Комментарий | 0

Благословит тебя с Сиона Господь (Иерушалаим в ТАНАХе) - 3

 
Иерусалим 1 века от Р.Х. воссозданный с помощью компьютера на основании последнего археологического консесуса, касающегося его возможного вида. 
 
3
 
Над небом голубым
 
За что? (Эйха?) — книгу, которая в настоящее время именуется по первому слову, ранее было принято называть «Книга плачей», «Свиток плачей» и «Плачи». Несмотря на то, что в тексте автор не назван, Традиция приписывает авторство пророку Ирмеяѓу (Вавилонский талмуд, Бава батра 15а), пророчествовавшему во время осады Иерушалаима и бывшему свидетелем его захвата Бавелем. Поэтому еще одно принятое название книги: Плач Ирмеяѓу.
 
За что? (Эйха?) 1
 
За что сидит одиноко
столица большого народа?
Как вдова, стала
в народах великая,
владычица стран
стала данницей.
 
Ночью плачет, рыдает,
слеза на щеке,
нет у нее утешителя
из всех ее любящих,
все близкие изменили,
стали врагами.
 
Иеѓуда ушла из-за гнета
и тяжкой работы,
поселилась среди народов,
покоя не обрела,
все преследователи настигли ее
между теснин.
 
Скорбны дороги Сиона,
нет идущих на праздники,
ворота пусты,
коѓены стонут,
девы горестны,
а она, горько ей.
 
Стали враги твои во главе,
вороги благоденствуют:
Господь наслал горе
за множество преступлений,
в плен ее дети ушли
перед врагом.
 
Покинуло дочь Сиона
всё великолепие,
стали ее вельможи,
как серны, пастбища не сыскавшие,
бредущие без сил
перед преследователем.
 
Вспомнил Иерушалаим
в дни гнета, скитаний
всё дорогое,
бывшее с древних дней,
пал народ в руки врага,
и поддержавшего не было,
а враги, увидев,
над разором смеялись.
 
Дочь Иерушалаима грех согрешила,
потому стала изгнанной, отлученной,
презрели ее почитавшие,
увидев ее наготу,
и стенала она,
назад отступая.
 
На подоле — нечистота,
не помня о будущем,
пала она, поражая,
нет у нее утешителя.
Увидь, Господь, горе мое,
ведь враг возвеличился!
 
Враг руку простер
на всё дорогое,
ведь видела ты народы,
что входили в святилище,
о которых Ты заповедал:
В общину твою не войдут.
 
Всё племя стенает,
хлеб они ищут,
дорогое отдали за еду —
душу свою успокоить.
Гляди, Господь, посмотри,
обжорой я стала.
 
Не вам это, все проходящие,
смотрите, глядите:
есть ли боль, как боль моя,
которую Он мне причинил,
горе, что Господь насылает
в день, когда гнев Его разгорается.
 
С высот послал огонь на кости мои —
овладел ими,
раскинул ногам моим сеть,
вспять обратил,
сделал опустошенной,
день-деньской угнетенной.
 
Скручено ярмо моих преступлений,
Его рукой сплетено,
на шею надето —
силы лишил,
отдал меня Господь
в их руки — не сумею подняться.
 
Всех могучих моих уничтожил
у меня, мой Господь,
срок мне возгласил —
юношей моих сокрушить,
в давильне Господь топтал
деву, дочь Иеѓуды.
 
О них плачу я,
воду мои глаза, глаза мои изливают:
удалился от меня утешитель,
душу мою успокаивающий,
опустошенными стали мои сыновья —
враг одолел.
 
Простер Сион руки свои —
нет утешителя,
повелел Господь Яакова
врагам окружить —
стала дочь Иерушалаима
среди них изгнанной, отлученной.
 
Господь праведен,
а я Его слову противилась,
слушайте, все народы,
на боль мою посмотрите:
мои девы и юноши,
в плен уходят они.
 
Любимых звала —
они обманули,
коѓены, старейшины мои
в городе умирали:
искали себе еду —
душу утешить.
 
Смотри, Господи, горе мне,
нутро мое закипело,
перевернулось сердце внутри,
Тебе сопротивлялась, противилась:
снаружи меч губит,
а в доме — смерть.
 
Услышали — я стенаю,
нет мне утешителя,
услышали вороги о беде — ликовали,
ибо Ты совершил,
приведи день, возгласи:
как я, они будут.
 
Явится всё их зло пред Тобой,
причини им,
что мне причинил
за все мои преступления,
ведь стенания мои велики,
сердце угнетено.
 
На средневековой карте Иерушалаим изображен в центре земли. Лепестками от него расходятся континенты. В еврейской традиции Иерушалаим — центр не только земли, но и всего мироздания, подножие Господа на земле. Земной Иерушалаим — отражение Иерушалаима небесного. В книге Теѓилим (Псалмах) слово Иерушалаим встречается гораздо реже слова Сион (Цион), названия горы и крепости на ней в Иерушалаиме, которое употребляется в качестве поэтического синонима Иерушалаима. В скобках номера псалмов даются согласно русской традиции.
 
14 (13)
Руководителю. Давида.
«Нет Бога», — в сердце своем сказал негодяй.
Губили, мерзкое совершали, доброе не творили.
 
Господь взирает с небес, вглядываясь в людей: есть разумный,
ищущий Бога?
 
Все — врозь, вместе — в грязи, добро не творит
ни один.
 
Знают преступные, мой народ, словно хлеб, пожирая:
к Господу не воззвать им.
 
Страхом объяты:
с поколением праведных Бог.
 
Позорите бедного,
но Господь — защита его.
 
Из Сиона — спасенье Израиля, Господь возвратит пленных народа —
возрадуется Яаков, возликует Израиль.
 
 Следующий текст, по всей вероятности, описывает празднества в Иерушалаиме (скорей всего, паломнический праздник), в частности, особую церемонию обхода городских стен. Глядя на карту, совершенно бесполезно гадать, по отношению к какому месту «на краю севера» находится гора Сион: согласно представлениям древних «север» — местонахождение Бога на земле. Судна Таршиша — это большие морские суда, которые, как и всё в мире, не может противостоять силе Господа.
 
48 (47)
 
Песнь, мизмор сыновей Кораха.
 
Велик и прославлен Господь
на горе святой, в городе нашего Бога.
 
Отрада земли прекрасная — гора Сион на краю севера,
царя великого город.
 
Бог в его дворцах почитаем оплотом.
 
Собрались цари,
вместе пошли.
 
Увидев, оцепенели,
устрашились, бежали.
 
Трепет их охватил,
как роженицу, схватки.
 
Ветром восточным
Ты сокрушаешь судна Таршиша.
 
Что слышали, то увидели в граде Всемогущего Господа, в городе нашего Бога,
поставленном Им навечно.
Села.
 
О верности Твоей размышляли мы
в чертоге Твоем.
 
Боже, имя Твое и слава Твоя — по всей земле,
праведностью полна десница Твоя.
 
Гора Сион радуется, дочери Иеѓуды ликуют
от Твоей справедливости.
 
Обойдите Сион, его окружите,
башни его сочтите.
 
Сердца к твердыне его обратите, среди дворцов пройдите,
поколению грядущему расскажите.
 
Что это наш Бог, Бог во веки веков,
ведущий нас вечно.
 
79 (78)
 
Мизмор Асафа.
Боже, пришли племена в Твой удел, святой Храм осквернили,
Иерушалаим обратили в руины.
 
Трупы рабов Твоих отдали в пищу птицам небесным,
плоть верных Твоих — зверю земному.
 
Как воду, вокруг Иерушалаима лили кровь — могильщика нет.
 
Соседям стали позором,
окружающими осмеяны, посрамлены.
 
Доколе, Господь, навеки Твой гнев?
Будет пылать, как огонь, Твоя ревность?
 
Излей Свой гнев
на народы, не знающие Тебя,
и на царства,
не призывающие имени Твоего.
 
Ибо Яакова пожрали,
жилище его опустошили.
 
Не поминай нам предков грехи, милость Твоя — нам навстречу, скорей:
унижены мы безмерно.
 
Помоги нам, Боже, Спаситель, ради величия имени Своего,
избавь, очисть от грехов ради имени Своего.
 
Зачем племенам говорить: где их Бог? Народам на глазах наших явись.
Мщение! За рабов Твоих — кровь.
 
Дойдет до Тебя стенание узника, величием мощи Своей
вызволи смертников.
 
Соседям в самое сердце отплати семикратно,
опозорь Тебя опозоривших, Господи.
 
А мы, народ, который пасешь Ты, из рода в род благодарить будем вечно,
о славе Твоей повествуя.
 
Семь стихов 87-ой главы обращены к каждому человеку: независимо от того, где и когда он родился — он родился в Сионе, городе, который укрепляет Всевышний.
В четвертом стихе говорится о широкой известности Сиона в мире: крупнейшие мировые державы Раѓав и Бавель (Египет и Вавилон) ведают о Сионе. В стихе, вероятно, описывается ситуация восхождения в Иерушалаим, когда указания на различные страны как бы подчеркиваются жестом: этот человек, восходящий в Иерушалаим, из такой-то страны. Этот из Плешет, страны, соседствующей с Израилем с запада; упомянута в Песни моря Моше (Имена, Шмот 15:14). Этот из Цора (Тир). Этот из Куша (вероятно, нынешний север Судана).
Кульминационной точки текст достигает в четвертом стихе, делящем его пополам: Говорят о Сионе: каждый родился в нем,// его укрепляет Всевышний. Смысл: несмотря на то, что у каждого человека есть свое место рождения, по которому он и «записан» Господом, родословная всех людей восходит к Сиону — метафизической родине каждого человека. Сравним: «В результате исторической катастрофы, когда Тит Римский  разрушил Иерусалим и Израиль был изгнан из своей страны, я родился в одном из городов изгнания — еврейской диаспоры. Но всегда я рассматривал себя как рожденного в Иерусалиме. Во сне, в ночных видениях я видел себя стоящим с моими братьями-левитами в Святом Храме, поющим вместе с ними песни Давида — царя израильского, мелодии, каких не слышало ничье ухо со дня, когда наш город был разрушен и его население рассеяно» (Ш. Агнон. Нобелевская речь).
Текст этой главы выражает идею универсализма: «каждый родился в нем» относится не только к евреям, но ко всем, принявшим Бога евреев и всего человечества. Сравним: Все народы, что Ты сотворил, придут пред Тобой преклониться,// имя Твое прославить (86:9). Этот же мотив собирания народов звучит в молитве Шломо при открытии Храма:
 
Ты в небе, в месте пребывания Твоего услышь и прости, дай каждому по путям его, ведь Ты знаешь сердце его,
ведь Ты один ведаешь сердца всех сынов человека. 
 
Чтобы они страшились Тебя все дни, что живут на земле,
которую дал Ты нашим отцам.
 
И чужеземца не из Твоего народа Израиля,
а пришел из далекой страны ради имени Твоего.
 
Услышав об имени великом Твоем, о Твоей силе могучей, о руке простертой Твоей,
пришедшего в этом Доме молиться.
 
Ты в небе, месте пребывания Своего, услышь, сделай всё, о чем чужеземец к Тебе воззовет,
чтобы знали все народы земли Твое имя — страшиться Тебя, как Твой народ, чтобы знали, что именем Твоим наречен этот Дом, который построил я
(Цари 1 8:39-43). 
 
            В предпоследнем стихе читаем: Запишет Господь в книге народов://этот родился там. Смысл: Господь «в книге народов» записывает место рождения каждого человека, а самых достойных записывает как родившихся в Иерушалаиме.
Конечно, эти семь стихов — лишь один из многочисленных фрагментов величественной картины универсального мира, которую способны увидеть (и увидят!) люди разных стран и времен. Фрагмент этот, однако, не из самых замеченных, но воистину для каждого и о каждом.
 
87 (86)
Сыновей Кораха.  Мизмор. Песнь.
Основанья его — на горах святых.
 
Любит Господь Сиона врата
более всех обителей Яакова.
 
Славное о Тебе говорят,
город Божий.
Села.
 
Помните, Раѓав и Бавель, ведающие обо мне, Плешет и с Цором Куш:
этот родился там.
 
Говорят о Сионе: каждый родился в нем,
Всевышний его укрепляет.
 
Запишет Господь в книге народов:
этот родился там.
Села.
 
Пляшут, поют:
все истоки мои — в тебе.
 
122 (121)
Песнь ступеней  Давида.
Рад был, когда сказали:
в дом Господень пойдем.
 
Ноги наши стояли
во вратах твоих, Иерушалаим.
 
Иерушалаим отстроенный —
город единый.
 
Туда восходили колена, Божьи колена, по закону Израиля
благодарить имя Господне.
 
Там — правосудья престолы,
престолы дома Давида.
 
Мир просите Иерушалаиму!
Покой тебя любящим!
 
Мир в стенах твоих,
покой — во дворцах.
 
Ради братьев и ближних моих
скажу: мир тебе.
 
Ради дома Господа, нашего Бога,
просить тебе буду благо.
 
125 (124)
Песнь ступеней.
Уповающие на Господа —
как гора Сион, неколебимая, вечная.
 
Вокруг Иерушалаима — горы, вокруг Своего народа — Господь,
отныне — навеки.
 
Жезл зла занесен не будет над участью праведных, чтобы к злому руки они не простерли.
 
Господь, к добрым будь добр,
сердцам прямодушным.
 
Криводушных веди, Господь, к злое творящим.
Мир над Израилем.
 
132 (131)
Песнь ступеней.
Вспомни, Господь, Давида,
все страданья его.
 
Господу поклявшегося,
обет Всемогущему Яакова давшего.
 
В шатер свой не войду,
на ложе свое не взойду.
 
Не дам глазам своим сна,
дремы — векам своим.
 
Пока место Господу не найду,
обитель — Всемогущему Яакова.
 
Мы слышали это в Эфрате,
в лесистых полях находили.
 
Войдем в обитель Его
подножию ног Его поклониться.
 
В покой Свой, Господь, взойди,
Ты и ковчег Твоей силы.
 
Праведностью коѓены Твои облекутся,
верные Твои воспоют.
 
Ради Давида, раба Твоего,
не отвергни лица помазанника Своего.
 
Поклялся Давиду Господь: Истинно, не отступлю от плода чрева Давида,
на престоле твоем Я поставлю.
 
Если сыны твои будут хранить Мой завет и заповеди, которым их научу, и их сыновья, то навечно
на твоем престоле сидеть они будут.
 
Господь выбрал Сион,
его возжелал Он в обитель.
 
Здесь покой Мой навеки,
здесь буду Я обитать, его возжелал Я.
 
Благословлю пищу его,
бедных хлебом насыщу.
 
Коѓенов его спасением облеку,
песнь воспевать его верные будут.
 
Там рог Давида взращу,
там  Я приготовил светильник помазаннику Моему.
 
Врагов его бесчестием облеку,
венец на нем засверкает.
 
134 (133)
Песнь ступеней.
Благословите Господа, все Господни рабы,
ночами в доме Господнем стоящие.
 
К святости руки возденьте
и Господа благословите.
 
Благословит тебя с Сиона Господь,
творящий небо и землю.
 
После покорения и разрушения Иерушалаима и Храма вавилонянами еврейская элита была насильственно переселена (597-586 гг. до н.э.) в Бавель. Период этот вошел в историю под названием Вавилонское пленение.
 
137 (136)
У рек вавилонских, там сидели мы, плакали,
Сион вспоминая.
 
Там на ивах
киноры мы наши повесили.
 
Там требовали пленившие нас песнопений, веселья — наши мучители:
пойте из песен Сиона.
 
Как петь нам песню Господню
на земле чужой?
 
Если забуду, Иерушалаим, тебя, пусть забудет меня десница моя.
 
Прилипнет к нёбу язык, если помнить не буду, не вознесу Иерушалаим
на вершину веселья.
 
Припомни, Господь, Иерушалаима день Эдома сынам,
говорившим: крушите, до основания его разрушайте.
 
Дочь Вавилона, опустошенная, счастлив отплативший тебе
воздаянием, которым ты нам воздала.
 
Счастлив младенцев твоих схвативший и о скалу размозживший.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка