Комментарий |

Наветочки. Часть 1. Лабиринты

Наветочки

Часть 1. Лабиринты

Позвольте, не посягая на авторитеты, высказаться простому учителю. Книга эта не является научным трудом: ни скудость материала, ни познания не позволяют мне этого сделать. Я практик, и пришел к идее собрания ее опытным путем и прошу рассматривать публикацию только как сделанный в художественной форме творческий отчет.

1. Лабиринты.

Эта часть посвящена состоянию народного творчества в бассейне Оби – Иртыша.

2. Живулечка.

Адресуется детям. Их играм, колыбельным, считалкам. О чем же еще здесь говорить, как не о нуждах и чаяниях ребенка – ведь "живулечка" по-славянски и есть дитя.

3. К вашему сведению.

Здесь чуть-чуть приоткроем завесу над прошлым, чтобы одним глазком взглянуть в мир сибирской старины и традиций.

4. Наветочки.

Старинное слово это означает намеки. Поговорим о игре самых тонких, самых чувствительных струн человеческого сердца, о золотом времени юности.

5. Мирком, ладком да за свадебку.

Эта глава посвящена времени свадебной страды, веселья и страданий. Свадебка – она и есть свадебка. О ней не говорить, ее играть надобно.

6. Жених и невеста поехали по тесто.

Вот здесь, в кукольном спектакле, мы и сыграем свадьбу. Не взрослую еще, но уже и не детскую.

7. И, наконец, нотные приложения.

Часть 1. Лабиринты.

В протоке Пыр-Сим наш "Омик" выглядел динозавром, вздумавшим искупаться в лужице. С обеих сторон наваливались берега. Временами судно почти останавливалось – будто невидимая рука, ухватив за корму и подержав, нехотя отпускала. Мы пошли этой протокой, желая спрямить путь до Березова. Однако при ближайшем рассмотрении, она оказалась не судоходной. Назад поворачивать было поздно. Вызвали на мостик отца Виктора. Осмотрелся: "Не падайте, братья, духом. На все воля Божья. Идемте, сверим наши планы".

От Сургута до Березова дошли за трое суток.1 Миссия "Славянский ход-92", как и год назад, была смешанной: религиозно-культурной. Цель по линии православия состояла в крещении и исполнении треб, снабжении церковной литературой.
Меня и двух моих учеников – Родиона Райша и Таню Корченкину интересовали песни, обряды, игры. Удобство нашего положения состояло в том, что почти все бабушки приходили к месту крещения – не ленись, записывай. Исключение делали для тех, кто обезножил – шли к ним сами.

Из дневника экспедиции.

Березово.

Березово. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века (1778 г.) на месте сгоревшей деревянной церкви.

О. Виктор: "Церковь здесь есть, только бывшая. Ни крестов, ни куполов".

Светлейший князь А. Д. Меньшиков2 прибыл в ссылку в Березово в 1727 году.

Меньшиков вместо бывшей сначала приходской, а потом – до 1725 г. монастырской, ветхой деревянной церкви … построил своим иждивением и личным участием в работах, деревянную же церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Св. Ильи Пророка. В эту церковь князь ходил с детьми каждодневно приносить молитву Богу и исповедывать свои согрешения...

Сам Меньшиков в октябре 1729 года умер и похоронен близ алтаря построенной им церкви во имя Рождества Богородицы...

На место Меньшиковых вскоре же было прислано семейство кн. Долгоруковых3.

Старики Долгоруковы вскоре же умерли и погребены близ Богородице-Рождественской церкви, а дети, вследствие вновь сделанного на них в Березове доноса, пережили еще много несчастий.

В 1742 году место Долгоруковых занял граф А. И. Остерман4 с супругою, но через пять лет скончался и похоронен в 22-х саженях от церкви, построенной Меньшиковым. На могилах его и его супруги до сих пор существуют высокие черные деревянные кресты, водруженные, увы, не родственною, но совершенно чуждою рукою.

С точки зрения здравого смысла Богородице-Рождественскую церковь в Березове следовало сохранить в неприкосновенности. Хотя бы как памятник истории.

В Березове окрестили 25 человек, двух погрузили5. Вместе с юными фольклористами записали от переселенки Карповой Веры Авксентьевны рассказы о русской и зырянской свадьбах, несколько прекрасных свадебных песен. Сфотографировали зырянку в национальном костюме.

Шеркалы.

Шеркалы. Спасская церковь Шеркальского погоста

В бывшей церкви6 клуб, бильярдный стол у входа, ударная установка в алтаре. Крестить решили на улице, окрестили 144 человека.

Благодатная погода, тишина, солнце во все небо, березки во дворе.

Здесь прекрасный этнографический музей. Хантыйская экспозиция. Собирали Диодорова Тамара Васильевна, библиотекарь Алексеева Анна Тимофеевна. Под руководством Трибус Галины Ивановны изготовлены поделки. Помог председатель сельсовета. Поселок маленький, люди в нем большие. А дело, которое они делают, – великое. Дай им, Бог, доброго здоровья!

От Антонеску Устиньи Федоровны, 1926 г.р. – спецпереселенки из Западной Украины, записали несколько колядок. Она волновалась и постоянно сбивалась на плач. В Шеркалах, по рассказам бабушек, утопили в 30-х священника в Оби. Просто сбросили с парохода в ледяную воду...

Большой Камень.

Забытое властями место. Окрестили 22 человека, почти всех бесплатно – с февраля люди не получают зарплаты. Ожесточены до предела.

В центре поселка хорошее пустующее здание. Клуб же на окраине, в приспособленном бараке. Дальше живет Петров. Местные называют клуб "Петровка-38". Еще дальше – кладбище.

Переселенка из-под Алапаевска рассказала о голоде 33-го года.

Карл Давидович, выселенный: "В Поволжье жили мы крепко. Когда выселяли, переписывали все имущество и обещали вернуть здесь. Не дали ничего". В избенке, которую называет "фазендой", кошка, собачка. Узловатые, раздавленные работой руки.

О. Виктор обратился к нему на немецком, чем привел в страшное замешательство. Карл Давидович объяснил, что много лет не слышал родной речи. Даже с женой боялись говорить по-немецки при детях, которые называли родителей фашистами.

Приблизительно в пяти километрах заброшенный концлагерь. Строили железную дорогу на Салехард. Жив еще самоохранник. По словам очевидцев, погибли тысячи людей.

Лагеря назывались исправительно-трудовыми и преследовали цель путем упорного труда избавить человека от иллюзий прошлого: морали, совести, патриотизма. И добивались цели, заменив "пережитки" единой моралью: физиологического выживания любыми средствами.

Закон Божий повелевает воздвигать церкви. Закон биологический – концлагеря. Господь не отнимал у чад своих свободы воли, и мы, отринув тысячелетнее установление предков, выбрали второй закон – закон выживания. Что же сетовать, коль скорбен путь.

Записей фольклора сделать здесь не удалось.

Красноленинск (Урманный).

Организован в 30-х годах. Неподалеку, как водится – концлагерь. Окрестили 64 человека, 7 погрузили. В организации крестин помог зав. клубом. Записали луговские песни от Устиньи Григорьевны Николаевой. Отличный материал.

Кедровый.

Прибыли в 19 часов 11 июля. Красивый и ухоженный поселок. Дороги мощены кедровым лафетом. Тут же на дебаркадере окрестили 10 мальчишек. После купели в Оби и помазания они на глазах изменились, преобразились полностью.

Отслужили всенощную, утром была Литургия. Воцерковили Андрюшу, матросика нашего корабля. Он неподдельно взволнован. Передалось и нам, служба прошла на едином дыхании. Жители говорят, что за всю историю поселка впервые видят священника.

Заведующая клубом Татьяна Фоминична, увидев батюшку в полном облачении, обмерла. Начали в 10 часов 12 июля, в день Петра и Павла. Окрестили 116 человек, отслужили водосвятный молебен и панихиду.

Прииртышское.

Причалили около 23 часов. Тишина, белая ночь. Подошла группа молодежи, с ними зав. клубом. Разговорились. Пригласили нас в клуб, прекратили дискотеку. Трезвые, здравомыслящие люди.

Окрестили в Оби 60 человек, одного погрузили.

Там мы записали заговоры от Игнатовой Антонины Михайловны. Какая-то помесь языческих заклинаний и молитв. Она уверена, что это молитва, и удивляется тому, что она "не помогает".

Нялино.

Красивый таежный поселок. Рядом кедровый бор. В начале лета здесь все утопает в черемухе.

Сюда, в 30-х годах высадили 7 тысяч "колонков". Были только юрты, местные помогали, но к весне уцелело 2 тысячи, дети и старики погибли. Летом начали отстраиваться.

Окрестили 36 человек.

Записали несколько новых песен от прекрасной исполнительницы Таисии Ильиничны Лютиковой. Есть и детские.

Житель Нялино Александр Михайлович Змановский предоставил текст купчей крепости – памятник словесности ХVШ века.

Мы остяки Конец и Неуль заняли есми у ямских охотников Андрея да Зиновия детей Поджигановых денег 5 рублей московских ходячих, прямых без приписи вплоть до сроку до Масленой недели. А заняли мы эти деньги не для злого умысла, а для уплаты Государева ясаку... и детей наших в голодное время. И заложили мы под эти деньги наш остров Сосновый на верхнем устье протоки Неулевой вверх едучи на левой руке. А буде если мы эти деньги не вернем то им Андрею и Зиновию вольно тем островом владети и домами ставиться скотину пущать и всеми курейными и перевесными местами владети.

За неграмотных остяков подписал гулящий человек сын Назымко Ивашко Погадаев.

Подпись удостоверяет надсмотрщик Антон Ермаков.

Лета 7628 г. (1727 г. от Р. Х.).

Вот так. Кратко, живо и ясно.

Под крылом белой лебеди – Тобольской Софии7 – стояли мы с резчиком нашего Сургутского храма Владимиром Ивановичем Ванюковым.

Вижу, на глазах у него слезы:

– Вот, какое диво, София. Красиво, просто, стоит века. А сотворил кто? Каменных дел подмастерье Герасим Шарыпин. Таких шедевров тысячи на Руси, и что ни автор, то – подмастерье. Кто же мы-то тогда?

Да, строги были ушедшие в самооценке. Никто не брал на плечи чужой крест. Зато с каким трепетом несли свой!

Тобольск. Собор Софии Премудрости Слова Божия

Селиярово.

Клуб в бывшей церкви. На последнем венце сруба дата: 1857 год. Говорят, до креста было более 30 метров. Комсомольская ячейка начала с разрушения кулацких памятников на кладбище. В мятеж 1921 года в Зенково, в Оби, топили коммунистов. Потом прибыл отряд красных карателей из Томска. В числе расстрелянных повстанцев было несколько Собольниковых. Это старожильческая фамилия, сейчас старожилов, как и везде, почти не осталось.

Рассказывает Владимир Павлович Сумкин:

Вокруг нашего Селиярово было восемь деревень, почти все старинные: юрты Балинские, Чебыково, Гладково, Долгое Плесо, Сивохребт, Алехино, Елоково, Сигинчум. Невдалеке – остров Монастырский, там был стрежевой песок, монахи рыбачили. Сейчас только Селиярово осталось да сезонники в Долгоплёсо.

А вот свидетельство Александра Михайловича Змановского из деревни Нялино:

Конёво, Сумкино, Зеньково, Шапша, Скрипуново – это все деревни Самарского Яма. Потом Белогорье, Елизарово, Реполово, Тюли, Базьяны – тоже большое торговое село числилось.

Сейчас эти деревни либо исчезли с лица земли, либо тихо доживают при последних стариках свой век. Где же население, эти деревни составляющее? Частью погибло на фронтах. Мы много воевали в этом веке. Вот и в Великой Отечественной сибиряки бились храбро и честно. Оттого столь велик в каждой деревне скорбный список павших. После отмены "крепостного права", в 1950-х, молодежь бросилась в города. В огромной массе пришлого населения сибирские фамилии просто растворились. Редко услышишь о Коневых, Сумкиных, Змановских, Звягиных, Скрипуновых.

В.П.Сумкин: Фамилии старожильческие у нас были Сумкины, Горшковы, Чернобривцевы, Собольниковы, Солтагановы. Сейчас остались Горшковы, один Солтаганов, один Сумкин.

Да, старожильческое население в Обско-Иртышском междуречье сильно поредело, а по нижнему течению Оби старожилов можно счесть по пальцам. Основную массу сегодня составляют спецпереселенцы советского периода с Урала, Поволжья, Украины. В отличие от царского правительства, которое придерживалось политики заселения Сибири компактными этническими группами, Советы действовали по принципу библейского Вавилона. В условиях смешения языков и обычаев традиционный уклад жизни, как правило, быстро теряется.

Путешествие наше близилось к концу. Фольклорное обследование принесло результат – около трех часов аудиозаписей: песни, обряды, заговоры, присловья. Результат довольно скромный.

Причин, на мой взгляд, две.

Во-первых, мы посетили не землепашеские, а промысловые (рыба, пушнина, лес) районы, которые не блистали самобытностью и до "переломов". Это о них исследователь П. А. Словцов говорит: Сибирь не имеет собственных ни песен, ни голосов и... ей очень кстати название "безголосой".

Во-вторых, политика власть предержащих состояла именно в уничтожении личности, стирании граней. Народная культура явно не преследовалась, но в детсаду, школе, на предприятии долгие десятилетия высмеивалась, как пережиток. Выросли целые поколения, отравленные ядом подобного нигилизма.

Им, этим поколениям, предстояло нести зажженный предками свет дальше. Что нести? – Бабушкины сказки, бабушкины песни.
Но ведь именно это выражение "бабушкины сказки" да еще исполненное величайшего сарказма, слышали мы из уст школьного учителя. Пушкинскую мудрость "Что за прелесть эти сказки" мы поняли лишь тогда, когда сами стали родителями.

И, как всегда, было поздно что-либо поправить: нелегкий крест хранителей традиций был нашим поколением уже брошен. Поэтому, если где что и сохранилось, то не благодаря культурной политике властей, а вопреки ей. Результат?

В числе прочих утеряна и культура досуга. Посмотрите, как мы уныло, устало, обреченно отдыхаем. Чаепитие (с водочкой), суесловие, срамословие, мордобитие – слова сложные, а понятия простые. Ни себя показать, ни людей посмотреть.
Предыдущие поколения справедливо сетовали, что не было досуга. Да, воевали. Били своих, потом чужих, потом вновь своих. Но вот, с 60-х замирились вроде, а отдыхать без надрыва, без ожесточения все не можем.

1 Автор пишет для своих, для земляков, поэтому ему кажется достаточным просто написать что их экспедиция священник, он (учитель) и двое школьников трое суток шли от не судоходной протоки к Березово. А ведь это – трое суток по дикой тайге, без дорог, безтропинок, через болота и топи, беззащитными перед медведем, поедаемые тучами комаров и мошкары. И это – не таежные, а городские жители. Только волию Божию и можно было такое совершить.



2 Александр Данилович Меншиков 1673-1729 Генералиссимус. Александр Меншиков был незнатного происхождения, не имел образования, но благодаря своему природному уму, кипучей энергии и преданности Петру 1 вошел в историю России как выдающийся государственный и военный деятель Петровской эпохи. "Баловень судьбы", как назвал его А.Пушкин, не знал устали в больших и малых делах, помогая великому Петру во всех его начинаниях. Он добился многого, но в конце жизни лишился всего, кажется, не сожалея об этом, веря в "провидение божье". далее см. http://hronos.km.ru/biograf/menshikov.html



3 Долгорукова Екатерина Алексеевна (1712-1745 гг.) – княжна, дочь Алексея Григорьевича Долгорукова, невеста императора Петра II. После вступления на престол Анны Иоанновны княжна Долгорукова была сослана вместе с семьей в Березов. В 1739 году она была переведена в Новгород и заточена в Воскресенско-Горицком девичьем монастыре, где содержалась в самом строгом заключении два года. Императрица Елизавета Петровна освободила ее и назначила фрейлиной. В 1745 году княжна Долгорукова вышла замуж за графа Брюса. В том же году Екатерина Алексеевна умерла от простуды. Дополнительная информация см. http://kolibry.astroguru.com/01050558.htm



4 Благодаря своему дипломатическому опыту и умелым интригам Остерман делал успешную карьеру в сложной обстановке дворцовых переворотов. После смерти Петра I вошел в число членов Верховного тайного совета. В 1727 после смерти Екатерины I стал воспитателем Петра II и участвовал в успешном заговоре против А.Д. Меншикова. далее см. http://hronos.km.ru/biograf/osterman.html



5 Крещение надо производить полным троекратным погружением. А как же быть мне да и многим другим православным которые были крещены вообще без погружения в воду? см. об этом вопросы и ответы



6 Спасская церковь Шеркальского погоста, заложенная в 1904 году на месте обветшалой деревянной церкви XVIII века, сохранилась только в своем основании – нижних объемах. Ее фасады отделаны в традиционном русском стиле. Украшенные сдвоенными пилястрами и неглубокими прямоугольными нишами, они выглядят спокойно и торжественно. Скромным украшением карнизов, охватывающих все здание, является распространенный в местной архитектуре мотив "сухариков". Следы на кровле четверика храма явно свидетельствуют о пятиглавом завершении.



7 см. "О семантике архитектурного образа Собора Софии Премудрости Слова Божия в Тобольске (1622–1643 гг.)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка