Комментарий | 0

Эзра, Нехемья (Нехемья 9 - 10)

 

 
Глава 9
 
1. В двадцать четвертый день этого месяца, постясь, сыны Израиля собрались во вретище и прах на них.
 
2. Семя Израиля отделив от всех чужеземцев,
встав, исповедовались в грехах своих и прегрешеньях отцов.
 
3. Встав на свои места, четверть дня читали книгу Учения Господа Бога,
четверть исповедовались, простирались пред Господом Богом.
 
 
4. На возвышение левитов встали Иешуа, Бани, Кадмиэль, Шеванья, Буни, Шеревья, Бани, Хенани,
громким голосом к Господу Богу взывали.
 
5. Сказали левиты Иешуа, Кадмиэль, Бани, Хашавенья, Шеревья, Ѓодия, Шеванья, Петахья: «Встаньте, благословите Господа Бога извечно, навечно!»
 Благословили они имя славы Его, что превыше всех благословений и прославлений.
 
6. Ты один Господь, небо Ты сотворил, небес небеса и всё воинство их(а), землю и всё на ней, моря и всё в них, Ты всем даешь жизнь,
небесное воинство преклоняется пред Тобой.
 
7. Ты Господь Бог, избравший Авраама, вывел его из Ур Касдима,
дал имя ему Авраѓам(б).
 
8. Ты нашел сердце его верным Тебе и заключил с ним союз дать землю кнаани, хити, эмори, призи, иевуси, гиргаши(в), отдать потомству его,
слова Свои Ты исполнил: праведен Ты.
 
9. Ты увидел муки отцов наших в Египте,
их вопль на Ям-Суф услышал(г).
 
10. Ты дал знамения и чудеса Паро и всем рабам его, всему народу его страны, ибо знал, что против них те злоумышляли,
и создал имя Себе и по сей день.
 
11. Ты море рассек перед ними, и прошли они в море по суше,
а преследователей в глубины швырнул, как камень в бурные воды(д).
 
12. Столбом облачным вел Ты их днем,
столбом огненным — ночью, освещая путь, по которому шли(е).
 
13. На гору Синай Ты сошел, с ними с небес говорил(ж),
справедливые законы, истинные учения, добрые уставы и заповеди им даровал.
 
14. О святой субботе Своей им поведал(з),
заповеди, законы, Учение через Своего пророка Моше им заповедал.
 
15. Ты хлеб дал им с небес из-за голода, из скалы воду извлек из-за жажды,
сказал им прийти наследовать землю, о которой руку воздел — им даровать(и).
 
16. А они, отцы наши, злоумышляли,
выю ожесточали, заповедям Твоим не внимали.
 
17. Слушать отказывались, чудеса, которые с ними Ты совершил, не вспоминали, выю ожесточали, бунтуя, голову обращали в рабство вернуться1,
но Ты Бог милостивый, милосердный, жалостливый, долготерпеливый и многомилостивый их не оставил(к).
 
18. Хотя сделали себе золотого тельца литого, сказали: «Это твой бог, который вывел тебя из Египта»(л),
хулу большую творили.
 
19. А Ты в великом Своем милосердии в пустыне их не оставил,
столб облачный, которым днем Ты их вел по пути, над ними не уничтожил, и столб огненный, освещавший их путь, по которому шли они ночью.
 
20. Свой дух благой дал их вразумить(м),
Свой ман ото рта их не отнял, давал воду от жажды.
 
21. Сорок лет их в пустыне питал — ничего им не недоставало,
не рвалась одежда, ноги не отекали(н).
 
22. Царства, народы им отдал, к пределу их отделил,
землю Сихона, землю царя Хешбона, землю Ога, царя Башана, они унаследовали(о).
 
23. Как звезд в небе, сыновей их умножил,
привел их в землю, о которой отцам их говорил: придут, унаследуют(п).
 
24. Пришли сыновья, землю они унаследовали, Ты кнаани, обитателей этой земли, им покорил, отдал в их руку —
по воле своей с царями, народами этой земли поступить.
 
25. Они захватили укрепленные города, тучную землю, унаследовали дома, добром полные, высеченные колодцы, виноградники и масличные деревья, плодовые деревья  во множестве,
ели, насыщались, жирели, великим благом Твоим наслаждались.
 
26. Восставали, против Тебя бунтовали, Учение Твое отбросили за спину, пророков Твоих, тщившихся вернуть их к Тебе, убивали,
хулу большую творили.
 
27. В руку врагов Ты их предавал, те их притесняли,
в час беды взывали к Тебе, в небесах Ты их слышал, и по милосердию великому Своему давал им спасителей, от руки врагов их избавлявших.
 
28. Становилось легче — вновь зло пред Тобою творили,
Ты оставлял их врагам, те властвовали над ними, и они вновь взывали к Тебе, в небесах Ты их слышал, и по милосердию Своему много раз их спасал.
 
29. Предупреждал, чтоб вернуть их к Учению Своему — злоумышляли, заповедям Твоим не внимали, против законов Твоих, которые человек исполняет — и жив ими, грешили(р),
плечо буйное выставляли, выю ожесточали и не внимали.
 
30. Многие годы, оттягивая, предупреждал духом Своим через пророков Своих — не внимали,
и в руку народов этих стран(с) Ты их предал.
 
31. В великом Своем милосердии Ты их не уничтожил и не оставил,
ибо Ты милостив и милосерден.
 
32. А ныне, наш Боже, Бог великий, могучий и грозный(т), союз и милость хранящий, пред Тобой не будет ничтожным это несчастье, постигшее нас, царей наших, вельмож, коѓенов, пророков, отцов, весь Твой народ
с дней царей Ашура(у) и до этого дня.
 
33. Ты праведен во всем, что нас постигло,
ибо Ты поступал справедливо, а мы вершили преступное.
 
34. Наши цари, вельможи, коѓены и отцы Учение Твое не исполняли,
заповедям, предостережениям, которыми остерегал, не внимали.
 
35. В царствах Твоих(ф), в благе великом, которое им даровал, в земле обширной и тучной, которую дал им, они Тебе не служили,
от злых деяний своих не отступали.
 
36. Вот, ныне рабы мы,
земля, которую отцам нашим Ты даровал вкушать плоды и благо ее, вот, на ней мы рабы.
 
37. Умножает она урожай царям, которых Ты за грехи наши поставил над нами,
над телами нашими властвуют, над нашим скотом — по воле своей, в великой беде мы.

 

***

История евреев —  история греха, отступничества от Господа.

(а) Небес небеса и всё воинство их. Небесное воинство: звезды и/или ангелы.

(б) Ты Господь Бог, избравший Авраама, вывел его из Ур Касдима,// дал имя ему Авраѓам. См.: Вначале (Брешит) 11:31, 15:7, 17:5.

(в) Кнаани, хити, эмори, призи, иевуси, гиргаши. Народы, населявшие Кнаан до прихода евреев.

(г) Ты увидел муки отцов наших в Египте,// их вопль на Ям-Суф услышал. См.: Имена (Шмот) 3:7, 14:10. Ям-Суф. Чермное (Красное) море.

(д) Ты море рассек перед ними, и прошли они в море по суше,// а преследователей в глубины швырнул, как камень в бурные воды. См.: Имена (Шмот) 14:29, 15:5.

(е) Столбом облачным вел Ты их днем,// столбом огненным — ночью, освещая путь, по которому шли. См.: Имена (Шмот) 13:21.

(ж) На гору Синай Ты сошел, с ними с небес говорил. См.: Имена (Шмот) 19:20, 20:1.

(з) О святой субботе Своей им поведал. См.: Имена (Шмот) 16:23. 

(и) Ты хлеб дал им с небес из-за голода, из-за жажды из скалы воду извлек,// сказал им прийти наследовать землю, о которой руку воздел им даровать. Ты хлеб дал им с небес из-за голода. См.: Имена (Шмот) 16:4. Хлеб. Ман (манна). Из-за жажды из скалы воду извлек. См.: Имена (Шмот) 17:6. Сказал им прийти наследовать землю. См.: Слова (Дварим) 1:8. О которой руку воздел, им даровать. См.: Имена (Шмот) 6:8. Руку воздел. В знак клятвы.

(к) Слушать отказывались, чудеса, которые с ними Ты совершил, не вспоминали, выю ожесточали, бунтуя, голову обращали в рабство вернуться,// но Ты Бог милостивый, милосердный, жалостливый, долготерпеливый и многомилостивый их не оставил. Голову обращали в рабство вернуться. См.: В пустыне (Бемидбар) 14:2-3. Ты Бог милостивый, милосердный, жалостливый, долготерпеливый и многомилостивый. Это определение-имя Бога часто в различных вариациях встречается в книгах ТАНАХа. См.: Имена (Шмот) 34:6, В пустыне (Бемидбар) 14:18.

(л) Хотя сделали себе золотого тельца литого, сказали: «Это твой бог, который вывел тебя из Египта». См.: Имена (Шмот) 32:4.

(м) Свой дух благой дал их вразумить. См.: В пустыне (Бемидбар) 11:25.

(н) Сорок лет их в пустыне питал — ничего им не недоставало,// не рвалась одежда, ноги не отекали. См.: Слова (Дварим) 8:4, 29:4.

(о) Царства, народы им отдал, к пределу их отделил,// землю Сихона, землю царя Хешбона, землю Ога, царя Башана, они унаследовали. К пределу их отделил. Смысл: изгнал (на край земли). Названы цари народов, изгнанных с земли, обетованной евреям. См.: В пустыне (Бемидбар) 21:23-25, Слова (Дварим) 1:4.

(п) Как звезд в небе, сыновей их умножил,// привел их в землю, о которой отцам их говорил: придут, унаследуют. См.: Слова (Дварим) 1:10, 21.

(р) Против законов Твоих, которые человек исполняет — и жив ими, грешили. См.: Воззвал (Ваикра) 18:5.

(с) Эти страны. Имеются в виду соседние страны.

(т) Бог великий, могучий и грозный. Словосочетание восходит к словам Моше: Слова (Дварим) 10:17.

(у) С дней царей Ашура. С дней, когда началось изгнание населения Израиля — Северного царства.

(ф) В царствах Твоих. Имеются в виду Израиль и Иеѓуда.

◘◘◘

1. Бунтуя, голову обращали в рабство вернуться. В оригинале: רֹאשׁ לָשׁוּב לְעַבְדֻתָם בְּמִרְיָם. Дословно: голову обращали к своему рабству вернуться, бунтуя (в Септуагинте בְּמִרְיָם прочитано: в Египет).

•••

Ст. 6-11. Включены в Псукей дезимра (дословно: стихи песнопения) в ежедневной и субботней утренней молитве рядом с Песнью моря.

Ст. 33. Входит в состав Исповеди (Видуй).

 

Глава 10
 
1. Обо всем этом мы заключаем союз1, записываем,
подписано2 нашими вельможами, нашими левитами, нашими коѓенами.
 
2. Подписывают Нехемья, тиршата, сын Хахальи, и Цидкия.
 
3. Серая, Азарья, Ирмея(а).
 
4. Пашхур, Амарья, Малкия.
 
5. Хатуш, Шеванья, Малух.
 
6. Харим, Меремот, Овадья.
 
7. Даниэль, Гинтон, Барух.
 
8. Мешулам, Авия, Миямин.
 
9. Маазья, Вилгай, Шемая,
это коѓены.
 
10. Левиты:
Иешуа сын Азаньи, Бинуй из сыновей Хенадада, Кадмиэль.
 
11. Их братья:
Шеванья, Ѓодия, Келита, Пелая, Ханан.
 
12. Миха, Рехов, Хашавья.
 
13. Закур, Шеревья, Шеванья.
 
14. Ѓодия, Вани, Бенину.
 
15. Главы народа:
Парош, правитель Моава, Эйлам, Зату, Бани.
 
16. Буни, Азгад, Бевай.
 
17. Адония, Вигвай, Адин.
 
18. Атер, Хизкия, Азур.
 
19. Ѓодия, Хашум, Бецай.
 
20. Хариф, Анатот, Нейвай.
 
21. Магпиаш, Мешулам, Хезир.
 
22. Мешейзавэль, Цадок, Ядуа.
 
23. Пелатья, Ханан, Аная.
 
24. Ѓошея, Хананья, Хашув.
 
25. Ѓалохеш, Пилха, Шовек.
 
26. Рехум, Хашавна, Маасея.
 
27. И Ахия, Ханан, Анан.
 
28. Малух, Харим, Баана.
 
29. И остальной народ: коѓены, левиты, стражи ворот, певцы, отданные, каждый отделившийся от народов тех стран к Учению Божьему, их жены, их сыновья, дочери их,
каждый понимающий и разумеющий.
 
30. Полагаясь на братьев и сильных своих, шли с клятвой, присягой идти за Учением Божиим, данным через Моше, раба Божьего,
хранить и исполнять все заповеди, законы, установления Господа нашего Бога.
 
31. Не отдавать дочерей наших народам земли,
а их дочерей сыновьям нашим не брать.
 
32. А у народов этой земли, привозящих товары, продавать в день субботний продукты, в субботу, в святой день не покупать,
в седьмой год оставить, также — взысканье долгов(б).
 
33. Себе мы поставили заповедь: давать треть шекеля ежегодно
для служения в Божием храме.
 
34. Для хлебов предложения, постоянного возношения, постоянного всесожжения, в субботу и новомесячья, в праздники, для посвященного, жертв за грех — искуплять Израиль(в),
и всего служения Божьего дома.
 
35. Жребии бросили коѓенам, левитам, народу о жертве дровами — в дом Божий доставлять по отцовским домам в установленный срок из года в год,
на жертвеннике Господнем сжигать, как в Учении писано.
 
36. Первые плоды нашей земли и первые плоды каждого дерева из года в год приносить
в дом Господень(г).
 
37. И первенцев сыновей наших и скота нашего, как в Учении писано,
быков и ягнят наших приводить в дом Божий к коѓенам, служащим в доме нашего Бога(д).
 
38. И начало теста нашего, и возношения наши, и плоды всех деревьев, вино, масло в помещения дома Божия коѓенам приносить, и десятину с земли нашей левитам,
они, левиты, будут отделять десятину во всех городах нашей работы(е).
 
39. Будет коѓен сын Аѓарона(ж) с левитами при отделении десятины левитами,
и левиты будут приносить десятину от десятины в дом Божий, в помещения хранилища.
 
40. В помещения эти сыны Израиля и сыны левитов приносить будут возношения зерна, вина, масла, там — утварь Храма, служат коѓены, стражи ворот и певцы;
дом нашего Бога мы не оставим.

 

***

Союз Израиля с Господом.

(а) Серая, Азарья, Ирмея. С этого стиха по стих 9 перечислены главы родов коѓенов.

(б) В седьмой год оставить, также — взысканье долгов. Смысл: согласно закону о седьмом годе не обрабатывать землю и прощать долги. См.: Имена (Шмот) 23:11, Слова (Дварим) 15:2.

(в) Для хлебов предложения, постоянного возношения, постоянного всесожжения, в субботу и новомесячья, в праздники, для посвященного, жертв за грех — искуплять Израиль. Перечислены различные виды жертвоприношений.

(г) Первые плоды нашей земли и первые плоды каждого дерева из года в год приносить// в дом Господень. См.: В пустыне (Бемидбар) 18:13.

(д) И первенцев сыновей наших и скота нашего, как в Учении писано,// быков и ягнят наших приводить в дом Божий к коѓенам, служащим в доме нашего Бога. Сыновей-первенцев и первенцев нечистых животных заповедано выкупать. См.: В пустыне (Бемидбар) 18:13.

(е) И начало теста нашего, и возношения наши, и плоды всех деревьев, вино, масло в помещения дома Божия коѓенам приносить, и десятину с земли нашей левитам,// они, левиты, будут отделять десятину во всех городах нашей работы. Перечислены различные виды жертвоприношений. Начало теста нашего. См.: Воззвал (Ваикра) 18:5. Возношения наши. Жертвоприношения зерном. В помещения дома Божия коѓенам приносить. Подчеркнуто, что жертвоприношения необходимо приносить не отдельным коѓенам, а в специальные помещения Храма. Во всех городах нашей работы. Смысл: во всех городах, рядом с которыми имеются поля.

(ж) Сын Аѓарона. Потомок Аѓарона.

◘◘◘

1. Союз. В оригинале: אֲמָנָה. Более точный, однако, стилистически невозможный перевод: провозглашение, декларация.

2. Подписано. В оригинале: הֶחָתוּם. Вариант перевода: запечатано. К свитку крепилась табличка, на которой обычно писали название документа и на которой подписывающие ставили именные печати.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка