Комментарий | 0

Благословит тебя с Сиона Господь (Иерушалаим в ТАНАХе) -1

 

 
 
 
1
 
Под небом голубым
 
На физической карте Израиля начала царствования Давида Иерушалаим не значился. На духовной — неопределенно маячило место, которое изберет для жертвоприношений Господь: Ешь пред Господом Богом на месте, которое Он изберет поместить там имя Свое, десятину твоего хлеба, вина и масла и первенцев быков и овец,// чтобы ты научился страшиться Господа Бога все дни (Слова, Дварим 14:23; в русской традиции: Второзаконие).
После смерти Шауля Давид царствовал в Хевроне, постепенно укрепляя влияние в еще не совсем своем царстве, физическая карта которого была весьма и весьма пестрой. Большая часть страны была еврейской, однако, не вся, встречались анклавы прежних ее обитателей, среди них иевуси, владевшие городом Иевусом, который появлялся и в книге Иеѓошуа и в книге Судей, а рядом — будущее название города. Иевус и окрестности по жребию был разделен между Иеѓудой и Биньямином, сам город, населенный иевуси, достался Биньямину, колену, которое не сумело изгнать коренных жителей (Судьи 1:21). Иевус имел большое стратегическое значение, потому важнейшей задачей укреплявшегося на царстве Давида было его завоевать, о чем рассказывается в пятой главе книги Шмуэль 2.
 
Жители Иевуса говорят выступившему против них Давиду: «Не войдешь сюда, слепых и хромых не убрав». Существует множество толкований этих издевательских слов. Возможно, речь идет об изваяньях божков, охранявших городские ворота.
 
Осаждавшие проникли в город по тоннелю, по которому город снабжался водой. Этот тоннель был обнаружен археологами, по нему вода поступала в город из источника Гихон, находившегося в долине Кидрон, к юго-востоку от Иерусалима. В Повестях лет (Диврей ѓайамим 1 11:6) переданы слова Давида, говорящего, что первый, кто поразит иевуси, будет главой города.
 
Евреи, захватив город и крепость Сион (в оригинале: Цион, этимология неясна), получили в наследие слово, ставшее синонимом названия города и всей страны. Крепость находилась на юго-восточном холме, и после прихода евреев получила название город Давида. Царь начал строить город, одной из отправных точек чего стал Мило, район, удаленный от основной части города. Относительно значения топонима существует ряд предположений, наиболее вероятным представляется относящее его к корню со значением «наполнять», согласно чему этот район (или здание) возводился на месте, специально наполненном землей и камнями. Такой способ строительства характерен для Иерушалаима. Так, холм, на котором был выстроен Второй храм, от которого до сего дня сохранилась западная подпорная стена («стена плача»), тоже был насыпным.
 
Давид при помощи строителей Цора (Тир, находился на ливанском побережье Средиземного моря к югу от современного Бейрута, около двадцати километров северней современной границы Израиля и Ливана; греки называли его Финикией) строит царский дворец и воюет с заклятыми врагами Израиля. Сражение с плиштим происходит в долине Рефаим, между Иерушалаимом и Бейт-Лехемом (Вифлеемом), где, вероятно, находились поля жителей столичного города, а нынче район столицы Израиля.
 
Шмуэль 2 5
 
Все колена Израиля пришли к Давиду в Хеврон,
говорили они, сказав: «Мы твоя кость и плоть!
 
Даже вчера и третьего дня, когда царь Шауль был над нами, ты Израиль выводил и приводил,
тебе сказал Господь: Ты будешь пасти народ Мой, Израиль, ты над Израилем будешь правителем».
 
Пришли все старейшины Израиля к Давиду в Хеврон, царь Давид пред Господом с ними заключил в Хевроне союз,
помазали они Давида царем над Израилем.
 
Тридцать лет было Давиду при воцарении,
сорок лет царствовал.
 
В Хевроне царствовал над Иеѓудой семь лет и шесть месяцев,
в Иерушалаиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иеѓудой.
 
Пошел царь и люди его на Иерушалаим, на иевуси, в этой земле живущих,
говорили они Давиду, сказали: «Не войдешь сюда, слепых и хромых не убрав», сказали: «Давид сюда не войдет».
 
Захватил Давид крепость Сион,
это город Давида.
 
Сказал в этот день Давид: «Каждый поразивший иевуси тоннелем попадет к хромым и слепым, ненавидящим душу Давида»,
потому и говорят: «Слепой и хромой в дом не войдет».
 
Давид зажил в крепости, городом Давида назвал,
строил Давид вокруг, внутрь — от Мило.
 
Всё больше и больше возвеличивался Давид,
был с ним Господь Бог Всемогущий.
 
 
Послал Хирам, царь Цора, послов к Давиду, деревья кедровые, столяров, каменщиков для стен,
они дом Давиду построили.
 
Понял Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем,
ради Своего народа Израиля царство его возвысил.
 
Взял Давид еще наложниц и жен в Иерушалаиме, придя из Хеврона,
еще сыновья и дочери родились у Давида.
 
Вот имена родившихся в Иерушалаиме у него:
Шамуа и Шовав, Натан и Шломо.
 
Ивхар и Элишуа, Нефег и Яфиа.
 
Элишама, Эльяда, Элифалет.
 
 
Услышали плиштим, что помазали Давида царем над Израилем, поднялись все плиштим Давида искать,
услышав, сошел Давид в крепость.
 
Пришли плиштим,
в долине Рефаим расположились.
 
Вопросил Давид Господа, говоря: «Подняться на плиштим, отдашь их в руку мою?»
 
Сказал Давиду Господь: Поднимись! Дам, отдам плиштим в руку твою.
 
Пришел Давид в Баал-Працим, там их Давид поразил, сказал: «Прорвал Господь врагов передо мной, как вода прорывает»,
потому назвал это место Баал Працим.
 
Они оставили там своих истуканов,
унес их Давид и люди его.
 
 
Опять плиштим поднялись,
в долине Рефаим расположились.
 
Давид Господа вопросил, Он сказал: Поднимись,
обойдя сзади, со стороны деревьев к ним подойди.
 
Звук шагов в кроне деревьев услышав — несись:
Господь пошел перед тобой стан плиштим поразить.
 
Давид сделал так, как Господь велел,
бил он плиштим от Гевы до входа в Гезер.
 
Первоначально столица  носила имя царя: город Давида. В него царь решает перенести главную святыню — ковчег Господа, названного «обитающим над керувами» (херувим), по слову Всевышнего: Там Я буду тебе являться, говорить с тобою над крышкой, между двумя керувами, которые над ковчегом свидетельства,// всё, что тебе для сынов Израиля заповедаю (Имена, Шмот 25:22; в русской традиции: Исход).
Перенести ковчег удается только со второго раза. Красочную, шумную церемонию, сопровождаемую игрой музыкальных инструментов, возглавляет сам танцующий царь, подпоясанный эфодом (поясом), элементом одежды коѓенов.
 
Шмуэль 2 6
 
Снова собрал Давид тридцать тысяч всех избранных из Израиля.
 
Встал Давид и пошел со всем народом, что у него, из Баалей Иеѓуды,
перенести оттуда Божий ковчег, названный именем — именем Всемогущего Господа, обитающего над керувами.
 
Установив на новую повозку Божий ковчег, повезли его из дома Авинадава в Гиве,
Уза и Ахьо, сыновья Авинадава, новую повозку вели.
 
Повезли из дома Авинадава в Гиве Божий ковчег,
Ахьо шел перед ковчегом.
 
Давид и весь дом Израиля на всем играют пред Господом: кипарисе,
кинорах, невелях, тимпанах, менаанеим, на тарелках.
 
Дошли до гумна Нахона,
Уза к ковчегу Божьему протянул, поддержал: тряхнули быки.
 
Возгорелся гнев Господень на Узу: внезапно Бог его там поразил,
там, у Божьего ковчега он умер.
 
Возгорелся Давид, что Узу Господь сокрушил,
Перец Узы называют это место доныне.
 
Устрашился в тот день Давид Господа
и сказал: «Как ковчег Господа ко мне доберется?»
 
Не желал Давид перевозить ковчег Господа в город Давида,
к дому Овед-Эдома из Гата его повернул.
 
В доме Овед Эдома из Гата ковчег Господа находился три месяца,
и Господь благословил Овед Эдома и весь его дом.
 
Сообщили царю Давиду, сказав: «Господь дом Овед Эдома и всё у него за Божий ковчег благословил,
пошел Давид, в веселье поднял ковчег Божий из дома Овед Эдома в город Давида.
 
Было: пройдут шесть шагов ковчег Божий несущие —
приносил в жертву быка и овна.
 
Изо всех сил пред Господом Давид танцевал,
льняным эфодом был Давид опоясан.
 
Давид и весь дом Израиля ковчег Господа возносили
под возгласы и звук шофара.
 
Было: прибыл ковчег Господа в город Давида,
а Михаль дочь Шауля смотрит в окно, увидев царя, пред Господом пляшущего, танцующего, его в своем сердце презрела.
 
Принесли ковчег Господа, на месте, в шатре, разбитом Давидом, установили,
вознес Давид Господу всесожжения и жертвы мира.
 
Завершил Давид возносить всесожжения и жертвы мира,
благословил народ именем Всемогущего Господа.
 
Раздал всему народу, всем людям Израиля, мужчинам и женщинам, по хлебу и по куску мяса, по лепешке с изюмом,
и весь Израиль по домам разошелся.
 
Вернулся Давид свой дом благословить,
вышла Михаль дочь Шауля навстречу Давиду, сказала: «Как сегодня почтен был царь Израиля, перед служанками рабов своих ныне себя обнажавший, как один из пустых оголялся он, обнажался».
 
Сказал Давид Михаль: «Пред Господом, который предпочел меня отцу твоему, всему его дому, поставив меня правителем народа Господня, Израиля,
пред Господом буду я веселиться.
 
Больше этого унижу себя, ничтожным в глазах своих буду,
и перед служанками, о которых сказала ты, я возвеличусь».
 
У Михаль дочери Шауля не было детей
до дня ее смерти.
 
            После перенесения в город Давида ковчег пребывал «под завесами» (в шатре). Давид желает строить дом Господу, но Всевышний, давая обетование вечности престола Давида, говорит, что построит Храм его сын.
 
Шмуэль 2  7:1-17
 
Было: жил царь в доме своем,
от всех окрестных врагов Господь покой ему даровал.
 
Сказал царь Натану-пророку: «Смотри, я живу в доме из кедра,
а Божий ковчег под завесами пребывает».
 
Натан говорит царю: «Всё, что на сердце у тебя, иди, делай,
с тобою Господь».
 
Было в ту ночь,
было Натану слово Господне, сказал.
 
Иди, скажи рабу Моему Давиду, так Господь говорил:
Тебе ль строить дом — Мне обитать?
 
Не обитал Я в доме со дня, когда вывел сынов Израиля из Египта, и до этого дня,
был, странствовал в шатре Я и в храме Переносном.
 
Где ни ходил со всеми сынами Израиля, хоть слово сказал одному из судей Израиля, которому повелел народ Мой Израиль пасти, говоря:
Почему дом из кедра Мне не построили?
 
Теперь скажи Давиду, рабу Моему, так сказал Всемогущий Господь: Я на пастбище тебя взял, от овец
быть правителем Моего народа Израиля.
 
С тобой был Я везде, куда ты ни шел, всех врагов перед тобой уничтожил,
сделал твое имя великим, из величайших имен на земле.
 
Место дам народу Моему Израилю, насажу, будет жить на месте своем, более не тревожась,
не будут больше, как прежде, теснить его негодяи.
 
Как в день, когда о судьях Моему народу Израилю повелел, от всех врагов тебя упокою,
Господь тебе говорил, что Господь тебе дом построит.
 
Когда исполнятся дни твои и ляжешь с отцами твоими, поставлю после тебя семя твое, что из недр твоих выйдет,
его царство упрочу.
 
Он дом построит имени Моему,
престол его царства утвержу Я навеки.
 
Я буду ему отцом, он сыном Мне будет,
преступит — человечьей розгою накажу, наказанием человечьим.
 
Но милость и верность Свои не отберу,
как отобрал у Шауля, которого перед тобою отверг Я.
 
Дом твой и царство твое перед лицом твоим вовек крепкими будут,
твой престол упрочен будет вовеки.
 
Все эти слова, всё это видение
Натан Давиду пересказал.
 
 
            Обетование Господа воплощает сын Давида Шломо, богатейший правитель огромного государства, в дни правления которого покоилось царство. Шломо заключает договор с царем Цора Хирамом (один раз назван Хиром), который заготавливал кедр и кипарис. Деревья рубили цидоним, жители Цидона, города подвластного Цору, а взамен Шломо поставлял продовольствие. 
 
Строительство дома Господа продолжалось семь лет. Текст дает подробное описание Храма, указывая размеры в локтях (48 см., по другой версии 56 см.). Описание Храма, представлявшего собой сложное сооружение, дается с запада на восток. Дом включал в себя Зал, за которым следовал Храм (святая часть Дома), за ним — Святое святых (Внутренний дом, Двир, аутентичное значение слова неясно). При строительстве не использовалось железо, хотя Учение (Тора) запрещает использовать железные орудия лишь при строительстве жертвенника (Слова, Дварим 27:5-6). 
 
            После этого рассказывается о строительстве царского дома, получившего название Лес Ливана: ряды столбов из ливанского кедра напоминали лес. Задуманный Шломо комплекс зданий царского дома включал, кроме Тронного зала, еще два однотипных, один предназначался царю, другой — царице.
 
 
Цари 1  5:9-32
 
Бог дал Шломо великую мудрость и разум,
широту сердца, словно песок на морском берегу.
 
Была мудрость Шломо больше мудрости всех сынов Востока,
всей египетской мудрости.
 
Он был мудрей всех людей: и Эйтана Ѓаэзрахи, и Ѓеймана, и Калколя, и Дарды, сыновей Махоля,
было имя его у всех народов вокруг.
 
Три тысячи притч он произнес,
пять и тысяча было песен его.
 
Он говорил о деревьях от кедра ливанского до эзова, растущего из стены,
говорил о животных и птицах, о гадах и рыбах.
 
Ото всех народов приходили услышать мудрость Шломо,
ото всех царей земли, о мудрости его слышавших.
 
Прислал к Шломо Хирам, царь Цора, рабов, услышав, что его помазали вместо отца:
все дни любил Давида Хирам.
 
Послал Шломо к Хираму, сказав.
 
«Ты знаешь, Давид, мой отец, не мог построить дом имени Господа Бога из-за войны его обступавшей,
пока под подошвы ног Господь мне их не бросил.
 
Ныне Господь Бог даровал мне покой вокруг:
ни преграды, ни злого бедствия.
 
Вот, говорю я, построить дом имени Господа Бога,
как Господь Давиду, отцу моему, сказал, говоря: Сын твой, которого вместо тебя на престол твой поставлю, построит дом имени Моему.
 
Теперь прикажи рубить мне ливанские кедры, мои рабы будут с рабами твоими, за рабов твоих дам плату, какую ты скажешь,
ведь знаешь, что нет у нас никого, кто умел бы деревья рубить, как цидоним».
 
Было: Хирам, услышав слова Шломо, очень обрадовался,
сказал: «Благословен ныне Господь, давший Давиду мудрого сына над огромным этим народом».
 
Послал Хирам к Шломо, говоря: «Услышав, за чем ко мне посылал,
желание твое о деревьях кедра и деревьях кипариса исполню.
 
Рабы мои из Ливана к морю их спустят, из них сделаю в море плоты — до места, которое мне укажешь, там их разберу, и ты увезешь,
а ты исполни мое желание: моему дому хлеб доставляй».
 
Было: Хиром давал Шломо по желанию его деревья кедра и деревья кипариса.
 
А Шломо давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы — провизия его дому, масла, выбитого из  двадцати коров маслин,
столько давал Хираму Шломо из года в год.
 
 
Господь дал Шломо мудрость, как ему говорил,
был мир между Хирамом и между Шломо, они союз между собой заключили.
 
Царь Шломо наложил повинность на весь Израиль,
тридцать тысяч человек повинность была.
 
Посылал в Ливан в месяц двадцать тысяч попеременно: месяц были в Ливане, два месяца дома,
Адонирам над податью.
 
Было у Шломо семьдесят тысяч носильщиков
и восемьдесят тысяч каменотесов в горах.
 
Кроме вельмож над наместниками, поставленных Шломо над работами, три тысячи триста
смотрителей над народом, исполнявшим работу.
 
Царь приказал, и привозили камни большие и дорогие — дом из тесаных камней заложить.
 
Строители Шломо, строители Хирама, жители Геваля обтесывали,
готовили деревья и камни — дом строить.
 
 
Цари 1 6
 
Было: в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израиля из земли Египет, в четвертый год, в месяце зив, втором месяце, царствования Шломо над Израилем
строил он Господу дом.
 
Дом, который царь Шломо Господу строил, длиной шестьдесят локтей, шириной двадцать,
тридцать локтей высотой.
 
Зал — на восток, Храм Дома — двадцать локтей длиной к востоку,  как ширина Дома,
десять локтей ширина в передней части Дома.
 
Сделал в Доме окна прозрачные, закрытые.
 
К стене Дома пристроил галерею вокруг стен Дома, вокруг Храма и Святого святых,
вокруг сделал комнаты боковые.
 
Нижняя галерея — пять локтей шириной, средняя — шесть локтей шириной, третья — семь локтей шириной,
сделал Дом извне с выступом, чтоб они не на стенах Дома держались.
 
Когда строился Дом, из цельных привезенных камней строился,
ни молота, ни топора — никакого орудия из железа в Доме при строительстве не было слышно.
 
Вход в нижний ярус — с южной стороны Дома,
поднимались по винтовым лестницам в средний, а из среднего в третий.
 
Построил Дом, завершил,
перекрыл Дом досками, рядами из  кедра.
 
Галерея, которую он построил, была пять локтей над всем домом,
кедровым деревом Дом он покрыл.
 
 
Было Шломо слово Господа, Он сказал.
 
Этот Дом, что ты строишь; если по законам Моим будешь ходить, если уставы Мои будешь ты исполнять, все заповеди Мои хранить, ходить по ним,
то тебе слово Свое исполню, сказанное Давиду, отцу твоему.
 
Среди сынов Израиля буду Я обитать,
народ Мой, Израиль Я не покину.
 
 
Построил Шломо Дом, завершил.
 
Изнутри обшил стены Дома кедровыми досками, от пола Дома до потолка обложил деревом изнутри,
пол Дома покрыл досками из кипариса.
 
Обшил двадцать локтей от края дома кедровыми досками от пола до потолка,
внутри обшил Двир — Святое святых.
 
Дом был в сорок локтей
перед Храмом.
 
Внутри Дома на кедре узоры бутонов, цветов распустившихся,
всё кедр — камень не виден.
 
Внутри Дома сделал Святое святых —
ковчег завета Господня установить.
 
Святое святых: внутри двадцать локтей в длину, двадцать локтей в ширину, двадцать локтей в высоту, чистым золотом обложил,
а жертвенник кедром покрыл.
 
Покрыл Шломо Дом изнутри чистым золотом,
Святое святых: перед ним цепи из золота натянул, золотом его обложил.
 
И весь Дом золотом обложил, весь, полностью Дом,
у Святого святых жертвенник золотом он покрыл.
 
Святое святых: из масличного дерева сделал керувов
в десять локтей высотой.
 
Пять локтей крыло керува одно, пять локтей крыло керува другое,
десять локтей от конца крыла до конца крыла.
 
И у другого керува — десять локтей,
одна мера, один вид обоих керувов.
 
Высота одного керува десять локтей,
такая же и керува другого.
 
Во внутреннем доме поставил керувов, крылья керувов простерты, крыло одного касалось стены, и крыло другого керува касалось другой стены,
внутри Дома крылья — крыло касалось крыла.
 
Золотом керувов покрыл.
 
На всех стенах Дома кругом сделал резные узоры: керувы, пальмы, цветы распустившиеся,
внутри и снаружи.
 
Покрыл пол Дома золотом,
внутри и снаружи.
 
Святое святых: из масличного дерева сделал двери для входа,
дверную раму — пятиугольной.
 
На двух дверях из масличного дерева сделал резные узоры: керувы, пальмы, распустившиеся цветы, и покрыл золотом,
керувов и пальмы золотом выложил.
 
Вход в Храм: из масличного дерева сделал он раму —
четырехугольной.
 
Две двери из дерева кипариса,
две створки одной двери вращающиеся и две створки другой двери вращающиеся.
 
Вырезал керувов, пальмы, распустившиеся цветы,
вырезанное золотом вровень покрыл.
 
Выстроил внутренний двор: три ряда камней тесаных
и ряд балок из кедра.
 
В четвертый год он основал этот дом Господа,
в месяце зив.
 
В одиннадцатый год в месяце буль, это месяц восьмой, он Дом завершил — как положено, со всем надлежащим,
семь лет строил его.
 
 
Цари 1 7:1-12
 
А свой дом тринадцать лет строил Шломо
и весь свой дом завершил.
 
Дом — Лес Ливана — построил длиной сто локтей, пятьдесят локтей шириной, тридцать локтей высотой,
на столбах из кедра в четыре ряда, балки кедровые на столбах.
 
На столбах сорок пять боковых комнат кедром покрыты,
по пятнадцати в ряд.
 
Три ряда окон,
трижды окно против окна.
 
Все входы и рамы дверные четырехугольные, с окошком они,
трижды окно против окна.
 
Зал с колоннами сделал длиной пятьдесят локтей, тридцать локтей шириной,
зал восточней входа с колоннами, балка на них.
 
Тронный зал, где судил, зал суда сделал,
весь пол, целиком кедром покрыт.
 
Дом, в котором он жил, в другом дворе, за зданием зала сделан так же, как этот,
и дочери Паро, которую взял Шломо, сделал дом, залу подобный.
 
Все они из камней дорогих, тесаных по размеру, пилой опиленных изнутри и снаружи,
от основания до стропил, и снаружи — к большому двору.
 
В основании — дорогие, огромные камни,
камни в десять локтей, камни в восемь локтей.
 
Над ними — дорогие камни, обтесанные по размеру, и кедр.
 
Вокруг большого двора — три ряда камней тесаных и ряд балок из кедра,
как во внутреннем дворе дома Господня и в зале Дома.
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка