Комментарий | 0

Амалек

 
 
 
 
Вероятно, потомок Авраѓама (Авраѓам — Ицхак — Эсав — Элифаз — Амалек). Племя, кочевавшее на Синае и Аравийском полуострове, совершавшее набеги, постоянно враждовавшее с Израилем. Амалек (амалекитяне) был первым, напавшим на Израиль после перехода через Ям Суф (Красное море). Династическое имя правителей Амалека — Агаг. Племя исчезло с исторической арены в 8 в. до н.э. Еще в древности слово обрело нарицательное значение: абсолютное зло.
Именно поэтому пророк Шмуэль (Самуил), передавая сказанное Всевышним, велит первому царю Израиля, им же помазанному на царство Шаулю (Саулу), не щадя, под корень истребить Амалека и все принадлежащее ему уничтожить (Шмуэль 1 15:2-35). Шауль не исполняет заповедь Господа, оправдываясь тем, что у народа якобы были, хотя и ошибочные, но благие намерения: принести лучшее из добычи в жертву Господу. Шмуэль сообщает Шаулю, что Господь отторг от него царствование, пророк сам убивает Агага, царя Амалека. В качестве антонима Амалеку упоминается народ кени, оказавший «милость сынам Израиля при выходе из Египта», народ, из которого происходит тесть Моше (Моисея) Итро (Иофор). В тексте упомянуты трафим — маленькие статуэтки богов и богинь, амулеты. В нем встречается редко встречающееся имя Господа: Вечность Израиля.
 
Так сказал Всемогущий Господь: Помню, что Израилю творил Амалек,
при выходе из Египта на дороге его стоявший.
 
Ныне иди, убей Амалека, всё его уничтожь, не щади,
убей мужчин и женщин, младенца, ребенка, быка и овцу, верблюда, осла.
 
Созвал Шауль народ, насчитал двести тысяч пеших в Тлаиме
и десять тысяч мужей Иеѓуды.
 
Дошел Шауль до города Амалека,
сражался в долине.
 
Сказал Шауль кени: «Оставьте, спуститесь, уйдите от Амалека, чтобы с ним я вас не сгубил, оказал ты милость сынам Израиля при выходе из Египта»,
ушел кени от Амалека.
 
Поразил Шауль Амалека
от Хавилы до Шура, что у Египта.
 
Захватил он Агага, царя Амалека, живым,
а весь народ острием меча истребил.
 
Пощадил Шауль и народ Агага и лучшее из овец и быков, и второй приплод, и тучных овнов, все лучшее уничтожить не пожелали,
а весь скот худой, дурной уничтожили.
 
 
Слово Господа было Шмуэлю, сказал.
 
Жалею, что Шауля Я воцарил: он от Меня отвратился, слова Мои не исполнил,
возгорелся Шмуэль, всю ночь к Господу он взывал.
 
Встал утром Шмуэль — встретить Шауля,
говорили Шмуэлю, сказав, что Шауль, чтобы памятник установить, пришел в Кармель, повернул, ушел, спустился в Гилгаль.
 
Шмуэль к Шаулю пришел,
Шауль ему говорит: «Благословен ты у Господа! Я слово Господне исполнил».
 
Сказал Шмуэль: «Что в моих ушах? Овец блеянье? 
Мычание скота, которое слышу?»
 
Сказал Шауль: «От Амалека их привели, лучшее из овец и быков народ пожалел, чтобы твоему Господу Богу в жертву его принести,
а остальное мы уничтожили».
 
 
Сказал Шаулю Шмуэль: «Подожди, скажу тебе, что этой ночью Господь мне говорил»,
сказал ему: «Говори».
 
Сказал Шмуэль: «Хоть и мал ты в своих глазах, глава колен Израиля ты,
Господь помазал тебя царем над Израилем.
 
Господь послал тебя в путь,
сказал: Иди, уничтожь грешного Амалека! Воюй с ними до истребления.
 
Почему ты голос Господа не послушал?
Набросился на добычу, зло в глазах Господа сотворил».
 
Сказал Шмуэлю Шауль: «Я голос Господа слушал, шел по пути, которым послал Господь,
привел Агага, царя Амалека, а Амалека я уничтожил.
 
Но народ взял из добычи овец и быков, лучшее из уничтожаемого —
принести в жертву  в Гилгале твоему Господу Богу».
 
Сказал Шмуэль: «Господь желает всесожжения и жертвы мира так же, как послушание гласу Господню?
Слушать лучше, чем жертва, внимать — лучше тука баранов.
 
Грех чародейства — это мятеж, греховность трафим — пустое моление,
за то, что отверг ты слово Господне, Он тебя от царствования отверг».
 
Сказал Шмуэлю Шауль: «Согрешил, уста Господни и слова твои преступил:
боялся народа, послушал голос его.
 
Теперь грех мой прости,
возвратись со мной, пред Господом я преклонюсь».
 
Сказал Шаулю Шмуэль: «С тобой не возвращусь:
ты словом Господа пренебрег, и Господь пренебрег тобой: не быть тебе царем над Израилем».
 
Повернулся Шмуэль уйти,
схватил край накидки его — порвалась.
 
Сказал Шмуэль: «Оторвал сегодня Господь от тебя царствование над Израилем,
отдал ближнему, который лучше тебя.
 
И вечность Израиля не солжет, не пожалеет:
не человек Он — жалеть».
 
Сказал: «Согрешил, но сейчас почти меня перед старейшинами моего народа и перед Израилем,
возвратись со мной, пред Господом Богом твоим я преклонюсь».
 
Возвратился Шмуэль за Шаулем,
пред Господом Шауль преклонился.
 
Сказал Шмуэль: «Приведите Агага, царя Амалека», подошел Агаг к нему в узах,
сказал Агаг: «Истинно, горечь смерти явилась».
 
Сказал Шмуэль: «Как меч твой матерей делал бездетными, так твоя мать среди жен станет бездетной»,
рассек Шмуэль Агага в Гилгале пред Господом.
 
Ушел Шмуэль в Раму,
а Шауль домой поднялся, в Гиву Шауля.
 
Больше Шмуэль Шауля не видел до дня своей смерти, горевал Шмуэль о Шауле,
пожалел Господь, что Шауля над Израилем воцарил.
 
Этот текст — дополнительное чтение (ѓафтара) субботы с особым названием и статусом — Захор (Помни), предшествующей Пуриму. А в сам праздник читают фрагмент книги Имена (Шмот 17:8:16; в русской традиции: Исход). В тексте два главных героя: Моше, во время сражения поднимающий руку (жест, сопровождавший молитву), и Иеѓошуа (Иисус Навин), ученик, помощник Моше, которому тот перед смертью по слову Господа завещает привести народ Израиля в землю Израиля.  
 
Пришел Амалек,
воевал с Израилем в Рефидим.
 
Сказал Моше Иеѓошуе: «Выбери нам мужей и выйди с Амалеком сразиться,
завтра я стану на вершине холма, и в руке моей Божий посох».
 
Сделал Иеѓошуа, как велел Моше, — с Амалеком сразился,
а Моше и Аѓарон, и Хур на вершину холма поднялись.
 
Было: поднимет руку Моше — Израиль одолевает,
опускает руку — Амалек одолевает.
 
Отяжелели руки Моше, взяв камень, подставили под него, сел на него,
а Аѓарон и Хур постоянно до захода солнца поддерживали его руки, один с одной, другой с другой стороны.
 
Усмирил Иеѓошуа мечом Амалека и народ его.
 
 
Сказал Господь Моше: Запиши это для памяти в книгу и внуши Иеѓошуе:
стирая, сотру Я память об Амалеке из-под небес.
 
Построил Моше жертвенник,
назвал его Господь — знамя мое.
 
Сказал: «Рука на Господнем престоле: война у Господа с Амалеком
из рода в род».
 
На пути в землю, обетованную Господом, евреям пришлось не раз сражаться за обретенную ими свободу. Но ни об одном сражении не рассказано столь ярко и эмоционально, как о сражении с Амалеком, ни об одном народе, с Израилем враждовавшем, не сказано Господом: «Стирая, сотру Я память об Амалеке из-под небес», не сказано: «Война у Господа с Амалеком из рода в род». Об Амалеке вспоминает Моше в предсмертной речи у границы Израиля (Слова, Дварим, 25:17-19; в русской традиции: Второзаконие).  Эти три стиха, объясняющие смысл уничтожения Амалека, читают в субботу Захор (Помни).
 
Помни, что сделал тебе Амалек
на пути, когда из Египта вы выходили.
 
Случившись тебе на пути, перебил за тобой в хвосте всех ослабевших, а ты устал, изнурен,
Бога он не страшился.
 
Будет: когда Господь Бог от всех врагов вокруг тебе даст покой в земле, которую Господь Бог дает тебе в удел, во владение, сотри память об Амалеке под небесами,
не забудь.
 
Заповедано: «Помни, что сделал тебе Амалек», и одновременно: «Сотри память об Амалеке под небесами». Что же совершил Амалек, удостоившийся такой памяти? Сказано: «Перебил за тобой в хвосте всех ослабевших, а ты устал, изнурен». Детали не прорисованы, но ясно: Амалек «перебил» самых слабых и беззащитных — детей, стариков, больных, всех ослабевших, оставшихся в хвосте огромной колонны, совершил то, что не оправдано никакой военной необходимостью, но доставляет радость  возлюбившим вкус крови. Жизнь человека есть абсолютное благо, дарованное Творцом. Ничем не мотивированное стремление жизнь уничтожить есть абсолютное зло, имя которого Амалек, и в наши дни продолжающий уничтожать «ослабевших». В отличие от Амалека, в мгновения выбора у человека срабатывает инстинкт — выбери жизнь, а значит: не убей «ослабевшего».
Суббота Захор предшествует Пуриму — дню безудержного веселья. Разве может быть иным торжество спасения? Разве может быть иным торжество добра над злом? Разве может быть иным день торжества над потомком Амалека, символом абсолютного зла, — над Ѓаманом?
Вот и все об Амалеке. Остальное смотрите по телевизору.
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка