Забытая тайна Дюма

Забытая тайна Дюма

Публикация через века

Александр Дюма. Мадам Лафарг/ пер. с фр. М. Кожевниковой. – М.: Гелеос, 2007, 384 с.

Повесть «Мадам Лафарг» была опубликована Александром Дюма в 1866
году в газете «Мушкетер». Отдельной книгой она вышла лишь в 2005
году, через 135 лет после смерти писателя. Только в двадцать первом
веке у издателей появилась возможность выгодно продать забытое
произведение Дюма.

Итак, «Мадам Лафарг». Всем известен творческий метод Дюма-отца:
он использовал труд «литературных негров», – писателей, работавших
на него. За деньги покупал их рукописи, перерабатывал, а потом
печатал под своим именем. Не стала исключением и эта книга. В
ее основу легли произведения самой Марии Лафарг («Воспоминания»
и «Часы заточения»). Вся повесть – их прямое цитирование, пересказ
и комментарии Дюма. Минимум обработки.

«Литературный негр» – женщина? Почему бы и нет? И платить не надо:
автор давно умерла, еще в 1852, через год после выхода из тюрьмы,
где отбывала пожизненное заключение. Знаменитая Мария Лафарг –
отравительница мужа, о ней вся Франция знает. Значит, и имя сыграет
на руку публикации – газета, где печатается повесть, лучше разойдется,
подписчиков прибавится. (Не разошлась, не прибавилось).

Правда, сам Дюма в предисловии пишет, что никакой выгоды ему не
нужно, и за перо он взялся только ради самой Марии, дабы грядущие
исследователи оставили «бедняжку мирно спать в своей могиле».
Пусть так: поверим в благородные мотивы. Не нам судить большого
писателя, пытавшегося спастись от нищеты.

Какой же она была, Мария Лафарг? Темноволосой худышкой с оливково-желтой
кожей. Она была некрасива. Умна и некрасива. А еще очень горда,
и мечтала об идеальном женихе.

– Возьмите меня в жены, – предложила она Дюма в одну из встреч
(он был знаком с ее тетушкой). – С человеком вашего склада я могла
бы быть счастлива.

Вот кто ей нужен. Человек выдающийся. (Как будто с ее внешностью
у нее был выбор, – пишет Дюма). И что же ответил писатель?

– Бегите, – посоветовал он. – Станьте артисткой.

Она только покачала головой: нет гарантий, что получится.

Гордячка боялась рисковать. Пусть плохое – но привычное.

Побоялась, и когда ей дважды предлагали бежать из тюрьмы: переодеться
в платье служанки или монахини! Опять качала головой: на что ей
жить на свободе? «Я без средств». Плохое, но привычное.

Но как же Мария попала в тюрьму? Умерли родители, и родственники
поторопились от нее избавиться, выдав замуж за первого попавшегося:
грубого и вульгарного человека. Роскошный замок, где он обещал
поселить жену, оказался развалюхой, кишащей крысами. И сам он,
как крыса… А крыс травят мышьяком.

Потом был громкий процесс и приговор присяжных: пожизненное заключение.
Застенок, из которого ей предлагали бежать. Мария отказалась.
Но плохое, которое она выбрала, стало еще хуже, словно судьба
наказывала несчастную за отказ рисковать. Ее уморили в тюрьме.
Надзиратели забили наглухо окна – чтобы в камере всегда было темно.
Что поделаешь: народ не любил своего короля (Луи Филиппа Орлеанского),
а узница была его внучатой племянницей. Вот ей и досталось – за
короля. Даже после его свержения в 1848 году окна не открыли.
Лишь через три года, смертельно больную, Марию Лафарг выпустили
из тюрьмы.

В заключении, чтобы занять время, наша героиня начала писать воспоминания
о своей жизни. У нее обнаружился незаурядный литературный талант.
Это признавал и сам Дюма: «Не сомневайтесь в своем писательском
даре, Мария! У вас есть талант, и большой». А еще говорят, что
злодейство губит творчество. Ничуть.

Писала воспоминания. А еще, письма Александру Дюма с просьбой
о помощи («Друг моей матери, пожалейте ее дочь!»), – которые он
оставил без ответа. Эту ошибку писатель исправил через двадцать
лет, сочинив для книги о Марии Лафарг свой, якобы ответ, где утешал
ее и ободрял. Обещал помощь. Слова о таланте тоже оттуда.

Письмо, когда адресат уже давно в могиле. (Лучше поздно, чем никогда?).
А кто узнает? Правда открылась спустя века, уже в наше время.
Зато для современников Александр Дюма остался благородным защитником
несчастной узницы.

Писатель опубликовал свою повесть, но она не спасла его от разорения.
Читатели охладели к его творчеству.

Рассказывают, что в последний год жизни Дюма, ради пропитания,
стоял в витрине магазина, изображая манекен.

Когда-то его попросили о помощи: он не ответил…

X
Загрузка