Онтологические прогулки

Лаборатория бытийной ориентации №79. Белый Лукич

(27/07/2003)

Для меня увлекательней краеведения всегда было лишь вышивание
крестиком. Но, дней десять назад, прогуливаясь по ул. Республики,
я встретил известного сибирского издателя Ю. Л. Мандрику. Он подарил
мне несколько номеров краеведческого журнала «Лукич» и вот с тех
пор я читаю, читаю этот журнал и не могу оторваться. Если спросить,
что же мне так сильно нравится в этом журнале, я, наверное, и
объяснить-то толком не смогу. Очень ли мне интересно, что в 1850-ом
году стояло на месте магазина «Океан»? Не очень...

Но вот читаю с утра до вечера объявления и сообщения из газеты
«Сибирский голос» начала прошлого века... «Врач М. Д. Скаткина
предлагает подкожные впрыскивания мышьяка. Массажистка А. С. предлагает
массаж общий, хирургический и гинекологический. Состоялся маскарад
в пользу общества взаимного воспомоществования приказчиков г.
Тюмени. Часовой городской каланчи пожарной команды ночью увидел
отдаленный огонь в районе табора. Приставом 3-й части Ветриловым
задержаны И. Редькин и П. Звейняк за похищение плах из-под полов
больницы. Тюменский мещанин Андрей Дубровский посажен в тюрьму
за необъявление полиции в течение суток о прибывших. В деревне
Гусевой началась эпидемия какой-то горловой болезни вроде дифтерита.
В театре А. И. Текутьева г. Рычапов сделал девушке лет 15–16 гнусное
предложение. Из товарно-пассажирского поезда, прибывшего из Екатеринбурга,
высадили безбилетника в нетрезвом виде. Поезд, пришедший через
час из Тюмени, отрезал лежащему на рельсах пассажиру (тому самому)
голову. В приказчичьем клубе — маскарад. Обращала на себя внимание
маска «истинно-русская свинья» черного цвета и идиотского вида.
В театре г. Рычапов, будучи пьяным, жестоко избил своего кучера
Шишкина». Что-то просвечивает через это — бытие, должно быть.
Через Хайдеггера не знаю, не уверен, а через это точно просвечивает.
А как подумаешь и осознаешь, что все они, и разгульный г. Речапов,
и массажистка Герасимова и мещанин Дубровский уже мертвы,— комок
повисает в солнечном сплетении...

Интересного уйма в «Лукиче». Все интересно! В. А. Чупин в статье
«Тюмень, которой не будет. А могла бы...» составляет список утрат
— чудесных храмов и зданий, тупо снесенных, а на их месте была
воздвигнута дребедень, превратившая Тюмень в Нетюмень. С. Н. Кубочкин
описывает историю тюменской женской гимназии и родовспомогательного
заведения Войнова. Тут же некролог тюменскому жителю Вацлаву Карловичу
Хилькевичу, умершему в ирбитском госпитале от ран, полученных
в боях с красногвардейцами; описание публичной выставки, бывшей
в городе Тюмени в 1871 году; письма волостного писаря Е. Я. Киреева,
скептически относившегося к научно-техническому прогрессу и мучительно
размышлявшего о смысле жизни; роман в открытках М. И. Иванова
и M-lle Пятницкой.

Частный театр купца и городского главы А.И. Текутьева

Однако, что просвечивает? Что просвечивает сквозь заметки газеты
«Ермак» (28 апреля 1912 г. — 29 апреля 1917г.), пытавшейся владеть
умами провинциального города? Основным занятием редактора «Ермака»
А. М. Афромеева было проведение заочных лекций по семиструнной
гитаре. В газете можно найти полезные советы касательно разведения
мака и повышения удойливости скота. Есть сообщения о некоторых
широкомасштабных проектах переустройства русской жизни, например,
описание идеи Трансуральской водной магистрали, призванной соединить
Волгу с водными путями Сибири. Есть в газете литературная страничка:
к 75-летию со дня кончины А. С. Пушкина печатался «Скупой рыцарь»;
в нескольких номерах с продолжением публиковали рассказ Л. Н.
Толстого «Не играй с огнем — обожжешься». Но, на первом месте
в газете описание разных скандалов: на торжественном обеде так
угостили одного сибирского редактора, что он, едва живой, поднялся
с пола; какой-то Шмуклин обворовал какого-то Шайчика; разгорелась
конкуренция кинематографистов г. Шустера и г. Ромашева ( и тот
и другой рекламировали показ картины «Мертвая петля», кроме того,
г. Шустер усиленно рекламировал выступление в «электротеатре»
концертанток сестер Грей). И из номера в номер насмешки над главой
города А. И. Текутьевым (видимо, Афромеев имел на него какой-то
зуб): и портрет Текутьева служит для доказательства дарвиновской
теории происхождения видов, и, говорят, был он в юности фальшивомонетчиком
и жуликом, а построенный им приют наполнили его дети от Нади,
Маши и Даши. Тоска, пустота, чертополох, и было же еще какое-то
слово, чтобы выразить вот это все... да! бездуховность. Собственно
говоря, и то бытие, которое Хайдеггер узрел, уйдя от высот христианства
к досократическому почвенничеству и сделав свое экстремальное,
тираническое и закрытое усилие — что это было? Не была ли это
просто сверхконцентрированная пошлость, пропитавшая все модусы
повседневной жизни и растворявшая в себе все окружающеее и человека
в первую очередь?

Мертвые, безусловно, могут танцевать в качестве разноцветных тряпичных
куколок. Но, мертвые могут долго сидеть с вами за столом, пить
чай, заглядывать вам в глаза и постепенно становиться как бы живыми.
Так произошло с Петром Алексеевичем Городцовым (1865–1919), специалистом
по этнографии Сибири. «Лукич» в трех номерах помещает письма этого
приятного человека своему брату Василию. Городцов, служа чиновником
в Тюмени, Тобольске, в сибирских селах, собирал песни, сказки,
обряды, заговоры; приглашал иногда крестьян, содержал их в городе
на свой счет и целые дни под их диктовку писал до полного изнеможения,
до опухоли в руке (служба страдала, понятное дело). Интересный
факт — служа при Николае II в селе Покровском, Городцов судил
за конокрадство Григория Распутина.

Вот Городцов студент, но в стороне от студенческого пьянства в
буфете (так называемая «мертвецкая»). «Нет сапог, калоши рваны
до невозможнейших размеров и в мундиришке изъян». Жалобы на «ушной
катарр» и просьба выслать рубликов десять. Рассуждения о красоте
судебно-медицинского вскрытия трупа и об эстетичности человеческого
мозга. Разглагольствования о неуместности своей в Европе и уместности
в Сибири. Знакомые твердят Городцову, что нельзя в Сибирь без
жены ехать, а то с тоски там помрешь, но он хочет ехать холостяком:
«в Тоболии холодно, а это, как известно, не благоприятствует пламенению
чувств». Знакомство с Сибирью начинается с села Викулово. Городцов
удивлен, что сибирское крестьянство живет, не в пример русскому,
хорошо, привольно, сытно. Его поражает, что сибирские крестьяне
за 100–150 верст ездят друг к другу на пирушки. Не менее поразительно
также, что «местное население не ест полевой птицы и зайцев, которых
считает собаками». Петр Алексеевич застрелил зайца, дал разделывать
кухарке, а ту вырвало. С кухаркой, конечно, не повезло: она брала
много денег на муку, на крупу, а потом вообще запила.

Фонтан-бассейн на Александровской площади

«В Сибири все обстоит благополучно, здесь царят полный мир и благодать,
ни японская война, ни петербургская резня нисколько не смущают
покоя сибирского обывателя, и сибирские мужики так пьянствуют
и гуляют, как не пьянствовали и не гуляли с сотворения мира».
«Наш Тюменский уезд гарантирован от революционного движения небывалыми
урожаями за последние 2 года, мужики прямо не знают куда девать
хлеб. И все-таки какое страшное и злобное недовольство в народе».

Приехал Городцов в Тюмень и сразу спустил все накопленные деньги.
«В Тюмень прибыл роскошный цирк. Ну и, вестимо, пошел дым коромыслом:
артисты, артистки, конфеты, букеты, ужины и черт знает что еще.
Просто безобразие. В заключение я возымел такое отвращение к цирку,
что в него теперь ни ногой!». А девицы тюменские — «шутихи и куропатки».
«Ты посылал мне в гор. Тюмень твою статью по археологии; представь
себе, проклятая сибирская почта не доставила ко мне твою посылку,
словно я неизвестен никому в Тюмени».

«1 января 1898 года, т. е. в самый Новый год, я сделал предложение
одной тюменской барышне, предложение мое принято, и я — жених.
Звать мою невесту Евфросиния Владимировна Петрова». Фрося, говорит
Городцов, не блещет внешней красотою, но играет на рояле. 7 марта
1902 года Фрося тихо скончалась от чахотки на руках своей матери.

«На реке Ишим нашел две чудовищные головы каких-то гигантских
травоядных чудовищ». Около Тюмени близ самого вокзала рыли длинную
и глубокую яму для водопровода и напали на кости 2–3 мамонтов.
На кирпичном заводе купчихи Бурковой рыли колодец и нашли костяк
мамонта. 25 июля 1914 года во время грозы возле Петра Алексеевича
«появилась шарообразная молния и разорвалась». В эту же грозу
на покосе убило двух татар.

«Я теперь являюсь обладателем 70 заговоров, это, несомненно, целый
клад. Дело это интересное, но крайне опасное. Знахари народ крайне
подозрительный и мстительный. Недавно мужики выбили окно в квартире
учителя за то, что он записывал не заговоры даже, а только народные
песни». «Знахари и особенно знахарки — люди крайне корыстные и
назойливые и постоянно просят денег: сначала Богу на свечку, а
затем на платье, а знахарь и просто на водку». «Есть секретные
области наговоров, куда посвященных вводят строгой клятвой и угрозой
смерти». Городцова умиляет прелюбопытный народный язык: «едера
сладкие, питера пьяные»; сибирская сказка, в которой водится одноглазый
циклоп Полифем (!). Он рассказывает, как собирает материалы по
сибирской демонологии (домовые, водяные, лешие, овинницы), как
знакомится с вопленницами на свадьбах, со знахарями-зелейщиками,
которые дали ему прыгун-траву и разрыв-траву. Он хвастается брату,
что записал много сказок и легенд, которых нет у Афанасьева; многие
в редакции более интересной.

И вдруг П. А. Городцов ссорится с тобольским губернатором Гондатти
(«несомненным потомком итальянца-шарлатана»). Распоряжением Тобольского
губернского управления он удален со службы и предан суду за превышение
власти. «Суд навредил: старички-посказители решили: барина прогнали
со службы, т.к. занялся колдовством, а уж с нами-то что будет?».

«Надоела мне Сибирь! Люди и климат уж слишком суровы и коварны».

В июле 2003 года в Сибири все обстоит благополучно, здесь царят
полный мир и благодать, ничто не смущает покоя сибирского обывателя
и сибирские мужики так пьянствуют и гуляют, как не пьянствовали
и не гуляли с сотворения мира. В углу сидит Бурушка косматенький,
который пошепчет-пошепчет, да и идет к булочной у прохожих булочки
выпрашивать.



Лаборатория бытийной ориентации:


ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

Последниe публикации автора:

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка