Феномен кубанского хайку

 

 

В последние несколько лет Кубань стала одним из самых сильных и значительных центров поэзии хайку в России.

 

 

В основном кубанцы работают в жанре англосаксонского хайку (которое часто называют просто хайку). Причина этого в том, что этот жанр наиболее распространён, хотя и возник исторически достаточно поздно. В конце XIX — начале XX веков Масаока Сики приложил к хайку заимствованный из живописи метод сясэй (яп. 写生 сясэй, «зарисовки с натуры»), способствовавший развитию реализма в жанре хайку. С 1960-х гг. жанр хайку получил широкую популярность на Западе, особенно в англоязычных странах. Вот англосаксы, опираясь на метод сясэй и специфику английского языка и создали то, что пытаются выдать за «правильное» хайку. Взять ту же популярную книгу Джейн Рейнхолд «Пишите хайку» (1). Такое хайку отображает именно специфику английского языка: схематичность, чёткость, бедность оттенками и полутонами, всеобщность и деиндивидуализированность.

Кто же пишет хайку на Кубани? Представим слово Николаю Гранкину, признанному лидеру кубанских хайдзинов, Николаю Гранкину: «За последние несколько лет в Краснодаре сформировалась достаточно дружная компания людей, увлекающихся хайку. Имена их известны в кругу хайдзинов. В первую очередь следует назвать Ивана Кротова, который собственно и был инициатором наших встреч. Иван человек очень сдержанный, что, на мой взгляд, очень чувствуется в его хайку. К тому же, Иван Кротов является главным редактором журнала «Микролит», в котором постоянно печатаются подборки хайку разных авторов.

увядшие васильки
в глазах у старушки
живой интерес

Присутствует в нашей дружной, но, по большей части, мужской компании и одна женщина – Любовь Пахомова. Она человек заслуженный. Неоднократный призёр и дипломант МКХ (международный конкурс хаку, проводящийся в Москве – И.В.), победитель 3-го Японо-Российского конкурса хайку. Любовь – очень эмоциональна и поэтична. И хайку у неё такие же – эмоциональные и поэтичные.

холодный вечер
на окне ветхого дома
орхидея

Есть в Краснодаре ещё один очень интересный автор – Андрей Насонов. Андрей известный поэт. Он неоднократно печатался в различных сборниках и журналах. К тому же он учёный, кандидат биологических наук. Но всё это не мешает ему писать замечательные хайку. И, что мне особенно нравится в его творчестве, это то, что Андрей всегда ищет какие-то необычные ракурсы в подаче самых простых, обыденных вещей. Он всегда старается выделить понравившийся ему момент ярче и отчётливей. В результате у него получаются великолепные вещицы.

 ночное эхо
собака перегавкивается
сама с собой (2)».

Среди хайдзинов, группирующихся вокруг журнала микролит, можно назвать Александра Мартусенко, Антона Илларионова и др.

Немного о творчестве самого Николая Гранкина, которое широко известно в международной хайку-среде. Официальным признанием в ней пользуются такие его тексты:

весенний дождь
вся из себя
садовая улитка

    Хотя гораздо удачней другие тексты Николая:

пей не пей
серое небо
пей не пей

Если брать не столько литературный, сколько историко-культурологический аспект кубанского хайку, то очень много для пропаганды жанра в регионе сделал учёный-востоковед, профессор Ю. Г. Смертин.

Говоря о кубанском хайку, нельзя не сказать и о хайку-верлибре, первом литературном жанре, созданном в регионе. Хайку-верлибр (русское хайку) ведёт своё начало в известный переводах японских классических хайку Веры Николаевны Марковой, которые отличаются яркой образностью и лиризмом.

Саму идею развивать принципы хайку-верлибра предложил Иван Кротов, до того ставший лауреатом международного конкурса русскоязычного англосаксонского хайку. Кротов называл хайку-верлибр (русское хайку) антихайку, отталкиваясь от целенаправленного нарушения основных принципов англосаксонского хайку.

В дальнейшем теоретической разработкой принципов хайку-верлибра (русского хайку) занялся Игорь Васильев, предложивший нынешнее название жанра. Особенно удачные хайку-верлибры, глубоко отражающие специфику жанра, пишет Иван Карасёв.

Эстетика хайку-верлибра максимально индивидуальна и личностна. Хайку-верлибр представляет из себя гибрид хайку и европейской эпиграммы. 
Каждая строчка хайку-верлибра записывается с заглавной буквы, «нормально» употребляются знаки препинания. Правильная расстановка знаков препинания для хайку-верилибристов крайне важно. Именно эти знаки иногда могут отделить хайку-верлибор от более знакомых нам хайку-жанров…  Например:

 золотые листья
в стылой воде
память о лучших

Типичное хайку - запечатление мысли на фоне фрагмента пейзажа без особой рефлексии.

Или:

 Золотые листья
В стылой воде  -
Память о лучших...

Это – хайку-верлибр со сравнением и олицетворением.

Хайку-верлибры дают авторам то, за что они больше всего ценят русский язык: гибкость, текучее многообразие, передачу полутонов мыслей и настроений, возможность создавать максимально яркие и неповторимые личные миры.

Например, работы автора хайку-верлибров Ивана Карасёва наполнены юмором и фантасмагорией, подобно яркой и необычной японской юмористической и мистической гравюре в жанре укиё-э. Хайку-верлибры Ивана Карасёва  удивительно наглядно показывают, что мир как целое изменчив и не поддаётся описанию в категориях логики….

Хайку-верлибры Игоря Васильева более ориентированы на традиционные для хайку пейзажные сюжеты, медитативное наблюдение. Одновременно они в большей степени перекликаются с традиционной русской пейзажной лирикой. В этом случае хайку-верлибры представляют из себя концентрированные стихотворные пейзажи Тютчева, Фета и Бунина, сгущенный до основной сути, выраженной в трёх строчках.

 

Иван Карасёв
 
Осьминоги во тьме
Поют караоке.
Пьяные тени

 

Игорь Васильев

Уверенно навалился
Снег на золото кроны.
Клонятся ветви…

В чем же причина успешности кубанцев в жанре хайку? – имеется в виду традиция трёхстиший, произошедших от японского хайку. С одной стороны – в климате. Чёткая смена сезонов, дожди, летом сменяемые жарой и духотой, внезапно выпадающий и столь же быстро тающий мокрый снег, яркая богатая растительность, близость моря – всё это напоминает природные некоторых префектур Японии. Он, конечно, не идентичен, но для появления сходный ощущений, ярких и изменчивых, этого достаточно.

Ещё более важны некоторые аспекты региональной психологии. Это консерватизм кубанцев, сдержанность в сочетании с сильными чувствами и  способностью к глубоким впечатлениям. Которые, перед тем, как выразить, нужно «отфильтровать», придать точную, ненавязчивую и лаконичную форму…

 

          Примечания

  1. Джейн Рейнхолд «Пишите хайку» ( выдержки) // Мила Малинина: литературный дневник. http://www.stihi.ru (дата обращения 23. 02. 2017); Хайку // https://ru.wikipedia.org (дата обращения 23. 02. 2017).
  2. Гранкин Н. Прогулка по Краснодару // Улитка. 2016. №15. С. 22 – 26.

X
Загрузка