страны северной на Бавель подниму рать народов великих, выйдут на бой — завладеют,
пустыми стрелы доблестных не вернутся.
 
Станут касдим добычей,
насытятся все его обобравшие, — слово Господа.
 
Хоть вы радовались, веселились, удела Моего погубители,
разжиревшие, как телица на молотьбе, ржущие, как могучие кони.
 
Но будет ваша мать опозорена, родившая вас — посрамлена:
конец народов — степь, пустошь, пустыня.
 
От гнева Господа обезлюдеет, станет пустыней,
прохожий в Бавеле ранам его ужаснется и свистнет.
 
Лучники, Бавель окружайте, стрел не жалея, стреляйте:
он пред Господом согрешил.
 
Везде трубите: он поднял руки, основания пали — обрушились стены,
это возмездие Господа, вы отомстите, как он поступал — с ним поступите.
 
Сеятеля и держащего серп в пору жатвы уничтожьте в Бавеле,
каждый от гибельного меча к народу своему обратись, в свою страну убегай.
 
Израиль — отбившаяся овца, львы прогнали ее,
царь Ашура ее первым пожрал, последним — Бавеля, Невухадрецар сломал, сожрал ее кости.
 
 
Потому так сказал Всемогущий Господь, Бог Израиля: Накажу царя Бавеля и землю его,
как наказал Я царя Ашура.
 
На свое пастбище Израиль Я возвращу, пастись на Кармеле, Башане,
насытится душа его на горе Эфраим, в Гиладе.
 
В эти дни, в этот час, — слово Господа, — будут искать вину Израиля — и не будет, грехи Иеѓуды — и не найдут,
Я прощу тех, кого сохраню.
 
 
Поднимайся на землю Мератаим, на жителей Пекода,
их истреби, — слово Господа, —  сделай, как Я повелел.
 
Гром войны на земле,
великое разрушение.
 
За что разбит, сокрушен молот земли,
за что ужасом стал Бавель средь народов?!
 
Поставил Я сети тебе, Бавель, не ведая, ты попался,
пойман ты, схвачен, ибо против Господа бунтовал.
 
Господь хранилище отворил, извлек орудия гнева:
в стране касдим работа у Господа Всемогущего Бога.
 
Отовсюду идите, закрома отворите, как груду снопов, уничтожьте, топчите,
чтоб остатка от него не осталось.
 
Быков его мечом поражайте, заклайте,
горе им, день, час наказания наступил.
 
Крик из земли Бавеля — спасаются, убегают
возвестить в Сионе о мести Господа, нашего Бога, за Храм Его мщение.
 
Вокруг Бавеля стрелков, лучников созывайте, ему не спастись, за деяния отплатите, как он поступал — с ним поступите,
он против Господа, Святого Израиля злоумышлял.
 
Потому падут юноши на площадях,
все воины в день тот погибнут.
 
 
Вот, Я — тебе, злодею, — слово Господа,  Всемогущего Бога, —
день наступил, час наказания.
 
Оступился злодей, упал — никто не поднимет,
в его городах Я огонь разожгу, он пожрет всё в округе.
 
Так сказал Всемогущий Господь: Ограблены сыны Израиля и Иеѓуды сыны,
пленившие держат их, отпустить не желают.
 
Избавитель могуч, имя Его — Всемогущий Господь, за них в сраженье сразится —
землю утишить, в трепет жителей Бавеля вогнать.
 
Меч — на касдим, — слово Господа, —
на жителей, вельмож Бавеля и мудрецов!
 
Меч — на глупцов-вещунов,
меч на воинов — сгинут.
 
Меч — на коней, колесницы, на сброд: в женщин они обратятся,
меч — на сокровища, их разграбят.
 
Сушь — на воды его: иссохнут,
от страха обезумеет страна истуканов.
 
Поселятся там звери пустынные, поселятся филины,
навеки станет безлюдной, вовек жить там не будут.
 
Как после краха Сдома, Аморы и их соседей, — сказал Господь, —
там не поселится муж, человек жить не будет.
 
Народ придет с севера,
могучее племя, много царей поднимется от края земли до края.
 
Держат лук и копье, жестоки и беспощадны, голоса их, как море, гремят, на конях они скачут,
дочь Бавеля, они с тобой к битве готовы.
 
Царь Бавеля весть эту услышал, руки его обмякли,
как роженицу схватки, беда его охватила.
 
Поднимется из топи Ярдена на твердое пастбище, словно лев, но вмиг Я оттуда его изгоню, кто избранника поставит над ним,
кто Мне подобен, кто срок Мне назначит, какой пастух предо Мной устоит?
 
Потому слушайте замысел Господа, задуманный о Бавеле, о земле касдим замысленное:
поволокут их ягнята, если Господь на них жилища их не обрушит.
 
От грохота, когда захватят Бавель, земля задрожит,
их вопль народы услышат.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка