О жене и о любви: фильм «Жена» (2017) режиссера Бйорна Рунге

 

Гленн Клоуз и Джонатан Прайс в фильме Бьорна Рунге «Жена»

 

 

Фильм «Жена» (Wife, 2017, режиссер Бйорн Рунге), представленный на фестивале Art Film Fest, Kosice (15-23 June 2018) – один из многочисленных кинокартин, которые были показаны на кинофестивале в Торонто и демонстрируются в рамках культурных мероприятий Словакии в июне этого года, до того, как выйдут в официальный прокат в августе 2018 года в США. Сценарий написан по книге Мег Уолитцер. В главной роли: актриса Гленн Клоуз, игравшая главные роли в фильмах «101 далматинец», «Тарзан», «Опасные связи», включая другие, не менее яркие роли в широкоэкранных голливудских мега-проектах.  Фильм рассказывает историю Джоан Кастлман, жены известного писателя Джо, с которым оказывается в Швеции в ожидании церемонии награждения и вручения ему Нобелевской премии по литературе.

Основная сюжетная линия – пребывание семьи в шведской столице. Узнав о присвоении самой престижной премии Шведской Академией, известный английский писатель Джо едет в Стокгольм вместе со своей женой и сыном, расселяется в фешенебельной гостинице, пьет по утрам шампанское, дарит свои автографы на грецком орехе (как в юности), ссорится с неудачником – сыном (который по ночам курит наркотики в заведениях, не в силах выдержать собственную никчемность и полное равнодушие отца к его литературному творчеству). Еще известный писатель позирует очаровательной и раскрепощенной девушке-фотографу, которая «закреплена» за семейной парой лауреата для полного отчета об их поездке в прессе, и которая в какой-то момент все же срывает поцелуй весьма престарелого нобелевского лауреата, заставляя зрителей почувствовать и комизм теперешних попыток адюльтера со стороны гения, и чудесные ее «призрачные» манифестацию в «былые времена».

Фильм, конечно же, не о писателе или писательстве, а о жене такого писателя. Именно Джоан, так блестяще сыгранная главной актрисой, терпеливо сносит любовные связи мужа, именно она (пласт «молодых лет» в 50-е годы также показан в фильме), начинающая писательница, влюбляется в Джо, своего учителя, по его же приглашение въезжает в его дом, для того, чтобы стать няней только что рожденному ребенку, а потом, после его развода с первой женой, фактически посвящает ему жизнь, терпеливо допечатывая повести, дописывая рукописи, исправляя книги. Поддерживает мужа во всем. Фильм начинается с яркой любовной сцены, в которой писатель, пытаясь вспомнить молодые годы, хочет вновь овладеть своей женой, которая, подыгрывая ему, слегка над ним же и смеется («тебе ведь это совсем не нужно!»), хотя, без всякого сомнения, как всегда, тронута любой попыткой его участия.

Самым важным и поворотным моментом фильма становится встреча Джоан, жены писателя, с неким молодым автором (встреча происходит там же, в Стокгольме). Молодой писатель собирается выпустить скандальную биографию о Джо. Именно молодой автор-биограф в минуту слабости Джоан, и ее расстройства (муж вдруг решает провести несколько часов в обществе девушки-фотографа, а сын уходит гулять по ночному городу один) сообщает ей о том, что подозревает Джо в использовании труда, таланта, чувств своей жены, а именно, в краже ее писательского труда. Молодой биограф намекает Джоан, что все романы Джо на самом деле написаны именно ею.

Джоан не только не признается в очевидном для зрителя факте, в том, что отдала мужу и свою жизнь, и свой талант, но она настоятельно дает понять молодому биографу, что не нуждается ни в чьем сочувствии, участии, тем более правде. Воплощение ее позиции – удивительная игра главной актрисы.  Джоан достойно ведет себя во всем, начиная с той манеры, в которой говорит с сыном, заканчивая тем равнодушием, с которым пресекает любые разговоры о возможных похождениях своего мужа, без пяти минут нобелевского лауреата.

Главным определением заслуги писателя Джо, признанного Шведской Академией гения, становится идея о том, что он «познал человечество во всех его сложных проявлениях», именно это становится ключевой характеристикой каждого его романа, именно это и становится главной заслугой Джоан, и ее основным качеством.

В какой-то момент все-таки Джоан становится нестерпимо больно, она убегает из зала торжества, сразу после разговора с королем Швеции и официальной речи своего мужа (по дороге он так расстроен, что даже выбрасывает в окно Нобелевскую премию, то есть полученную медаль, которую кто-то подбирает, протягивая владельцу прямо в окно машины: «Это не вы потеряли, случайно?»). В гостиничном номере начинается скандал. Джоан разбрасывает по комнате романы, определяя их как «я писала вот этот, когда ты был с ней!» Наконец, она сообщает Джо, что уходит от него навсегда. Эмоциональный накал скандала таков, что через несколько минут Джо становится плохо, и он умирает. В самолете Джоан повторяет молодому биографу все ту же фразу: если он только посмеет заикнуться в своей биографии о том, что подозревает (имеется в виду факт написания романов нобелевского лауреата его женой), она подаст на него в суд. Стюардесса при этом выражает Джоан свои соболезнования, подчеркивая, что отлично помнит, как они с мужем летели в Стокгольм, и что было очевидно: у супругов совершенно особые, теплые, удивительные отношения.

Отголосками напоминая «Дневник его жены» (2000, реж. Алексея Учителя, сценарий Дуни Смирновой), фильм «Жена» посвящен главной и неиссякаемой теме: теме благородства, мужества, силы и жертвенности женщины, жены артистической натуры. Единственно красивым, лиричным воплощением жизни, который показан в фильме: эпизод учебы Джоан в Великобритании, в частном пансионе, ее любовь к Джо, ее попытки написать собственные произведения, намного более талантливые, чем работы ее учителя.  Неудачные прогнозы менее удачливых писательниц также показаны с удивительной достоверностью: на одном из вечеров, на которые будущий писатель приглашает свою ученицу Джоан, эмансипированная писательница в состоянии, близком к отчаянию и истерике, рассказывает, что такое для мира женской литературы мужская критика, тем самым обозначая тему невозможности карьеры для женщины-писательницы.

На протяжении фильма образ Джо становится все менее привлекательным, а сила, мудрость, благородство его жены только высвечиваются с новой силой, определяемой блестящей игрой главной актрисы. Фильм, без прикрас, делает еще один намек – подобное положение вещей невозможно, почти невозможно сегодня. Такая самопожертвенность – качество женщин другого поколения, для которых их преданность и любовь к мужчинам – самое главное, несмотря ни на что.

Эротическая влюбленность, как одна из основных потребностей молодости, сменяется у главной героини чувством долга не только перед мужем, но и перед его читателями – она не может позволить ему писать романы так, как это делает он: слишком легко и фальшиво, именно в такой манере он благодарит ее во время вручения Нобелевской премии – высокопарно и «романтично» повторяя, что она является единственным светом его жизни, музой и поддержкой.

Фильм не был бы столь удачным, если бы не угадывалась удивительная правдоподобность истории, а сценарный ход не был бы столь узнаваем, специально или случайно так странно напоминая известную работу Алексея Учителя и Дуни Смирновой о жизни писателя Ивана Бунина.  

И – самое главное! По факту, именно Джоан, жена известного английского писателя, и становится лауреатом самой престижной премии по литературе, присуждаемой Шведской Академией.

X
Загрузка