Тайный агент или, Коронация (всего нового) №3

Глава 13

Ключ  к успеху


(Заметки к историческому  роману)

 

А 
камердинера, повторяю, надо будет обязательно назвать Лукичом. Кузьма  Лукич,
Фома Лукич, как-нибудь так.

Вообще,
я  вам скажу, воссоздавать, воссоздавать с любовью и  тщательностью…

Всех
этих Фомичей, гоффурьеров, штабс-капитанов, горничных для гувернанток, поваров,
юнкеров, все эти "пожалуйте", "благодарствую" и "никак
нет !", весь этот пафос служения, разницу между "ты" и
"вы" от начальства  и самоотверженную любовь к Царствующему Дому...

Как
зачем?! Это же наша история!..

Писать,
как чай пить, с расстановкой, отдуваясь, на хорошем фарфоре и чтобы до поту…

Но при
этом вплетать, обязательно вплетать. Факты… Ведь мы теперь, увы, 
всё знаем… И до чего либерализм доводит и про увлечение этим "вы" и
про предательство окружения…

Кстати,
тут недавно было по ТV : оказывается,  в Царском  селе
сохранилось кладбище лошадей  царствующей фамилии. Где каждая лошадь удостоена
отдельной плиты.

И та,
которая Государя возила  и та, которая Принцесс и та, которая  дядю Императора…
(Интересно, что скажет Ожегов : дядя - здесь с большой или с
маленькой?).

Но мало
того, при кладбище было, так сказать, пожизненное заведение, конюшня  с полным
пансионом!

Когда
молодой диктор читал этот текст, голос его звенел от волнения. По разысканиям
Государственного Эрмитажа выходит, что ни одна европейская  монархия не могла 
себе позволить подобной роскоши!

А мы -
пожалуйста!..

И ведь
дело, конечно же, не в роскоши. Душа, душа то какая!..

Я,
слушая эти  News, прослезился. Атлантида, воистину
Атлантида! Куда там  Богдыханам…

 

Глава  14

Встав(н)ая. Царь


(Из старой тетради. Неотправленное письмо)

Ну
вот, пошли экранизации. Пресса пишет, что не ахти. Чего то не хватает. А между
тем, мало кто заметил, что очень успешно г - на Ропоткина экранизировали года 4
назад и с очень неплохим
presente style='font-size:12.0pt'>. Только фамилии его в титрах отчего то нет. Наверное,
забыли. Это бывает. Нашел свою старую депешу style='color:blue'> на эту тему. Пожалуй, приложу ее сюда. Что
называется, кто не захочет, может пропустить...

"...Дело
в том, что я неожиданно обнаружил, что  герои  г-на Ропоткина - фигуры
достаточно распространённые  в местной мифологии.

Слуга
царю, отец солдатам, истинный дворянин, человек слова, краснеет при дамах,
интеллектуал... Я поднял архивы и был поражен: сколько таких! Плюс мода:
связей, порочащих его не имел  (да и вообще, во всяком случае, по документам,
не имел  никаких связей), но женщинам нравится, с начальством ведет себя
достойно, но понимает субординацию… владеет восточными единоборствами и изящной
словесностью, не чужд романтизма и при этом может  одним ударом одновременно
уложить четверых - вот вам и портрет нынешнего властителя дум.

Вы 
конечно помните, каким феноменальным успехом пользовалась еще недавно кинолента
из прошлой жизни, повествующая о любви студента российской военной академии к
заезжей иностранке ?..

Излюбленный
сюжет местной кинематографии : загадочная русская душа. Once lang=EN-US> more.  Её (киноленту, конечно) даже
показали по телевидению на пороге нового века, намекая тем самым Европе, что её
ждет на так называемом третьем пути.

Могу
сказать, что Европу на этом пути ждет редкостная пошлятина, «клюква»,
развесистей не бывает, но нечто очень любопытное с этнографической и
исследовательской точек зрения.

Итак.

Красивая
и ушлая (или настойчивая) иностранка приезжает сюда «по делу». Звон колоколов,
чёрная икра ложками, снег искрится,  водка залпом, юнкера повинуются
руководству радостно, руководство относится к ним по отечески.

Откуда
берутся при таком всеобщем счастии  нигилисты с бомбами (причем, что
характерно, в самом начале картины) – неведомо.

Видимо,
это был рекламный ролик, случайно попавший на монтажный стол.

Но
следуем далее.

Дела у
красавицы в России нехорошие – она привезла сумасшедшего изобретателя – делать
машину для стрижки бород, тьфу, для рубки лесов, да не простых, сибирских,
основного жилища (или убежища, как считается некоторыми)  русского
национального духа.

Далее
красавица лоббирует свою идею и попутно совращает юного героя, в интересе к
женщинам ранее не замеченном.

Примечательна
постельная сцена.

Первоначально
герой – любовник чуть не падает в обморок, завидя  раздевающуюся lang=EN-US>madame, потом делает страшные глаза (крупный план), потом эти
глаза наполняются слезами (снова крупный план), потом занимается любовью с ней
так энергично, что падает шкаф.

Однако
все эти несообразности никого, увы, не удивляют, ни публику, ни критику, потому
что далее герой начинает страдать за правду, а у нас, как известно, это очень
любят.

Пропустим
перипетии  их романа. Оказывается американка  одновременно, в интересах своего
бизнеса, морочит голову одному пожилому генералу, слуге царю и проч., но солдафону
и  чем-то немного персонажу рязанского вице-губернатора...

Юный
герой, узнав о предательстве, устраивает своему начальнику  скандал с отчетливыми 
признаками  клинического садомазохизма, после чего отправляется арестантом  в
Сибирь.

При
прощании все плачут, музыка рвет душу, опять крупным планом глаза героя,
истинные патриоты разжалованы и уволены, по пустому перрону Белорусского
вокзала у поезда Москва – Париж мечутся городовые, наконец поезд отходит и всем
становится ясно, что Россия ещё на шаг пододвинулась к пропасти.

Далее
занавес, проходит лет пять.

 

Через
пять лет  Россия ещё цела, а наш герой оказывается  в Сибири, женатым, как и
положено, на собственной, беззаветно ему преданной, горничной, настоящей
русской женщине, не то что эта Джулия, или как там её...

У него
уже пятеро детей. Однако американка, так ей и надо, не забыла его.

Чтобы
попасть в Сибирь, она выходит замуж за изобретателя адской машины,
сомнительными средствами добивается у правящей клики концессии на лесоразработку
и литерным поездом прибывает к месту ссылки нашего героя.

Его нет
дома, он где-то шляется, жена сидит с детьми одна, у них крепкое хозяйство, всё
чин чинарём. Увидев американку, Она пугается за
хрупкое семейное счастье и прячется  на чердаке, сжимая в руке острый серп.

Следуют
умопомрачительные по красоте  кадры моченых яблок, олицетворяющих правильность
выбранного нами пути, жена героя готова защищать семью с серпом  в руках,
американка (поев яблок) понимает, что опоздала.

Разлучница
уезжает, снова следуют великолепные кадры сибирской природы, герой узнает о ее
приезде и преследует её, как Тарзан, перепрыгивая через великие сибирские реки,
но - догнать не может.

Кажется, 
по этому поводу один русский философ когда-то остроумно сказал: мир ловил меня,
но не поймал.

Блестяще!
У этих русских удивительное, хотя и несколько своеобразное чувство юмора.

А машина
тем временем рубит сибирский лес…

 

Собственно,
вот и всё.

 

style='color:black'>Самое же интересное во всем этом, и для чего я это всё так
долго рассказываю, что по имеющимся у меня достоверным сведениям, создатель
этой мелодраматической дешевки недавно объявил о своём намерении
баллотироваться  в ... Президенты! и  предложил мсье Ропоткину…(не падайте),
быть у него - премьер – министром!..

style='color:black'>Вот так.

style='color:black'>Что примечательно, этот господин - по происхождению
действительно, не то граф, не то вообще, Царь.

style='color:black'>Какая-то боковая ветвь.

style='color:black'>Да…"

Не
отправил. В моей тетради сие датировано 1899 годом.

Страшно
подумать - прошлый век !..

Глава 15
Сударыня - барыня


(Из частного письма)

Всякое вино переходит в уксус

Восточная 
мудрость

Устал.

Все
говорят: пиши, пиши, пока масть пошла…

Пишу.

Но темп 
держать все сложнее. Нет -нет да и собьешься с ноги. В общем воодушевлении
этого конечно не заметят, всё будут говорить об изобретательности Умберто Эко и
языке Достоевского, однако получая в руки очередной пахнущий типографской
краской том, нет-нет, а иногда и поморщишься.

Хуже
всего эти подмигивания публике.

То
военного министра назовешь его настоящей, нынешней фамилией, то по продаже
"освященной" минеральной воды пройдешься, то актуальный указ Цезаря о
свободе книготорговли воткнешь, как морковку в грядку, в 1894 год, рядом с
Константином Победоносцевым и неким  Бобруйским, серым  кардиналом из выкрестов
при нашем губернаторе.

Кто
таков этот Бобруйский… - никто никогда не догадается, а уж причем тут
свобода книготорговли, тем более. Просто так, к слову
пришлось.

(А то
все газеты  с ума посходили: ваши главные злодеи - все поголовно инородцы!.. - style='color:black'>Вы  патриот, мсье Ропоткин?..  -Патриот.
Но - просвещенный. Т.е  вот, нате вам - этот самый Бобруйский, после
Архиерея, самая большая душка! Ну что, сьели ?!..).

Но –
увы, ничего не поделаешь. Писать то надо. Издатели не ждут. Сам Суворин 
почитай через день звонят и начинают издалека: ну, как дела сегодня ? Сколько
страниц ?..

Хочется
бросить трубку, а сдерживаешь себя. Сам ведь сказал: коммерческий писатель.
Теперь ничего не поделаешь.

Как
говорят в народе, назвался груздем - полезай в кузов…

Ну и,
конечно, от главного героя многое зависит.

Г-н  Пандоринский-то
ведь бросил нас, уехал в Америку, не выдержав подлости русской жизни, вместо
него ко-продюссеры взяли какую то даму, но дама, она, что называется, дама и
есть! 

Наша
Россия -  не дамское место! Опыт всяких миссис Марпл здесь не проходит,
менталитет не тот и места не те и, если раньше белые нитки приходилось
употреблять от случая к случаю, то теперь на них держится почитай весь дом .

Но опять
же, говорю, обязательства есть обязательства. Обещал  Суворину  серию - теперь
изволь, отдавай хоть борзыми щенками…

И
приходится отдавать - никуда не денешься.

Потом
ещё эти бесконечные «party». То один "сl lang=EN-US>ub" откроют, то другой.

И всюду просют,
как откажешь…

Вот и
получается, что в суете начинаешь юлить и иногда  вместо романа писать
фельетон.

style='font-size:12.0pt'>Глава  16

Конец агента


Перевод с французского. Отрывок)

style='font-size:12.0pt'> 

...Наблюдение
предлагаю снять, дело закрыть.

-
Но почему, что произошло ? - спросите Вы.

Так
и слышу ваш спокойный, чуть глуховатый голос, вижу маленький стол, свет
настольной лампы, а за окном начинающиеся сумерки, площадь, бульвар, огни,
вывески, экипажи, панораму столь любимого мною города… Увижу ли его
когда-нибудь ? Бог весть…

-
А ничего, - отвечу я, - ровным счетом  ничего. Что деньги и слава  делают с
людьми, с любым, даже значительным талантом! Никакое Третье Отделение не
сделало бы того, что произошло само собой. Наш объект мало-помалу превратился в
обычного, хорошего, но - что греха таить - весьма среднего литератора. Плодовитого,
но без звёзд. Таких в старые времена называли крепкими профессионалами. Вот
теперь и за "современность" взялся... Хм.

Все
же странная штука - успех. Во всяком случае - у нас. Все оборачивается какой то
суетой. ТВ, синема, журналисты... - голова кругом. А  душу, прошу простить,
незаметно теряем.

У
него даже появились последователи.  Безобиднейший, кстати, очень милый человек,
не то бывший химик, не то геолог…

Да.
Вот Вы, 
mon lang=EN-US style='font-size:12.0pt;color:black'> style='font-size:12.0pt;color:black'>general,  какое то время назад
просили меня рассказать, о чём последние  романы  г-на Ропоткина, а я не знаю,
что писать. О чём роман ?..

Так…

Уезд.
Богатая помещица. Юная девушка. Монастырь. Какой то призрак смущает души…
Щенки… Дама под вуалью...

Ни
о чём.

В
общем, прошу вас доложить наверх: Шифр "В -
3".
Дело
предлагаю
закрыть. Г-н  Ропоткин стал частью системы, пусть фрондирующей, но частью, что
в принципе обнадеживает: раньше это государство азартно лепило себе врагов, теперь оно делает не друзей, нет, этого нет и у вас…

Оно, с грехом пополам  (причем, буквально), ищет коммерческих
партнеров. Согласитесь, это обнадеживает. Наш герой (как здесь еще  шутят -
"гувернер", забавно, не правда ли, окрестили  за обходительные
манеры) может сделаться депутатом от оппозиции, может уехать за границу, может
даже возглавить теневой кабинет, но - интереснее  от этого - увы - он не станет...
Если даже  предположить, что г-н Пандоринский примкнет к оппозиции нынешнему
режиму и, невероятно: они выиграют выборы ! Что от этого изменится в принципе?
Ничего.

Согласитесь, это "ничего" как то... не обнадеживает. Ни
Европу, ни нас, персиян грешных.

Еще
раз кланяйтесь от меня  Городу, его мостовым,
маленьким кафе, бульварам, паркам, набережным и аркам. Г-н  Ропоткин  со
товарищи  утверждает, что когда то это все было и у нас.

Не знаю - не знаю…

Конечно, все  возможно, но лично я - сомневаюсь.                                                                     style='font-size:12.0pt'>     

Санкт-Петербург      
1865 - 2002

Другие публикации Славы
Сергеева http://www.guelman.ru/slava/texts/sergeev.htm

X
Загрузка