Судьба

Судьба определяется в первичном самоопределении к собственной жизни
в целом. В соответствии с этим самоопределением что-то
становится достижимо для человека, а что-то принципиально
невозможно. Кому-то по жизни везет: за что бы он ни брался, все
получается, откуда-то приходят новые люди, которые начинают
помогать, постоянно открываются новые возможности. У другого
все наоборот. Со стороны может показаться, что здесь слепая
игра случая или тотальная жизненная несправедливость, на самом
деле такое положение дел с необходимостью вытекает из
первичного самоопределения к жизни.

Допустим, человек по жизни пассивен – это его фундаментальное
настроение. Общаясь с ним, кто-то просто не вспомнит о
высвободившейся вакансии на работу, не подскажет идею, не решиться
подтолкнуть к рискованному предприятию. В результате поле
возможностей зачищается, и человек оказывается неудачником.
Напротив, общение с активным по жизни человеком невольно побуждает
упоминать в разговоре самые разные возможности, даже
рискованные. Со стороны будет казаться, что такому человеку просто
везет.

Однако человек обладает свободой воли и может изменить собственное
фундаментальное настроение, что требует осознания
ответственности за свое самоопределение к жизни. Ответственность – это
не ограничение свободы воли, а форма ее осознанности.
Решение является свободным тогда, когда ответственно принимается
вместе со всеми последствиями, и теми, которые
просчитываются, и теми, которые не явны, но возможны. Уход от
ответственности за последствия не устраняет их. Просто эти последствия
начинают восприниматься как злой рок, как несправедливость
жизни, как трагедия, в силу чего человек оказывается духовно
беззащитен перед ними.

Намного проще обидеться на судьбу, чем нести ответственность, но без
принятия этой ответственности судьбу не изменить. Допустим
у человека ничего не получается в личной жизни: его бросает
один близкий, второй, третий… Огромное искушение взвалить
вину на других и обидеться на жизнь. Однако все эти разрывы
изначально были заложены в первичном самоопределении к жизни,
и пока человек не примет ответственность за собственное
самоопределение, он не поймет, что всегда волен изменить свою
судьбу.

Изначальное самоопределение к жизни первично не в хронологическом
смысле, а в трансцендентальном. Оно обнаруживается в каждом
моменте времени как нечто первичное по отношению к
психологическому и эмпирическому содержанию. Эта первичность вытекает
из трансцендентального характера свободы воли.

Трансцендентальное не обязательно понимать в виде абстрактных
принципов, оно может обнаруживаться в переживании. При этом оно
все равно будет пониматься как трансцендентальное в силу того,
что первично к психологическому и эмпирическому опыту и
является его условием.

Хотя любые внешние обстоятельства и психологические условия могут
мотивировать человека поступить так, а не иначе, тем не менее,
они не могут предопределить его свободное решение. В свою
очередь всякий свободный поступок, причина которого в самой
свободной воле, изменяет психологическое содержание и внешние
условия. В каждом акте свободного самоопределения человек
изменяет себя, развиваясь как личность. Первичное
самоопределение к жизни может осознаваться в любом моменте времени,
может более содержательно раскрываться и даже изменяться, но
это не отменяет первичности по отношению к психическому.

Первичное самоопределение раскрывается содержательно как
фундаментальное настроение – основополагающее отношение к собственному
существованию. Это отношение является дополнительным
мотивирующим фактором по отношению к другим психологическим актам,
мотивированным эмпирической ситуацией. Благодаря этому
фундаментальное настроение определяет общую направленность
психологических переживаний. В конкретной ситуации фундаментальное
настроение может скорректировать психологическую реакцию,
определяя стереотип поведения для подобных ситуаций и в
дальнейшем.

Если в фундаментальном настроении заложены реакции, вызывающие,
например, разрыв с близкими, то это превращается в судьбу
человека. Не желая нести ответственность за собственное
самоопределение, человек отделяет силы судьбы от себя и, тем самым,
гипостазирует их в виде самостоятельных существ – языческих
богов, становясь их игрушкой. Можно видеть, как подробные боги
властвуют над людьми, заставляя разыгрывать постоянно
повторяющиеся спектакли, в котором люди, по сценарию, сначала
сходятся друг с другом, а потом расстаются. Этих языческих
божеств в наше время стали называть архетипами бессознательного,
но суть от этого не меняется: все сюжеты современных
жизненных трагедий содержатся в архаичной мифологии. Преодолеть
судьбу можно только через принятие ответственности и осознание
трансцендентальной свободы.

X
Загрузка