Комментарий | 0

Акценты

 
 
 
При любом подходе существует достаточно частностей, от которых в немалой степени зависят те или иные обобщения. В чём отличие эпитемного подхода от множества других исканий? Особенность эпитемного подхода состоит в способе реализации перехода от частного к общему, отличного, например, от механизма классификаций или ссылок, а «общее» формируют выявленные или существующие ментальные эпитемные связи. В качестве отдаленной аналогии нашего утверждения можно привести содержательные и структурные изменения, произошедшие в области научного знания; где, как мы считаем, длительный период дробления на наших глазах сменился периодом активного слияния различных научных дисциплин. Основных точек притяжения несколько: геном человека; микромир и космология; науки о возможностях и принципах работы мозга.
Как мы уже говорили ранее в статье «Простой эпитемизм», гравитация, свет, потребление и обмен энергией предопределили возникновение и развитие биологической жизни, а в дальнейшем и разумной, они же очертили и задали горизонт развития и восприятия искусства. Возникает вопрос: каким образом?
 

Николай Грицанчук. (Мои) клетки. Бумага, акрил 50х25,5. 2013 г.

 
Известно, что в водной среде, где есть свет, пищи всегда больше. И микроорганизмы, естественно, из затененной области стремятся переместиться в более освещённую, что дает неоспоримые преимущества. В ходе эволюции они превратились в более сложные организмы. С увеличением массы тела и сменой среды обитания у живых существ постепенно развивается скелет, появляются и совершенствуются органы зрения, развиваются конечности, возникает симметрия и асимметрия, верх-низ, левое-правое. В итоге формируется тело человека с наиболее оптимальным соотношением частей, пропорций, органов, приспособленных для выживания в
земных условиях – в кислородной атмосфере, с суточными и годовыми циклами, земным притяжением, отсутствием радиации. Но эти же факторы и ограничивают наши возможности. Мы не можем без специальных приспособлений видеть в рентгеновских, инфракрасных лучах, не можем дышать вне атмосферы, переносить низкие температуры. Основа любого земного организма – клетка. С одной стороны, ее свойства и функции дали возможность развиться органической жизни, с другой, она в буквальном смысле является клеткой, ограничивающей наше физическое пространство, восприятие, цветовую палитру, формы, перспективу.
Отсюда и название графической серии – «(Мои) клетки». Работы импульсивные, сделанные на одном дыхании. Но так и должно быть. Во-первых, спонтанность – неотъемлемое свойство живого, во-вторых, нормальное рабочее состояние клетки – неустойчивое равновесие, на грани срыва и разрушения. Цвета изображения близки к окрашенным и увеличенным снимкам клеток с различным разрешением, расширяющим восприятие цветовой гаммы, традиционно соотносимой с понятиями «земное» и «небесное». Клетка – носитель генома человека, а метафорически – и отдельной творческой личности. В части работ символические лики с чертами автора просматриваются в других, распадаясь, погружаются в цвет.
«Клетка» подразумевается и в случае непрочтения зрителем сообщения художника. Для того, чтобы это случалось как можно реже, любое произведение искусства должно быть открытым, значимым само по себе даже в случае отсутствия разъясняющих или комментирующих текстов. Только в этом случае можно рассчитывать на осознанный отклик и интерес.
 
Николай Грицанчук. Сады. Бумага, акрил. 70х50. 2013 г
 
 
Следующая графическая серия, о которой ниже сказано несколько слов, называется «Сады». Имеется в виду райский сад. «Сад» – одна из важнейших эпитем мировой культуры: Эдем, рай, сады Египта, Греции и Рима, сад камней, детский сад, техносад, соловьиный сад, вишневый сад, Садовое кольцо, город-сад, и многое другое – понятия, термины, концепты из различных областей культуры, объединенных множеством ментальных связей.
«Сады» символизируют устремления, взлеты и падения, приобретения и утраты многих и многих людей, соотносимых с событиями, описанными в «Ветхом завете», с пониманием художником цитируемого в его работах текста, возможностями и способами его визуализации. Мы попытались, используя возможности живописи, различных нетиражных графических техник, обозначить несколько важных для нас моментов, отчасти прояснив содержательную сторону серии.
В серию «Сады» входят почти абстрактные цветные и монохромные композиции. «Почти» означает, что в работах всё же присутствуют и считываются верх-низ, левое-правое, центр или их отсутствие – предельные степени абстрагирования. Символика проста: белый цвет листов, широких полей, сквозящий сквозь изображение, символизирует высшее начало, абсолют, «просто».
Вместе с началом начал, делением и множественностью рождается одна из центральных тем первой книги – проблема выбора и отбора. Первый шаг для ее решения – принятие и использование творцом дуальных оценок по формуле «хорошо-плохо», задающих однозначные ответы, без дополнительных смыслов и толкований. Следующий – уже с большей степенью свободы – принятие решений при наличии ряда запретов, как залога благоденствия и вечной жизни. Далее – варианты возможных ответов, в зависимости от выбора, – возможность преодоления запрета, наказание за нарушение и надежда на возвращение к первоначальному состоянию в случае выполнения определенных условий. Развитие и смена последовательных тем сопровождается осознанием конечности земного существования, возникновением социума, предпосылок морали и нравственности, различных моделей поведения, уклада, оправдания собственных действий и жизни. Речь идет о ветхозаветной книге Бытия и о ее понимании художником-исполнителем-творцом.
Эхо бытия – полная противоречий жизнь любой творческой личности с метаниями, поисками, прегрешениями, взлетами и падениями. Творчество – способность и возможность создать то, что не существовало до нас и не появилось бы без нас.
В целом обе серии – «(Мои) клетки» и «Сады» – повод поразмыслить обо всём сразу или о чем-то в частности.
 
09.06.2013 г.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка