Книга 2. «Рок в Сибири и Повстанческая Армия им. Чака Берри»

Глава 20

«Сибирские пророчества или аятоллы рок-н-ролла» (часть2)


3

Несколько иное можно усмотреть в творчестве Егора Летова. С одной
стороны, тексты его песен – это почти сплошные откровения, разящие,
бьющие, как бы наотмашь, идеологемы, застывшие, как бы остановленные
им, оттиски, пузырящегося и лезущего изо всех щелей бытия. С другой
стороны, все эти разящие интонации и кадрированные рефрены слишком
уж явно рассчитаны на то, чтобы хорошенько стегануть сразить и
поразить воображение слушателей. Летов ведет своеобразную войну
против публики. И в этом отчетливо просматривается его стремление
к распространению в ширь социальной действительности, но не в
глубь понимания самого себя.

Было бы не справедливо не упомянуть, минимум 2 песни Егора Летова,
в которых он пророчествует, то есть предсказывает некие события
имеющие произойти в будущем.

Одна из них «Новый день», другая называется «Родина». Содержащиеся
в текстах этих песен предсказания Летова о завтрашнем дне – наиболее
характерные примеры того, как именно он пророчествует.

Вот слова из песни «Новый день»:

…Над моей землей воцарилась тень.
Будет новый день! Ясный, светлый день…

А вот пророческая тирада из песни «Родина»:


 «Вижу: поднимается с колен моя Родина,
Вижу, как из пепла восстает моя Родина,
Вижу, как поет моя Советская Родина…»

Что тут можно сказать. Пророческий смысл первой песни не превышает
уровень текста: …Завтра будет лучше, чем вчера…

Предрекать такое, все равно, что декларировать идею победы Добра
над Злом. Идея, разумеется, позитивная и нужная, но на настоящее
пророчество, явно не тянет.

В следующей песне, если опустить определение «советская», как
очевидно утопическое, ибо любому дураку понятно, что «Советская
Родина» – понятие канувшее в прошлое безвозвратно. Поэтому если
это его предсказание рассматривать просто, как возвещение славного,
победного будущего, ожидающего наше отечество, безотносительно
определения «советская», то это следует расценивать, безусловно,
в положительном смысле. И лично я – горячий сторонник такой точки
зрения. И утвеждать подобное, разумеется, очень приятно и отрадно
патриотическому чувству Летова, и меня и многих других, верящих
в славное будущее России, людей. Но это утверждение основано на
голой вере и исполнено более прекраснодушия, нежели очевидного знания.
Точно так же, мог бы провозглашать идею светлого будущего своей
страны и патриот Америки, и Израиля и даже, какой-нибудь, африканский
патриот. Так что, это декларативное утверждение к пророчествам,
в истинном смысле отнести можно так же с большой натяжкой.

Таким образом, Летов куда убедительней, когда говорит о реалиях дня
нынешнего, нежели когда пытается заглянуть в обозримое завтра.

Единственно, по-настоящему, проникнута духом истины фраза Летова,
сказана о том, что «времени больше не будет», но и это, он, похоже
взял из какой-то книжки, а не открыл для себя сам, в напряженных
раздумьях о грядущем.

Летов тоже, разумеется, в своем роде «пророк». Его можно было
бы назвать пророком настоящего. В актуальности сегодняшнего дня,
и сегодняшнего самого себя, он как рыба в воде. Ей он, все-таки
адекватен больше. Пророческого, провиденциального в его творчестве
все же маловато. В сравнении с той же Янкой, я имею в виду.

Не стоит, однако, думать, что я пытаюсь поставить Летова ниже
Янки, как поэта или музыканта. Как творческая личность Летов во
многом крупнее и масштабнее. Его поэзия более структурна. У него,
хотя бы, просто, как у мужика, мысль яснее, отчетливее. Метафоричность
в его песнях не спутанная и эмоциональная, а более логически обусловленная
и поэтому работающая мощнее, четче. Но где же те самые «семь озорных
шагов за горизонт»? Что-то я их не нахожу. Уж не в Реанимации
ли? Неужто путь за горизонт только один – через больничную койку?

Кто-то может заподозрить меня в том, что я вижу отличительные
черты хорошей рок-поэзии именно в ее провидчестве. Это не так.
Поэтическое творчество вполне может быть признано отменным и без
этого. Просто оно, взятое в целом у любого из поэтов и лишенное
провиденциальности, оказывается одновременно лишенным
чего-то очень важного. Без этих «прорывов» и «прозрений» творчество,
как жизнь без любви, как половой акт без оргазма. Я хочу лишь
констатировать факт, что у Янки есть этот вектор, направленный
в Вечность, а у Егора Летова, при всей его масштабности и количественном
превосходстве творческого объема этого, вот, до удивительного
мало. Диспропорционально мало, относительно количества им написанного.
Он, как бы хочет прорывов, мечтает о прозрениях, ищет провидчества,
а ему это не дается. Поэтому в его творчестве куда
больше сиюминутного, чем вечного. Как будто надсмехается над ним
кто-то.

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знаменья, и знаменье не дастся
ему, кроме знаменья Ионы-пророка» (Мф 12; 39) . Но почему!? Да
потому что, Вечность, Царствие Небесное – не консервная банка,
и дыру туда не проделать, заточив «зубило» своего интеллекта о
«камень человеческой премудрости».

«Это от ума, значит – от дурости…» – поёт в альбоме 2004 года
Егор Летов. Понимает! Не дурак! Одна беда. Одного понимания тут
мало! Слишком мало! Тут ВЕРА нужна! И вера эта должна быть правая,
то есть, попросту, ПРАВИЛЬНАЯ.

Последние публикации: 

X
Загрузка