Комментарий | 0

Дикие истории

 

 

 

От редакции

Рецензируемый ниже спектакль, событие современной театральной жизни России, состоялся в г. Волгограде. Организаторы  проекта (кто они?) определяют своё детище следующим образом: "Театральный проект «Южный Маяк» (на латинице YU. M - см. афишу выше, ) -- это социально-творческий проект, миссия которого объединить под единой крышей творческие силы города, дать возможность показать свое творчество молодым театральным коллективам, режиссёрам, актёрам, художникам, поэтам и сочинителям".  Определение не просто театра, но социально-творческого проекта "Южный Маяк" амбициозно. По-видимому, это ещё и аллюзия на известную игру "Зомби Ферма" с её маяками. "Построй 4 Маяка и разожги в них пламя, чтобы осветить путь Кораблям". "YU. M" зажёгся.

 

 

Северный американец Джим Джармуш и южный американец (читай аргентинец) Дамиан Сифрон удивились бы (а может и удивятся еще), узнав, что в южном городе самой большой северной страны один театр решился поставить спектакль, состоящий из девяти новелл, взятых из их фильмов «Ночь на земле» и «Дикие Истории».

Премьера состоялась 30 августа 2018 года. Худрук Анна Белякова обозначила это как «беспрецедентный эксперимент». Сначала идея поставить спектакль по фильмам кажется странной (примеров совсем мало, в отличие от обратного – экранизированных пьес предостаточно), но поскольку спорность объявлена в его кредо, недоумевать не стоит. Более того: в финале крайне эмоциональной и напряженной постановки, завершающейся к тому же драматичной свадебной историей, идея кажется скорее удачно реализованной и впечатляющей, чем странной.

Несмотря на масштабность некоторых сюжетов (той же свадьбы, например), режиссеры обошлись минимальным реквизитом (спойлер: торт был настоящим), но возможности помещения – весьма скромных размеров – были использованы по максимуму; особенно это касается окон, которые побывали в роли автомобильных окон в боевике «Сильнейший» о противостоянии двух автомобилистов, самого брутального из которых играет, пожалуй, наиболее опытный актер из всех участвующих в премьере – Никита Ткачев. Являясь худруком студенческого театра ЭССТЭТ, он, конечно, не мог не срежиссировать одну из новелл – ей стали «Крысы», где Александр Ермишкин мастерски играет настолько мерзкого типа, что участь его жертвы кажется куда завидней. В ее роли, требующей от актрисы отобразить душевные терзания из серии «казнить нельзя помиловать», ярко выступила Елена Васильева, поставившая в свою очередь новеллы «Пастернак» и «Париж».

Главный герой истории, открывающей спектакль, по странному совпадению – однофамилец русского поэта, несостоявшийся композитор, задумавший отомстить всем обидчикам сразу, в фильме вообще не появляется в кадре. Здесь же режиссер выводит его на сцену, оригинально решив таким образом стоявшую перед ним задачу – показать падение боинга, где и происходит действие, в которое вовлекаются несколько зрителей, произносящих со своих мест реплики пассажиров, знакомых с Пастернаком, сыгранным Романом Петровым, появляющимся лишь для того, чтобы сжечь бумажный самолетик… Он же выбран Васильевой для роли парижского таксиста – выходца из Кот-д`Ивуара, что и определяет по его акценту слепая женщина, едущая в салоне, в исполнении эффектной Ольги Милешкиной. Слова кастанедовского Дона Хуана «Ты смотришь, но не видишь» полностью подходят к этому эпизоду, завершающемуся звуками ДТП и утверждающему относительность как слепоты незрячих, так и зрения видящих.

По поводу звукового оформления, кстати, надо отметить, что от саундтреков кинолент практически ничего не осталось: логично подобранные к ситуациям композиции демонстрируют всю широту музыкальной палитры – от минорной тональности Пинк Флойд и философствующего Бориса Гребенщикова до мажорного ска-панка иронизирующего Сергея Шнурова. Кроме того, каждой новелле предшествует эпиграф из классики мировой литературы, например: «Чтобы родить тебя, нужны двое, а чтобы умереть – один». Тема смерти, причем насильственной, – в результате мести и/или соперничества – объединяет сюжеты киноальманаха Сифрона, соответственно сделавшего акцент на составляющих их элементах и поворотах событий, тогда как связующим звеном историй в трагикомедии Джармуша (главный интерес для которого представляли личности актеров) является фигура столичного таксиста, вступающего в диалог со своими пассажирами.

Видимо тот факт, что машины присутствуют в половине эпизодов Сифрона, послужил для Анны Беляковой важным аргументом в сближении этих фильмов на сцене. Поставленная ей новелла «Взрывник» также повествует о преступлении, совершенном мадридским инженером (интеллигентный Павел Тазов), доведенным до отчаяния неоднократной эвакуацией его автомобиля и посещением офиса эвакуаторной компании. Неожиданным образом для себя и своих родственников взрывник, предпринявший дерзкую попытку взбунтоваться против системы, перевоплощается из ее очередной жертвы в национального героя!

В ситуации, связанной с коррупционной системой и штрафами, наверное, оказывался каждый третий житель мегаполиса, особенно если речь идет о столице. И вот здесь зрителей ждет большой сюрприз: легким движением руки Антона Канунникова Нью-Йорк превращается в Москву, Манхэттен в Чертаново, а клоун из Германии по имени Хельмут в клоуна из Узбекистана по имени Сукроп в исполнении самого режиссера! Анна Дегтярева блистательно справилась с ролью рэпера Йо-Йо, а Маргарита Вышеславова с ролью его невестки Анжелы. Несмотря на агрессивную перебранку Йо-Йо с Анжелой, эта история, показав актуальность темы мигрантов, получилась самой веселой, юмористичной и позитивной за счет теплого обаяния Канунникова, цитирующего в финале Булгакова (ведь со времен «Мастера и Маргариты» квартирный вопрос испортил москвичей еще больше).

Символично, что сюжеты про Рим и про Третий Рим для спектакля подготовил один и тот же человек, взявший на мужские роли женщин. Наталья Симаева играет священнослужителя в эпизоде про «Рим», а Александр Ермишкин – болтливого водителя, решившего исповедаться в своих грехах и настолько увлекшегося рассказом о своих сексуальных приключениях, что результатом стал летальный исход его пассажира, чьи манипуляции с таблеткой прошли незамеченными для Джино. Если Джармуш на этом и прерывает итальянскую линию, то Канунников предлагает зрителям пищу для размышлений, устроив скончавшемуся и воскликнувшему «Как умирать надоело!» священнику встречу с Господом Богом, считающим всякую любовь законной. Так что у публики есть возможность высказать свои соображения по этому поводу.

Песня группы «Аквариум» со словами «Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком», идеально передавая настроение момента, стала мостиком, по которому действие перемещается из Рима в Хельсинки, где невозмутимый финн Мика везет троих сильно подгулявших друзей по домам. Один из них пережил худший день в своей жизни и находится в отключке, поэтому о его проблемах говорят приятели, но таксист отвечает им, что может быть хуже, и рассказывает душещипательную историю рождения и умирания своей новорожденной долгожданной дочери. Это самая печальная и трогательная ситуация из представленных, всю глубину которой тонко передает молодой Станислав Селиванов, используя только голос, при отсутствии эмоций на лице, как и подобает настоящему скандинаву.

Он же дебютирует в качестве режиссера, поставив многолюдную новеллу про свадьбу «Пока смерть не разлучит нас» из кинофильма Сифрона, отрабатывая (по его собственную признанию) вау-эффект. Утонченная Аксинья Грефенштейн в роли невесты Рамины пытается показать трансформацию растерянной женщины в гневную фурию, случайно узнавшей про измену жениха Ариэля (Григорий Костенков), не просто изменявшего ей с одной из своих коллег, а еще и пригласившего ее на семейное торжество. Все перепады настроения и поступки Рамины свидетельствуют о том, что психология человека одинакова как в Старом, так и в Новом Свете, а от любви до ненависти – по-прежнему один шаг.

Всегда можно найти просчеты и минусы в работе режиссерского и актерского коллектива – особенно, когда большинство его участников стоят в начале творческого пути. Поэтому, по большому счету, важнее всего (по крайней мере для зрителя) те ощущения, с какими выходишь из театра. Премьера «Диких историй» оставляет послевкусие праздника и желание вернуться еще, чтобы снова пережить его с прекрасными актерами.

 

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка