Эстетика и чувственное познание (1)

 

 От редакции:
 
Большую часть аудитории "Топоса"  составляют те, кто имеет прямое отношение к художественному творчеству. Решение опубликовать "Эстетику..."  отдельными выпусками было принято на основании безусловной важности её именно для творческой публики; при том что, написанная замечательным языком, она рассчитана на широкий круг читателей, которым любопытно всё то, что скрыто от непосредственного созерцания.
                                                                                                                                                             В.Ш.
 
 
 Аннотация
 Систематическии достаточно популярно изложены вопросы чувственного познания реальности и его отношения к рациональному познанию с позиций психологии, философии, теории познания и передачи информации. На этой основе рассмотрена специфика эстетического и художественного восприятия и познания. С тех же позиций рассмотрен один из видов искусства – живопись – в самом нижнем ее срезе, связанном с непосредственным восприятием и ремеслом. В отличие от традиционного подхода к изложению эстетики, здесь основной акцент направлен на ее основания, начиная с информационных основ, через общие вопросы познания к формированию миропонимания, мировосприятия и души человека (в психологическом, а не мистическом смысле).  Книга написана в доступной форме и рассчитана на широкий круг читателей и специалистов в упомянутых областях.
 

     

Введение 

     Современная традиция рассматривает эстетику большей частью, как философию искусства, хотя «отец-основатель» эстетики А. Баумгартен под эстетикой понимал науку о чувственном познании, «низшем» уровне познания в противоположность логике. Такой подход более глубок и фундаментален, поскольку касается основ человеческого бытия. Идя от основы, от мощных механизмов, определяющих природу чувственного познания, можно разобраться в цепи явлений от первичного ощущения до эстетического восприятия и художественного творчества. Эти механизмы, выработанные сотнями миллионов лет эволюции, одинаковы у людей и высших животных. Человек, по сравнению с животным, располагает маленькой надстройкой рационального мышления, обладающего таким могуществом благодаря мощному и совершенному фундаменту чувственного познания.

     Действительно, в обычной жизни большинство решений человек принимает, исходя из так называемого чувства здравого смысла, не прибегая к логическим рассуждениям. В своей профессиональной деятельности человек любой профессии полагается, прежде всего, на чувство: шофер – на чувство машины (чувство времени разгона, пути торможения, сцепления колес с дорогой и т. д.); врач – на способность после беглого осмотра почувствовать истинную причину болезни, чтобы точно определить план дальнейших действий; следователь, подобно собаке-ищейке чувствует направление поиска; адвокат, кратко ознакомившись с делом, чувствует путь выхода через частокол законов, поправок и подзаконных актов; даже математик вначале чувствует путь решения задачи, а лишь затем оформляет решение...Можно сказать – вначале было чувство. Значительная часть людей вообще не владеют навыками рационального мышления, и эти люди не ощущают себя сколько-нибудь ущербными. Они не знают грамматики, но обладают чувством языка и правильной речи, не умеют логически мыслить, но имеют чувство здравого смысла, они отлично чувствуют предмет своего труда, а в общении с людьми также полагаются на чувство. Рациональное мышление включается лишь при подсчете зарплаты и заполнении бланков.

     Ребенок до поступления в школу познает мир чувственно. Причем делает это с огромным удовольствием, играючи. Первые попытки привить ему навыки рационального мышления встречаются решительным отпором со стороны молодого интеллекта, как если бы ему навязывали нечто чуждое. И на самом деле, человек способен эффективно применять рациональные знания и методы рационального мышления только после того, как они перешли в чувство. Познание, решение сложных проблем, принятие ответственных решений определяется чувством, а не разумом. Если человек поступает вопреки чувству, то очень часто он потом говорит: «Я же чувствовал, что здесь что-то не так!». Вот это что-то, маленькая, но очень важная добавка, которая распознается чувством и неподвластна разуму, представляет собой суть вопроса.

     Компьютер в одно мгновение расправляется с логическими задачами. Но, ни один компьютер не укажет вам путь решения задачи. Это может сделать только математик. Но математик не сможет сделать это при помощи одних лишь логических рассуждений. Окончательную точку в вопросе ставит чувство, которое вдруг появляется и как светом озаряет путь решения. Вся дальнейшая работа – это тупая рутина логического мышления, которую можно переложить на столь же «тупой» компьютер. Человек с трудом совершает рутинные логические операции, он не способен удерживать в памяти длинные логические (цифровые) цепочки и объединять их в одно целое. Надстройка рационального разума человека еще слаба, вяла и несовершенна.

     Но попробуйте научить компьютер опознавать, скажем, Сидорова, если этот Сидоров будет появляться перед компьютером улыбающийся и грустный, в фас, в профиль и в пол-оборота, больной, избитый и нетрезвый... Человек решает эту задачу, не задумываясь, он чувствует, что это Сидоров и это моментально и непроизвольно возникающее чувство представляет собой высшую достоверность, неопровержимый факт. Когда говорят, что некто «изменился до неузнаваемости», то тем самым подчеркивается, что речь идет об экстремально больших изменениях, в противном случае он, безусловно, был бы узнан.

     Удивительно то, что мы не можем объяснить, как мы распознаем образы. Мы не знаем и не ощущаем механизмы, приводящие к возникновению чувств. Процессы этой непрерывной колоссальной работы интеллекта совершенно скрыты от нас, и сознание получает «как на тарелочке» готовый результат или, в лучшем случае, предчувствует его приближение. Не потому ли мы так мало ценим то, что так дешево нам достается? Баумгартен, а за ним – вся философская и психологическая общественность, единогласно признали верховенство рационального разума над «низменным» чувством. Умение предаваться схоластическим рассуждениям ценилось намного выше, чем чувство, что вся эта схоластика не стоит выеденного яйца.

     Так почему же мы так ценим рациональный разум и именно с ним связываем все завоевания человеческой цивилизации? Почему этот неуклюжий разум, не способный перемножить в уме два двухзначных числа, снискал себе лавры высшего достижения эволюции, в то время как мощный и быстрый как молния механизм чувственного познания считается низменным, низким? Дошло до того, что современная психология вообще перестала интересоваться чувствами, разве что в связи с эмоциями или фрустрациями. И это при том, что человек живет чувствами, и чувствами определяются его самосознание или душа.

     Дело здесь не только в традиции. Дело в том, что именно рациональный разум определяет уровень чувствования, его потенциальные возможности, способность к чувственному познанию. Это происходит путем рационализации чувств и закрепления результата в интеллекте. Рационализация означает осмысление чувства и доведение его до уровня ранее осмысленных значений. Получается своего рода спираль познания: рационализация чувства повышает уровень чувствования, новые, более глубокие чувства опять рационализируются и т.д. Рационализированные чувства, закрепленные в интеллекте, образуют результат совокупного познания. Таким образом, разум становится «локомотивом» развития интеллекта, накопления познания, но только лишь благодаря мощным чувственным механизмам, способным аккумулировать как чувственный, так и рациональный опыт.

     Почему именно познание определяет основания эстетики, а не, скажем, удовольствие, потребность, художественное озарение, божественное откровение, духовная интуиция?

     Начиная с определенного периода развития земной жизни, совершенствование интеллекта стало ведущей тенденцией, определяющей выживаемость видов. Побеждал не сильный, а умный. Проблема выживания всегда была главной для каждого отдельного человека (и даже для человечества) во всей предшествующей истории. Для того чтобы выжить, человек должен был познавать этот необъяснимый и пугающий мир,  находить в нем свое место и делать его привлекательным. Познание – это основа всякой деятельности, поэтому оно стало инстинктом, который пробуждается в очень раннем возрасте в форме любопытства и не покидает человека до глубокой старости, когда все остальные инстинкты угасли или притупились. Если человека лишить возможности познавать, жизнь потеряет для него всякий смысл, станет невыносимой.

     Но дело не только в этом. Познание – это постоянно действующий процесс, пока человек находится в сознании и не спит. Любое восприятие есть познание, хоть небольшой, но творческий акт, поскольку воспринимаемый образ представляет собой результат синтеза формы в интеллекте. Вне синтеза нет восприятия. По сути, эстетика есть наука об эстетическом восприятии, следовательно – об эстетическом познании. Значит, нам необходимо разобраться в восприятии, как таковом, как основе всякого познания, а также в чувствах, его сопровождающих, поскольку эстетическое восприятие есть чувственное восприятие.

     Направление развития познавательных способностей человека было сформировано сотнями миллионов лет эволюции. Уже насекомые обладают реакциями на внешние воздействия, аналогичными таковым для высших животных и человека. Познание шло по пути синтеза в интеллекте структур все более высокого порядка, придания им качеств значений и выделения отношений к этим значениям в качестве рациональной составляющей познания. Эти значения могли стать элементами структуры более высокого порядка, которая в свою очередь становилась значением и т. д. Каждый шаг эволюции в этом направлении менял лицо биосферы. Человек сделал в этом направлении еще один шаг, но само направление уже было сформировано предшествующей эволюцией. Характерно, что путь индивидуального познания человека соответствует эволюции человеческого познания.

     Рациональная составляющая познания, выступающая в качестве отношения к внешнему миру, создается интеллектом путем переработки информации, поступающей в виде ощущений, с использованием алгоритмов, заложенных эволюцией и приобретенных в результате познания. Эти отношения имеют форму сигналов (для насекомых), далее к ним добавились эмоциональные реакции (у млекопитающих) и, наконец, чувства, присущие человеку. Богатство и многообразие чувств характеризуют многообразие связей и отношений человека с окружающим миром.

     Поскольку магистральное направление эволюционного развития интеллекта шло по пути совершенствования синтеза все более сложных структур, то рациональное познание было вынуждено вписаться в уже готовые механизмы работы интеллекта: вначале идет закрепление результатов познания в памяти (в виде структур данных и алгоритмов), а затем реализуется неосознаваемый чувственный режим работы интеллекта с выдачей готовых результатов в сознание. При этом выделение чисто рациональной или чисто чувственной составляющей не представляется возможным, хотя понятно, что собственно работа интеллекта должна быть основана на рациональных, даже цифровых принципах, а чувство – это форма «общения» интеллекта с сознанием.

     Однако, существуют аспекты реальности, восприятие которых не может быть рационализировано в полной мере, и они воспринимаются преимущественно чувственно. Речь идет, прежде всего, о восприятии образов, форм и форм отношений (пространственных, цветовых и звуковых), а также чувственных составляющих общения между людьми. Этим восприятиям соответствуют эстетические и этические свойства реальности, а также соответствующие классы чувств и аспекты познания. Таким образом, специфика эстетического в своих основах определяется особенностями, как чувственного познания, так и познания вообще.

          В данной книге представлено систематическое, но вместе с тем, достаточно популярное изложение вопросов чувственного познания реальности и его отношения к рациональному познанию. На этой основе рассмотрена специфика эстетического и художественного восприятия и познания. С тех же позиций рассмотрен один из видов искусства – живопись – в самом нижнем ее срезе, связанном с непосредственным восприятием и ремеслом. В отличие от традиционного подхода к изложению эстетики здесь основной акцент направлен на ее основания, начиная с информационных основ, через общие вопросы познания к формированию миропонимания, мировосприятия и души человека (в психологическом, а не мистическом смысле). Изложение ведется достаточно компактно, из уважения к занятости читателя. Кроме того, значительная часть текста, набранная петитом, носит характер примеров, иллюстраций и комментариев и может быть опущена без существенного ущерба для основного содержания. Если читатель слабо знаком с психологией или теорией познания, то ему желательно читать весь текст подряд, чтобы отдельные разделы объединились в целостную структуру.

     Следует с самого начала затронуть проблему определений некоторых понятий. Суть ее в том, что в различных областях знаний одни и те же или близкие понятия могут называться по-разному или при одинаковых названиях иметь различный смысл. Например, термин чувственное познание, взятый из эстетики и являющийся к тому же синонимом эстетики (в переводе с греческого), не нашел применения ни в теории познания, ни в психологии. Термин рационализация, заимствованный из философии и являющийся одним из основных в данной книге, в психологии используется в совершенно ином смысле и т. д. Поэтому читатель может столкнуться с некоторыми междисциплинарными проблемами восприятия содержания, которые неизбежны, если учесть синтетический характер предмета рассмотрения.

     Читатели, знакомые с психологией, могут оказаться в некотором недоумении, вследствие чрезмерно свободного использования в книге термина интеллект. Поскольку я не нашел в литературе по психологии однозначного определения этого термина, то под интеллектом я понимал присущую человеку или животному систему обработки и хранения информации, а также совокупность алгоритмов ее обработки, включая алгоритмы эволюционного происхождения, передаваемые генетически. Интеллект получает внешнюю информацию из органов чувств, работает под управлением сознания и передает результаты своей работы в сознание, в том числе, в виде образов (или образов представлений), чувств или сигналов. Кроме того, интеллект реализует сенсомоторные схемы – автоматизированные схемы движений под контролем восприятия (например, ходьбу, бег).

     Термин чувственное познание, вынесенный к тому же в титул  книги, вообще трудноопределим в силу синтетического характера процесса познания. Грубо его можно определить, как познание без участия рассудка, осознанного мышления. Почти в чистом виде оно реализуется при преобразовании мозаики ощущений в образы, то есть при восприятии реальности. Таким способом мы отличаем Сидорова от Иванова. Восприятие значений образов (например, человек вообще), содержит рациональную составляющую, хоть и незначительную. То же самое можно сказать о формировании образов представлений. С другой стороны, так называемое, рациональное познание, обязанное рассудку, мышлению в понятиях, не реализуется в чистом виде без чувственных компонентов, типа чувства очевидности, полной ясности, а также без представлений понятий в виде форм чувственного характера. Но если оставить в стороне вопрос о возможности выделения чувственной и рациональной составляющих познания в чистом виде, то существование нерациональной или чувственной составляющей не вызывает сомнения. В таком случае можно принять, что результат чувственного познания создается интеллектом без участия рассудка, хотя рассудок и сознание могут при этом поставлять информацию, которая затем используется в познавательной деятельности интеллекта, например, при интуитивном познании. Кроме того, деятельность интеллекта в процессе чувственного познания сопровождается чувствами, через которые реализуется связь интеллекта сознанием.

     Замечу, что я сознательно избегал терминов, бессознательное или подсознание, вызывающих ассоциации с учением Фрейда. Дело в том, что в этом учении гипертрофирована роль глубоких и чрезвычайно консервативных слоев мозга, ответственных за инстинкты. Реально, интеллект формируется в течение всей жизни в коре головного мозга, хотя деятельность интеллекта по большей части не доступна сознанию. Глубокие слои мозга проявляют себя в простейших эмоциях, в состоянии потери контроля со стороны сознания и являются составляющей эмоционального фона, однако познавательные процессы целиком протекают в коре.

 

1.Информационные основы познания.

 

    1.1. Информация. Познание – это, в конечном счете – переработка, накопление и создание новой информации. Применительно к предмету нашего изучения, понятие информация имеет специфику и нуждается в детализации.Информация- это сведения, передающиеся от источника к приемнику. Приемниками информации, поступающей извне, являются органы чувств человека (животного): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Источник информации энергетически воздействует на приемник посредством носителя информациисветового излучения, звуковых колебаний, механического и химического воздействия. Носитель информации, воздействующий на органы чувств, представляет собой сигнал, а процесс выделения информации из сигнала происходит посредством фильтрации.  Информация содержится в свойствах и структуре сигнала.

    Рассмотрим в качестве примера световое излучение солнца, как носитель информации. Солнечный свет обладает рядом свойств, зависящих от свойств самого светила и сред, находящихся между ним и приемником, как-то: свойства спектрального состава, углового распределения,  поляризации, изменения во времени.Из этих свойств можно извлечь практически неограниченную информацию, как о самом солнце, так и об земной атмосфере. Скажем, из свойств углового распределения излучения можно получить информацию о форме светила. Для этого можно пропустить свет через маленькую дырочку и направить на экран, где отобразится форма солнца (камера-обскура).

    Каждая точка предмета, освещенного солнцем, становится источником вторичного излучения, свойства которого зависят как от свойств солнечного света, так и от свойств самого предмета. Следовательно, в свойствах вторичного излучения содержится информация о предмете, причем количество этой информации практически бесконечно. Излучение, попавшее в орган зрения и вызвавшее ощущение, становится зрительным сигналом, из которого выделяется информация при помощи фильтрации. Для чего нужна фильтрация? Для того чтобы бесконечный поток информации превратить в маленький осязаемый ручеек, чтобы выделить только ту информацию, которая необходима, обеспечить избирательность приема. Избыточная информация вредна не только потому, что расходует ресурсы приемника, но также потому, что вуалирует и «забивает» полезную информацию, действует подобно шуму. Представьте себе, что ваш радиоприемник принимает одновременно все радиостанции, работающие в зоне приема. Получаемая вами информация будет нулевой. Поэтому радиоприемник – это в первую очередь высокоизбирательный фильтр и лишь затем – устройство выделения полезного сигнала. Глаз чувствителен к электромагнитному излучению в очень узком диапазоне – около одной октавы. Но этот диапазон настроен точно на максимум активности солнечного излучения. Более того, с понижением освещенности глаз предпочитает вначале красноватый цвет, а затем – синеватый, в полном соответствии с изменением спектра освещения в течение суток. Чрезмерно широкий спектральный диапазон восприятия света привел бы к ухудшению качества восприятия. Например, синяя воздушная дымка снижает видимость отдаленных предметов (в чем можно убедиться, глядя вдаль через красный светофильтр). С другой стороны, синий свет сумеречного и ночного освещения обеспечивает возможность функционирования органа зрения. Природа изобрела компромисс в виде механизма ночного зрения, чувствительного только к синему свету.   

    Слуховой приемник человека обладает довольно широким диапазоном по частоте – около 10 октав, - что, как будто, должно вредить ясности и четкости воспринимаемой звуковой информации. Природа разрешила эту дилемму блестяще: орган восприятия звука (улитка) представляет собой огромный набор высокоизбирательных фильтров, настроенных каждый на свою частоту и в сумме перекрывающих весь диапазон. В результате, человеку удается различать звуки, частота которых разнится на доли процента, а также одновременно звучащие звуки разной высоты.

     Различным органам чувств соответствуют различные каналы приема информации, поставляющие качественно различающиеся

ее виды. Каждый канал имеет вполне определенную пропускную способность. Механизм фильтрации согласует интенсивность поступающей информации с пропускной способностью канала и ее значимостью, тем самым, оптимизируя возможности канала.

     К примеру, глаз обеспечивает очень широкое поле зрения, но его центр (куда направлен взгляд) обладает на порядок более высокой значимостью, чем периферия. Уже физиологический уровень восприятия делит информацию на главную, менее главную и второстепенную. Аналогично действует орган слуха: высочайшая по детальности звуковая картина наблюдается в центре диапазона звуковых частот, а по мере удаления от центра -  различимость звуков падает.

     Код.Форма, в которой существует информация, носит название, код; процесс придания сигналу соответствующей формы – кодирование; переход от одной формы к другой – перекодирование; выделение исходной формы сигнала – декодирование.

     Природа «кодирует» информацию в свойствах носителя. Термин «кодирует» по отношению к природе – безусловно, метафора. Природа не только ничего не кодирует, но даже не передает никакой информации. Просто характер природных воздействийна органы чувств таков, как если бы информация действительно была закодирована в свойствах носителя. В любых информационных системах, в их числе – живые организмы, происходят процессы непрерывного кодирования, декодирования и перекодирования, сопровождающиеся фильтрацией информации. В системах связи, радио и телевещания информация кодируется посредством модуляции (изменения амплитуды, частоты, фазы) электромагнитных колебаний (волн). При этом информация подвергается многократному перекодированию и фильтрации. Аналогично дело обстоит в компьютерах, где одновременно функционируют множество систем, постоянно перекодирующих информацию в процессе обмена.

     Изменение формы представления информации – перекодирование – необходимо, чтобы согласовать функции отдельных подсистем общей системы с потоками информации, требующимися для выполнения этих функций.

     Предположим, человек увидел опасного зверя. Информация, поступив в мозг через глаза, вызывает «информационную бурю» в организме. Моментально включаются системы мобилизации ресурсов и защитных сил организма. Например, кора головного мозга посылает информацию, необходимую для гормональной перестройки организма, в гипоталамус. В свою очередь, гипоталамус посылает информационный сигнал в надпочечники, и они вбрасывают адреналин в кровь. Как надпочечникам, так и гипоталамусу абсолютно излишня зрительная информация, поступающая из органа зрения. Им требуется только информация, необходимая для выполнения конкретных функций и имеющая нужную форму, что достигается фильтрацией и перекодированием.

     Фундаментальное свойства информации состоит в том, что ее содержание непосредственно не связано с носителем. Одна и та же информация может быть передана  при помощи неограниченного числа различных носителей и типов кодов. Неизменно одно: информация содержится в структуре сигнала. Структуризация сигнала и есть кодирование. (Исключением является неживая природа, которая не занимается передачей информации, поэтому ничего не кодирует. Информация может быть выделена из свойств носителя, имеющих, тем не менее, структурный характер).

     При передаче информации азбукой Морзе носителем может быть радиоволна, электрический ток, звук, свет, запись на бумаге... Сигнал кодируется методом прерываний энергетического воздействия. Декодер, знающий алфавит Морзе, преобразует сигналы в буквы и слова. Смысл перекодирования информации в данном случае состоит в том, что простейший механизм прерываний обеспечивает передачу множества знаков.

     Ощущения. Органы чувств кодируют информацию, поступающую извне, в форме ощущений различной модальности:зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных.

     По мере эволюционного развития живых организмов, опережающими темпами совершенствовались два информационных механизма – зрение и слух,  обладающие свойством дальнодействия. Зрение и слух – основные поставщики «сырья» для познавательной деятельности человека.

     К числу важнейших информационных каналов высших животных относится также обоняние. На уровне человекообразных обезьян роль обоняния уже значительно снижена по сравнению с ролью зрения и слуха. Общепринятый термин «органы чувств», к сожалению, искажает смысл функций, выполняемых данными органами. Их даже нельзя назвать органами ощущений, поскольку собственно ощущения формирует мозг. Скажем, работа органа зрения примерно такова. Оптическая система глаза формирует распределение освещенности (оптическое изображение) на сетчатке глаза, где протекают фотохимические реакции, интенсивность которых пропорциональна освещенности в данной точке сетчатки. Далее, интенсивность реакций перекодируется в частоту электрических импульсов (частотная модуляция), поступающих по зрительным нервам в мозг, где частота импульсов перекодируется в ощущение. Три типа светочувствительных рецепторов, имеющих различающиеся спектральные характеристики чувствительности, обеспечивают возможность цветовых ощущений, благодаря тому, что разным типам рецепторов соответствуют различные типы ощущений.

     Независимые друг от друга свойства (характеристики) ощущений называются качествами (ощущений). Зрительное ощущение имеет три качества: светлота, цветовой тон и насыщенность. Слуховое – две: громкость и высота звука. Качествам соответствуют либо отдельные свойства рецепторов, либо отдельные рецепторы. Линейность ощущений означает их пропорциональность внешним воздействиям. Отношение величины ощущения к величине внешнего воздействия есть чувствительность органа.

     Независимость качеств – прямое следствие линейности ощущений.Нелинейность  привела бы к зависимости цветности от светлоты и высоты звука от громкости. Эти явления в действительности происходят за пределами линейного диапазона при чрезмерно высокой светлоте (громкости).

     Существование качеств ощущений свидетельствует, что уже на уровне ощущений происходит анализ поступающей информации с последующим синтезом результатов анализа и их кодированием в форме качеств.Возникновение ощущений сопровождается появлением новой информации – результата действия физиологических механизмов, преобразующих сигнал в ощущение. Например, ощущения вкуса, запаха, цвета – суть новая информация, связанная с протеканием химических и фотохимических реакций в чувствительных рецепторах, возникновением соответствующих нервных импульсов и преобразованием их в форму, доступную для фиксации в интеллекте – в информационный код. Эта форма не только отображает реальность, которая содержится в сигнале, но также, отражает специфику процессов преобразования сигналов в ощущения (процессов кодирования информации), присущую данному организму.

     Выделение трех основных цветоощущений – красного, зеленого и синего – анализ. Качества – цветовой тон, насыщенность – результат синтеза основных цветоощущений.

     По мере роста силы ощущений, чувствительность органов чувств падает и наоборот (закон Вебера-Фехнера). Это важнейшее явление, называемое адаптацией, обеспечивает возможность функционирования механизма ощущений в широчайшем диапазоне интенсивностей внешних воздействий (шесть порядков).

     Итак, информация о внешнем мире преобразуется организмом в ощущения. Есть основания утверждать, что ощущения изоморфно отображают реальность. (Изоморфизм – соответствие формы, структуры). Это значит, что формы ощущений некоторым образом соответствуют формам реальности. Следовательно, формы ощущений являются тем исходным информационным сигналом, из которого может быть получена новая информация о реальности. Она, как мы знаем, содержится в структуре сигнала, в данном случае – в структуре форм ощущений. Механизм выделения информации из структуры форм ощущений есть восприятие. 

    1.2. Восприятие. Итак, ощущения содержат в себе информационную составляющую, которая содержится в структуре ощущений и может быть выделена, по крайней мере, частично. Объем информации, поставляемой в ощущениях, чрезвычайно велик. 

     Число светочувствительных элементов глаза составляет примерно 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек. Зрительный нерв содержит до 800 тыс. отдельных нервных волокон. С учетом того, что зрительная информация может обновляться, каждые 1/16 сек., а также принимая во внимание число градаций яркости, различимых глазом, около одного байта (8 двоичных разрядов), получим поток информации более мегабайта за секунду. Поток  звуковой информации примерно на порядок меньше.

     Эти колоссальные потоки информации, предназначенные для адекватного отображения реальности, представляют собой сырье для получения информации об этой самой реальности.Количество информации о реальности, которая может быть извлечена из суммы ощущений, потенциально бесконечно. (Обоснование этого утверждения – предмет отдельного обсуждения. Здесь отметим лишь, что число структур, составленных из некоторых элементов, несоизмеримо больше числа исходных элементов).

     Механизмы возникновения ощущений имеют физическую и биохимическую природу. Способность прозрачных сред формировать оптические изображения и существование фотохимических реакций есть основа глаза... Биологическая составляющая механизма ощущений – способ кодирования информации. Имеет место своеобразная трансляция физических воздействий на биологический уровень. Потоки информации определяются входным фильтром (спектральными характеристиками пропускания прозрачных сред глаза и интенсивности протекания фотохимических реакций) и уровнем организации нервной ткани (числом рецепторов и нервных волокон, временем прохождения сигнала по  нерву). Поскольку  источником информации, кодируемой в  ощущениях, является внешний мир, то эта информация адекватна внешнему миру по своему богатству и разнообразию. Совсем другой вопрос, – в какой мере  организм способен выделять и воспринимать информацию, потенциально содержащуюся в ощущениях?

     Даже муха, имеющая великолепные и очень быстрые глаза,  способна анализировать структуру ощущений: если пятно в поле зрения мухи быстро увеличивается в размерах, мозг мухи вырабатывает сигнал, заставляющий муху резко изменить направление движения или улететь, если она сидела. Можно сказать, что муха  воспринимает опасность. Это восприятие – результат обработки информации, данной мухе в ощущениях, по определенному алгоритму: если скорость увеличения пятна превышает некоторый наперед заданный порог, то независимо от места локализации пятна следует немедленно выдать сигнал тревоги.(Данный алгоритм не столь  прост как может показаться. Чего стоит хотя бы определение пороговой скорости? Реальный же алгоритм – намного сложнее, так как учитывает изменение размеров пятен за счет собственного движения мухи).

     Уже на этом примитивном уровне восприятия просматриваются его существенные моменты: в структуре ощущений выделяются формы, эти формы анализируются, информация, полученная в результате анализа, по объему значительно меньше исходной – в данном примере это  значение уровня опасности (два состояния –  есть или нет). Кроме того, для реализации процедуры восприятия абсолютно необходима память, в которой хранится  алгоритм этой процедуры.

     Теперь представим себе, что рядом сидят две мухи, а к ним приближается некий предмет (мухобойка). Поскольку мухи имеют, вообще говоря, различающиеся пороговые скорости нарастания размеров пятна, при которых значение уровня опасности переходит из состояния «нет» в состояние «есть», то наступит момент времени, когда у одной из мух это состояние будет «есть», а у другой – все еще «нет». Получается, одинаковая входная информация имеет различный «смысл» для разных мух. А где же объективность информации? Ответ очень прост: входная информация (ощущения) не содержит данных об опасности для мухи. Эта качественно новая информация возникает при взаимодействии ощущений и алгоритма их обработки. В данном случае она определяется величиной порога опасности. А откуда взялся этот порог, «зашитый» в память мухи? Если не вдаваться в подробности, то – в результате миллионов лет эволюции. Защитные реакции мухи – итог «коллективного опыта» огромного числа поколений мух, закрепленный в алгоритмах инстинктивного поведения.

     Восприятие не есть только фильтрация (уменьшение входного потока) и перекодирование (преобразование формы) информации, данной в ощущениях, но процесс создания принципиально новой информации, обусловленной влиянием алгоритма. Ощущения, реализующие связь с внешним миром, представляют собой меняющийся входной сигнал для системы восприятия. Алгоритм – постоянное или медленно меняющееся свойство интеллекта, зафиксированное в инстинктах, а также – приобретенное в результате опыта (индивидуального или общественного, переданного посредством обучения). Качество алгоритмов обработки сигналов в процессе восприятия определяет уровень и характер развития интеллекта индивидуума (биологического вида).

     Глаза высших животных (включая человека) устроены примерно одинаково. Однако алгоритмы обработки зрительных сигналов у льва, антилопы, ежа, собаки и человека значительно различаются. Соответственно, различно их восприятие внешнего мира и поведение.

     Поскольку алгоритмы включают в себя индивидуальный опыт, то информация, получаемая в восприятиях, всегда имеет индивидуальные особенности при одинаковом общем характере.

     Пример с мухой показывает, что та, качественно новая информация, полученная мухой в результате восприятия, имеет характер отношения между мухой и окружающим миром. Распределение пятен на сетчатке глаза, отображающее окружающий мир, пассивно, но сам этот мир – активен, он взаимодействует с субъектом, и восприятие выявляет характер этого процесса.

     Итак, информационная составляющая восприятия (в данном случае – мухи) имеет два уровня: первый уровень – отображение реальности (выделение формы из мозаики ощущений) и второй – отношение к результату отображения, полученному на первом уровне (оценка опасности). Отображение реальности определяется физиологическими особенностями органов чувств (их устройством и механизмами функционирования), а также алгоритмами фильтрации и преобразования информации, которые могут иметь индивидуальные особенности, в частности, связанные с опытом. Отношение к результатам отображения реальности, или сокращенно –отношение к реальности, определяется свойствами алгоритмов обработки информации, полученной на уровне отображения реальности. Эти алгоритмы включают в себя видовой эволюционный опыт, закрепленный в инстинктах и передаваемый генетически, а также опыт, получаемый в течение жизни.

     Отношение к реальности – необходимое условие активности организма. В рассмотренном примере с мухой отношение к реальности проявилось в возникновении сигнала опасности, а активность – в  стремлении мухи избежать опасности.

     В данном случае, огромный поток зрительной информации преобразовался в сигнал: алгоритм восприятия сработал как фильтр, уменьшивший количество информации до одного бита. Выделение отношения – это одновременно, мощная фильтрация и созидательный процесс.

     Наконец, отметим еще один момент, играющий фундаментальную роль в процессах познания реальности: субъективное восприятие обладает объективностью и общезначимостью.

     Действительно, если взять большое число мух, и измерить для каждой из них пороговую скорость увеличения пятна, при которой вырабатывается сигнал опасности, то можно получить распределение пороговых скоростей, определяющее объективные параметры данного типа поведения мухи: среднее значение, вероятности отклонений от среднего и т. п. Эти значения будут справедливы не только для тех мух, которые изучались, но вообще для всех мух данного вида, в чем можно убедиться, исследовав другие множества мух. Таким образом, индивидуальное восприятие обладает общезначимостью, пределы которой могут быть строго установлены в каждом конкретном случае.

     Восприятие имеет смысл, который может быть выделен в объективной, рациональной форме. В рассмотренном выше случае можно говорить о реакции мухи на внешнее воздействие – совокупности признаков, характеризующих тип поведения мухи. Эта реакция может быть охарактеризована значением пороговой скорости увеличения пятна, определенным для большой выборки мух. Данное значение обладает индивидуальным смыслом для каждой мухи в отдельности – реакция каждой мухи будет иметь индивидуальные, присущие только ей особенности. Восприятие содержит индивидуальный творческий компонент. Кроме того, восприятие сохраняет в своем составе ощущение, как таковое, как качество (модальность) взаимодействия с реальностью. Таким образом, в целом, восприятие имеет три составляющие: собственно ощущение, отображение реальности и отношение к результату отображения. Две последние (информационные) составляющие обладают объективным значением и индивидуальным (субъективным) смыслом.

         Понятие отношение, используемое в этой книге, имеет более широкий информационный смысл по сравнению с бытовым лексическим значением этого слова. Отношение есть результат преобразования информации по определенному алгоритму и выделение из результата преобразования некоторого смысла, имеющего значимость для организма. Тем самым процедура выделения отношения сводит огромный массив информации к одному существенному значению.

(Продолжение следует)

X
Загрузка