Философское selfie, или Опыт разрешения антиномий чистого разума

 

 

От автора

Этот текст  моя амбициозная и рискованная попытка (!) разрешения антиномий чистого разума. Это синтез Канта и Гёделя с поправкой на гносеологию Платона и приращением моих личных умозаключений. О нем мною было заявлено еще в "Переписке..."

 

1. Бесконечность/конечность времени и безграничность/ограниченность пространства:

а) на основании данных нашего чувственного опыта мы не можем определенно знать, конечен или бесконечен мир во времени и ограничен или безграничен он в пространстве, что означает доказуемость и опровергаемость в равной мере и того, и другого утверждения из двух означенных предпосылок; стало быть, мы можем определенно заявлять, что имеет место быть не актуальная, но потенциальная бесконечность, идентичная неопределенности;

б) безотносительно данных нашего чувственного опыта нам должно определенно полагать конечность мира во времени и ограниченность его в пространстве.

 

2. Неделимость/делимость вещества:

а) на основании данных нашего чувственного опыта мы не можем определенно знать, подлежит ли вещество дроблению на бесчисленное множество элементарных частиц, либо же нет, что означает доказуемость и опровергаемость в равной мере и того, и другого утверждения; стало быть, мы можем определенно заявлять, что неопределенность вещества служит подтверждению закона постоянства субстанции;

б) безотносительно данных нашего чувственного опыта нам должно определенно полагать ограниченность дробления вещества на элементарные частицы.

 

3. Свобода/необходимость:

а) в порядке умозрения, т.е. безотносительно данных нашего чувственного опыта, мы можем определенно заявлять, что в мире действенна обусловленная причинность, т.е. необходимость, но определенно этого не знаем в силу доказуемости и опровергаемости данного утверждения; стало быть, данное утверждение гипотетично;

б) в порядке умопостижения, не сводящегося к умозрению, но так же, как и умозрение, не относящегося к данным нашего чувственного опыта, мы можем определенно знать, что в мире действенна необусловленная причинность, т.е. свобода, но определенно этого не заявляем в силу недоказуемости и неопровержимости данного утверждения; стало быть, данное утверждение аксиоматично.

 

4. Случайность/закономерность мира:

а) в порядке умозрения, кое не относится к данным нашего чувственного опыта, мы можем определенно заявлять о сводимости достаточного основания познания к фактической причинности, что означает закономерность мира, но определенно этого не знаем в силу доказуемости и опровергаемости данного утверждения; стало быть, данное утверждение гипотетично;

б) в порядке умопостижения, на основании вышеизложенного, мы можем определенно знать о безосновательности сведения достаточного основания познания к фактической причинности, что означает случайность мира, но определенно этого не заявляем в силу недоказуемости и неопровержимости данного утверждения; стало быть, данное утверждение аксиоматично.

 

X
Загрузка