«Огламуренные» муки

 

Телеэкранизацию романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» посвятили столетию Октябрьской революции. По словам Тимура Вайнштейна, генерального продюссера телеканала НТВ, этот сериал, "безусловно, имиджевый проект о нашей стране, культуре, о силе воли людей".

 

Чуть не за год начавшаяся реклама очередной  экранизации «Хождения по мукам» вызывала скорее беспокойство, нежели настраивала на оптимистический лад: две предыдущие экранизации, вызревшие и рождённые в недрах великого советского кинематографа, пробуждали сильные сомнения в способности современных киношников произвести нечто значительное.

 И действительно – сама идея «размыленности» знаменитого романа, также нелепа, как перевод в комиксы значительного литературного произведения.

 Результат подтвердил опасения: общее впечатление вполне можно выразить словосочетанием: огламуренные муки.

Сложно найти нечто пошлое в могучем словесном построении Алексея Толстого – так почему же остаётся неизбывное ощущение пошлости уже от первой серии?

 Всё кукольно, фальшиво, ненатурально: искусственная выморочная игра, сусальная композиция кадра, стремление осовременить (нелепое совершенно) бытовые подробности (к примеру, лопаты выглядят так, будто вчера приобретены в каком-нибудь модном торговом Вавилоне, специализирующимся на продаже дачного инвентаря).

 

Сёстры Булавины (Юлия Снигирь и Анна Чиповская).
 
 

 Акцент на разухабистости – что несчастный поэт Бессонов, что Нестор Махно выглядят персонажами триллера, не то боевика.

 Всё по поверхности – растекается действо, брызжа клюквенным соком крови; расползается ткань длинной ленты, провисает, точно рвётся кусками; никаких попыток уйти вглубь, дознаться до сути вещей, попробовать воссоздать атмосферу тогдашних лет.

 Да и впрямь – зачем сие нужно?

…ибо важнейшим для нынешнего «киношного агитпропа» является банальная политика растления: никакой мысли, радужно-гламурные картинки, карикатурные страсти.

 Будто инструкцией к действию является бородатый анекдот: Не выпендривайтесь, товарищ Иванов, слушайте свою любимую песню Валенки!

 Но если Валенки были хороши своею теплотой и сердечностью, то ожидать этого от современных кино-опусов не приходится.

 Мыло вместо мук.

Примитив вместо попытки познания (а ведь кинематограф – это прежде всего возможность познавать реальность теми средствами, которых нет у других видов искусств).

 Забивание душ и мозгов потребителя (и без того изнасилованных всеми мерзостями современной жизни) мусором…

X
Загрузка