День рождения Генделя

 

(Подкупленная неподдельной любовью автора к музыке композитора, редакция решила сохранить своеобразную стилистику текста.)

 

23 февраля 1685 года родился Георг Фридрих Гендель. Вообще-то, дата эта приводится по юлианскому календарю, а по григорианскому его день рождения – 5 марта. Но, во-первых, «старая» дата указана во множестве изданий, и я с нею как-то уже свыкся, а во-вторых, рождение хорошего человека можно отметить и дважды. Во Флоренции, например, вообще была своя система летоисчисления, которая со всем остальным миром расходилась на целый год.

 

Таким знает Генделя большинство выпускников советских музыкальных школ

 

Гендель родился в городе Галле: там есть красивая церковь с четырьмя высокими башнями. В течение своей долгой жизни Гендель много путешествовал и обзавёлся большим количеством связей и знакомств.

Собственно, город Галле

 

Он лично знал одного из выдающихся теоретиков музыки барокко – Иоганна Маттезона. Между прочим, именно Маттезон первым написал оперу «Борис Годунов», задолго до Модеста Петровича. Дружба Генделя и Маттезона была столь простая и трогательная, что однажды они даже чуть не подрались на шпагах. Но в целом, отношения не сильно пострадали. Более того, как-то раз мальчишки даже чуть не встретились с Бахом.

Иоганчик Маттезонушка
 

На самом деле, здесь имеется некоторая несуразица. Известно, что Гендель и Маттезончик бывали в Любеке (там лучший в мире марципан), чтобы послушать игру великого Дитриха Букстехуде. Но они были там раньше Баха, в 1703. Был ли Бах там двумя годами позднее (как пишут не только в учебниках по музлитре, но даже и в солидных изданиях) – доподлинно неизвестно. По мнению нашего современника, органиста и дирижёра Тона Копмана, это всё сплошная выдумка. Тем не менее, гипотетически предполагается, что если Бах всё-таки ходил в Любек, и шёл через Гамбург (надо сказать, как-то странно он шёл), то где-нибудь там он мог выйти на связь с Георгом Фридрихом (назовём его Фридрешочек). Но скорее всего, провайдер был никакой, а покрытие слабовато. Да и потом, сам Бах не знал, что он так многообещающ, и не представлял, что Гендель, которого он, к тому же не знал, тоже подаёт надежды. Если б знал, наверняка бы встретился.

 

Букстехуде медитирует на виоле да гамба
 
 

После Гамбурга Гендель отправился в Италию, где провёл года три, и даже успел посоревноваться в игре на клавесине и органе с Доменико Скарлатти. Примечательно, что и Гендель, и И.С. Бах, и Д. Скарлатти родились в один год – в 1685. Такое у них было единодушие. Интересно и то, что Бах всю жизнь прожил в Германии, Скарлатти уехал в Испанию, а Гендель после Италии, почти проездом посетив Ганновер, решил обосноваться на Британских островах.

 

Иоганн Себастьян Бах

 

Фридрешочка часто называют (наряду с Генрихом Шютцем) одним из первых «общеевропейских» композиторов, которые жили и творили то здесь, то там, и как бы синтезировали в своём творчестве множество имевшихся тогда стилей. В общем-то так оно и было. Считается, однако, что именно в Англии Гендель развернулся в полном сиянии своего таланта (хотя и ранние сочинения у него очень даже интересны и хороши): продолжал то, что уже много наделал, писал оперы, оратории, концерты, сюиты и много чего ещё.

 

Гендель тусит с английским королём Георгом I

 

Англичане настолько обожествили уже «своего» Фридрешочка (в 1726 он выправил себе великобританский паспорт), что по словам Бернарда Шоу, относились к нему с почти религиозным поклонением. Такое почитание было не случайно: после Пёрселла и Блоу в английской музыке наметилось некоторое провисание, которое компенсировал именно Гендель. Судя по всему, своих гениев из прежних времён — Данстейбла, Таллиса, Тавернера, Дауленда, Бёрда и прочих (а их было очень много) к тому времени англичане уже не слишком ценили: эти имена возродились гораздо позднее, в XX веке. Как, впрочем, и Гендель. Вместе с Бахом и Скарлатти (и другими современниками), он завершил эпоху барокко. Потом у публики появились «другие любимые авторы», и даже Бернард Шоу слышал и писал о Генделе, исполняемом тогда по инерции в «романтическом» ключе.

 

Видимо, после душа. Фены были дефицитом

 

Настоящий генделевский ренессанс совпал с эпохой HIP-стерства (т.е. HIP – Historically-Informed Performance, исторически информированное исполнительство), или, попросту говоря, аутентизм (не путать с аутизмом, хотя в нём и нет ничего плохого!), процветающий с 1950-х годов. В общем-то, аутентизм не только вытащил всю старинную музыку из забытья, но и спас её от кошмарных романтических интерпретаций (то немногое, что помнили и играли, сейчас просто невозможно слушать в старых записях).

Тогда же, в первой половине XVIII века, Гендель заявил о себе весомо и основательно. Вообще, он был довольно упитанный и курносый обаяшка. При этом мелодии, контрапункт и гармонические обороты в музыке давались ему легко, и сочинял он попросту виртуозно. Отметился он во всех барочных жанрах, причём так сладостно-грустно и проникновенно-чувственно, что слушая это, просто невозможно оторваться. Музыка Генделя – одна из самых маньячных музык.
 
 

 

Генделю посвящались хвалы и оды. Великий советский поэт Самуил Маршак опубликовал целое стихотворное послание великому мастеру музыки барокко:
 

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах звонко,
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль…
Генделя рожденье!

Гендель отличался завидной ТДО (тонкостью душевной организации), его ЖП (жизненные принципы) сводились к тому, что ЖП (жизнь прекрасна). Он, по-моему, никогда не был женат, потому что вокруг всегда было много красивых певиц и певцов-кастратов, и следовательно, связывать себя узами брака Фридрешочек не считал нужным (и правильно делал!). Говорят, что внешне он часто был сумрачным, но если улыбался, то словно солнышко выходило из-за туч и всё вокруг освещалось сиянием его одухотворённого взгляда.

В своё время, начав свой роман со старинной музыкой, я долго не мог определиться, кого из двух великих немцев-ровесников, мэтров позднебарочного стиля – Иоганна Себастьяна и Георга Фридриха, я больше люблю. На вопрос, кто мой любимый композитор, я отвечал крайне двусмысленно:

– Ну вообще Бах, а вообще Гендель.

То есть, Баха я считал первым с точки зрения передачи некоей объективно-надмирной вести, которая так прекрасна, что все ценители изысканного и возвышенного любят её несмотря на множество личных особенностей. А вот моё, субъективное, тёплое, созвучное душе и лично мне – это Гендель, здесь первым был он. Позднее я отказался от подобного рода совмещений и противопоставлений, и могу сказать, что просто люблю обоих. Они попросту разные и одинаково гениальные, но каждый по-своему.

 

Евгений Моргунов, он же Бывалый Гендель с лирой после душа что-то сочиняет

 

Сейчас музыка Генделя записана, кажется, почти вся. Разумеется, здесь преуспели аутентисты, приверженцы HIP-стерства. Среди мэтров, кому здорово удавался и удаётся Гендель – Август Венцингер, Скотт Росс, Кристофер Хогвуд, Николаус Арнонкур, Джон Элиот Гардинер, Гарри Кристоферс и Жорди Саваль. Впрочем, и ещё многие другие.

Из оригинальных жанров, как считается, введённых Фридрешочком – концерты для органа с оркестром. Эти вещи, несмотря на то, что стали хитами, действительно отличаются глубиной и музыкальностью. Вообще же Генделя многие упоминают прежде всего в связи с ораториями, но у него и оперы вполне себе ничего. Впрочем, речь ведь идёт именно о музыкальной, а не текстовой и сценической части, правда? Потому что воспринимать всерьёз тексты и сюжеты что опер, что ораторий – что в XVII, что в XXI веке, было бы, наверное, несерьёзно.

Иногда Генделя сравнивают по лёгкости создания музыки и обилию сочинений с голливудскими кинокомпозиторами. И в этом есть доля правды, если вспомнить, скажем, Джеймса Хорнера, Дэнни Эльфмана или несравненного Джона Вильямса. Причём даже некоторые стилистические особенности новейшей симфонической киномузыки идут именно через Генделя. Через, потому что изначально они ещё от Пёрселла, сочинения которого Гендель хорошо знал и даже иногда деликатно переписывал. Скажем, некоторые моменты из «Музыки на воде» как-то любопытно напоминают фрагменты из кантаты “Welcome To All The Pleasures” Пёрселла. Но в те времена это не считалось зазорным.

 

Гендель берёт интервью у певца Фаринелли
 

Вместо попсовых космоопер в XVII и XVIII веках были попсовые перепевы античности и всяких героико-лирических драм, а также разнообразные библейские сюжеты и тексты. Занудство страшное, и если бы не музыка, не знаю, кто бы этим вообще заинтересовался. Как сюжет «Звёздных войн» – не напиши Вильямс свою партитуру к этому фильму, так он провалился бы в прокате ещё в 1977.

Насколько в буквальном смысле божественной является музыка барокко – в том числе и у Генделя – настолько же невразумительными оказываются тексты, на которые была написана её вокальная часть. За очень редкими исключениями. Я вообще не воспринимаю музыку как средство для передачи текста. Что у Баха, что у Генделя, что у любого автора – если есть хорошая вокальная музыка, туда вместо оригинального текста можно поставить хоть польский мат (говорят, он гораздо мощнее и ядрёнее русского), и красота всё равно никуда не денется.

Про Генделя много писали и даже снимали фильмы. Штук десять кинокартин наверняка наберётся. Среди них – «Фаринелли-кастрат», где много чего переврали, а Генделя вообще сделали каким-то хамом и неврастеником, которым он, скорее всего, не был. Правда, потом Фаринелли даже заступался за Фридрешочка, выгораживая его глубокий талант перед толпой поверхностных ценителей проходных опер второсортных композиторов.

Фаринелли заступается за Фридрешочка

 

Есть ещё пьеса Пауля Барца «Возможная встреча», про не уже упомянутую, а другую, но тоже воображаемую, встречу Генделя с Бахом. Пьесы ставили в том числе и в России – в 1991 с Ефремовым и Смоктуновским, а в 1999 сняли фильм «Ужин в четыре руки» с Козаковым и Стебловым. Смотрел я их давно и не полностью, и они меня не очень впечатлили.

Есть дурацкий стереотип, что Бах был более «духовный», потому что скромный и внутренний, а Гендель менее «духовный», потому что внешний и пробивной. Отсюда глупейшие противопоставления, как в цикле передач писателя Нагибина про Баха, и во многих других текстах и постановках. Само собой разумеется, что от правды они так же далеки, как рояль от клавесина.

Ещё был фильм Сергея Дебижева «Комплекс невменяемости», где участвовал Сергей Курёхин, игравший профессора Гендельбаха. Ну, просто я упоминаю это, потому что там соединено две фамилии – Гендель и Бах. Вот так забавно вышло. Прямо как у Макса Покровского из группы «Ногу свело»:

«Если в слове “Клязьма” «я» заменить на «и»,
То получится «клизьма». Правда, смешно? Хи-хи!» 

И здесь так получилось. Правда, оказывается, что фамилия Гендельбах действительно есть, и переводится она как «торговый ручей».

Что лично я порекомендую из произведений и записей? Скажем, органные концерты, причём лучше всего под управлением Августа Венцингера. Но как ни странно, даже Карл Рихтер подойдёт вполне. Например, Dixit Dominus под управлением Джона Элиота Гардинера. Очень есть интересные сонаты и концерты для гобоя. Ну а к тому же, разумеется, оперы, оратории, кончерти гросси, клавесинные сюиты и всё-всё-всё.

Одна вещь Генделя стала очень популярна в новейшее время. Это — Zadok the Priest, иначе говоря «Священник Задок». Размеры задка, видимо, были столь обширными, что вдохновили Фридрешочка на целый коронационный антем (т.е. гимн по-аглицки). Великолепное исполнение имеется у ансамбля The Sixteen под управлением Гарри Кристоферса.

Именно эту вещь аранжировал в 1992 композитор Тони Бриттен (не путать с Бенджамином Бриттеном) в качестве гимна Лиги чемпионов УЕФА. Но мне всё-таки больше нравится не аранжировка, а оригинальная версия «Задка».

Хороших записей, как очевидно и ежу, в наш век аутентизма очень много. Ищущий да обрящет, желающий да найдёт. Почти каждый опус Генделя шедеврален, даже если и списан с Пёрселла или А.Скарлатти. Аранжировщиком Гендель был непревзойдённым, как и Бах, и неповторимые генделевские нотки и его волнующая барочная аура сопровождают любое произведение мастера.

Приятственных всем ощущений!

 

 

 

 

 

Последние публикации: 

X
Загрузка