Как рождался вождь? Премьера Александринского театра «Рождение Сталина»

 

    

 

Материалы, написанные о Сталине, заполнили бы, вероятно, не один вагон. Эта тема (о Сталине) настолько заболтана, что о ней впрямую даже трудно сказать что-то новое, но народный артист России и лауреат государственной премии Валерий Фокин решил-таки сказать в этой проблематике нечто своё.

Он вспомнил пьесу  Михаила Булгакова «Батум». Это, прямо скажем, холуйское сочинение (сравним его с повестью А.Н.  Толстого «Хлеб») в своё время  не вызвало восхищения даже у Сталина. Создатели спектакля – В. Фокин и сценограф Н. Рощин – поставили перед собой гигантскую задачу:  ответить на вопрос, как из недоучившегося семинариста Иосифа Джугашвили появился на свет великий диктатор Сталин, сумевший впоследствии подчинить себе почти половину мира. Слово «Сталин»  в спектакле воспринимается практически как символ.

 

Молодой Сталин - В. Кошевой, Сталин - Народный артист России П. Семак.

 

Между тем,  основная часть спектакля посвящена деятельности  молодого Иосифа Джугашвили – Сосо  –  в Грузии, организации им разбойных и бандитских нападений вместе с вооружённым бандитом Камо.  В   самом начале  спектакля семинарист Сталин зачитывает текст «Катехизиса революционера» Сергея Нечаева. Вот, например,  один из абзацев этого Катехизиса:  «Революционер – человек обречённый. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует или тайная, или явная, но непрерывная и непримиримая война не на жизнь, а на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки».

Кеке, мать Сосо (заслуженная артистка России Елена Немзер) уговаривает своего сына стать священником. А, может быть,  и правда? Сталин стал не только священником, а основателем новой религии?  Не потому ли  В. Фокин назвал свой спектакль именно «Рождением Сталина»?

Блистательно сыграл роль молодого Джугашвили Владимир Кошевой. Но снова и снова возникают вопросы: неужели Сталин появился только в Грузии и только в пьесе Булгакова «Батум»? Как-то не так. А где же роль Ленина, который называл будущего Сталина «чудесным грузином», а впоследствии передал ему руководство ВКПб? А где же роль социал-демократической партии, куда Иосиф Джугашвили был принят в 1901 году?

В спектакле роль Сталина вызывает ассоциации с одним из героев пьесы Шиллера «Разбойники». Несомненно, слабой стороной текста спектакля является то, что характеры основных персонажей, за исключением Сталина, фактически не прописаны, да к тому  же  практически отсутствуют женские роли.

В финале спектакля из оркестровой ямы  под многоголосый рефрен «Сталин-Сталин-Сталин» начинает подниматься макет, стилизованный под скульптуру Сталина огромных размеров, чуть ли не во всю длину сцены. Мне это показалось просто смешным.

Тем не менее, спектакль интересен или, скорее любопытен. Особенно следует отметить хорошую  сценографию Н. Рощина. Но на вопрос, что же такое «рождение» Сталина, в спектакле ответ так и не дан. Вопрос  только поставлен.

Санкт-Петербург                                            29.03. 2019 г.                               

X
Загрузка