Комментарий | 0

И снова Родион Щедрин на сцене Мариинского театра

 

 

Музыкальное воплощение отечественной литературной классики на сцене – одна из  сильных сторон Мариинского театра, художественные руководители которого активно сотрудничают с ведущими отечественными композиторами, как признанными классиками – от Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова до Прокофьева и Шостаковича, так и с современниками. Среди последних следует отметить Родиона Щедрина. В репертуаре театра есть и балеты – «Конёк-горбунок», «Анна Каренина», – и оперы: «Очарованный странник», «Мёртвые души». И вот новое обращение и композитора, и театра к Н.С. Лескову к его притче «Сказу о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881). По мотивам этого рассказа Лескова, основанного на народном сказании, в 1925 г. Е.И. Замятин написал пьесу – «игру», как он её назвал, –  «Блоха», которая шла на сценах МХАТа и БДТ с декорациями Б. М. Кустодиева.  Но Родион Константинович Щедрин   написал не только музыку, но и либретто оперы. А повод был, да ещё какой! Шестидесятилетие маэстро Валерия Гергиева! Вот к этой дате Мариинский театр и заказал эту оперу Родиону Щедрину.

 

Блистал огнями новый зал – вторая сцена Мариинского театра, под занавес сезона премьеры следовали одна за другой на всех трёх сценах театра. И вот долгожданная премьера «Левши». Аплодисменты Валерию Гергиеву, звучит увертюра, поднимается занавес, и  над сценой нависают во всю её высоту два сапога, правда, не кирзовых, а высококачественных, хромовых, со штрипками, но сапога! По сравнению с ними не только атаман Платов, но и императоры (партии Александра I и Николая I исполнял один и тот же певец, лауреат международных конкурсов Владимир Мороз) кажутся совсем крошечными, как блохи. Заслуженный деятель искусства режиссёр-постановщик Алексей Степанюк и заслуженный художник России художник-постановщик Александр Орлов нашли потрясающее решение, этакий не теряющий актуальности символ: Россия под сапогом! Чьим? Царизма? Или не только? Два сапога, не олицетворяют ли они дуэт её  современного режима в соответствии с народной пословицей: два сапога – пара? Сугробы из снега как символ нищей России, –  ещё одна находка авторов либретто и постановщиков. Не символ ли это разрушенной промышленности и сельского хозяйства – пустоты на бескрайних просторах страны. И среди этого запустения  – талантливейший  русский народ, привычный обходиться без «мелкоскопа» или, обращаясь к современности, – разрабатывать «нано-технологии» «вручную».  

Щедрин использует всю гамму своего музыкального дара от задорных частушек про тётю Глашу (как напоминание о его «Озорных частушках»), напевной грустной песни, если не сказать просто народной, песни про речку Тулицу до  потрясающего звонкой «куйки»- ковки блохи (с остроумным оформлением покосившейся кузницы в виде вросшего в землю то ли барака, то ли сарайчика), мюзик-хольных ритмов в сцене обольщения Левши английскими дивами,  трагических высот в сцене шторма и атональной музыкой, которая гармонично вплелась в классический, в общем, стиль произведения. Такой конгломерат разнообразных музыкальных стилей позволил Родиону Щедрину отобразить все аспекты гениального сказа Лескова, сделать оперу энциклопедией  жизни не только царской, но и современной России. Браво!

Остроумные решения постановщиков не ограничились только видом сапог, попирающих русский народ, они продолжались: тут и гротескный образ принцессы Шарлотты в современном костюме и шляпке из гардероба королевы-матери Елизаветы II (лауреат международного конкурса Мария Максакова), и превращение английских гвардейцев в полуголых красоток кабаре, и новый наряд перекованной блохи: на «аглицкие» бриллианты и изумруды накинут тончайший пуховый платок – знаменитая оренбургская паутинка – и меховые сапожки на ножках, так сказать блоха в стиле «en russe». Что же касается сцены страшной бури, то режиссёры-постановщики великолепно использовали технические возможности нового зала, когда снеговые сугробы взметнулись огромными волнами, выбросившими на берег путешественников, а перед этим в туманном Лондоне снеговой покров, взметнувшись вверх к Биг Бэну, превратился в лондонский смог. Напоминание про экологические проблемы промышленных мегаполисов?                                                                                                                

Не менее остроумно решён вопрос и появления на сцене Блохи из огромного окуляра микро(«мелко»)скопа, по сравнению с которым певица таки и кажется совсем крошечной блохой. Необыкновенно удачен выбор исполнительницы – Кристины Алиевой, также лауреата международных конкурсов, хрупкая, невысокого роста актриса – колоратурное сопрано – на таких высоких нотах пропела свои арии – вначале английский, а затем русский алфавит, что «сорвала аплодисмент» уже с первого выхода. Блистательно! А ведь это только дебют!

Колоритен и единственный заслуженный артист в составе исполнителей – Эдуард Цанга – в роли атамана Платова. Ему удалось показать  русский характер во всей его полноте, как с положительной стороны – веру в возможности талантливого своего народа, так и со всеми традиционными его  причиндалами – пьянством, леностью, зуботычинами… До высот сарказма доходят автор и постановщики оперы, ставя на повестку дня не теряющий современности вопрос  о народе и власти и чисто русской «национальной» проблеме – холуйского преклонения «халдеев» (по образному определению В. Пелевина) перед иностранцами: пьяного «вусьмерть» английского полшкипера спасают, а гениального русского мастера без «тугамента» (документа) бросают умирать на грязном больничном полу.

 

Пришла пора рассказать о центральном герое оперы – косом тульском мастере Левше, бесподобно, если не сказать просто гениально, исполненном Андреем Поповым. Тенора, выпускника Санкт-Петербургской консерватории,  с 2000 года солиста Академии молодых певцов, с 2007 года вошедшего в труппу Мариинского театра, исполнив за это время 22 партии, лауреата премии «Золотая маска» (2010г.), отличает наряду с характерным трогательным тембром голоса недюжинные драматические способности. Именно они позволили создать действительно «лесковский» образ яркого народного самородка, забитого, униженного, но беспредельного патриота своей родины со свойственным русским народным юмором (в одежде соблазняющих его див наивному Левше не разобраться, «для какой что надобности»). Но это не бессловесная тварь: его протест проявляется дважды: в первый раз во время ковки – здесь требовательно с чувством собственного достоинства звучит его:  «Не мешайте работать!» – и далее в Англии, где он отвергает посулы сладкой жизни, повторяя «домой!».    

 

 

А дома в холодной заснеженной России гениального народного умельца ждёт смерть.  Финальная сцена оперы потрясает своим трагическим звучанием. Это, несомненно, лучшая сцена и достойный финал этой оперы. Блоха, стоя на коленях перед распростёртым на полу умирающим Левшой, поёт ему колыбельную «Баюшки-баю», ахор, одетый в белые балахоны, оплакивает умершего. Плач по загубленной России?  Я посмотрела по сторонам: не только женщины, но и некоторые мужчины поднесли носовые платки к глазам. Плач по России состоялся.

          И – взрыв аплодисментов, не смолкающая овация, цветы, крики «браво». Состоялась и премьера великой патриотической оперы, великого – не побоюсь этого слова – композитора Родиона Щедрина. Юбилей Валерия Гергиева и юбилейный сезон театра, прямо скажем, удались на славу.

Санкт-Петербург

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка