Тюмень и тюменщики. АВТОБУС ГОРОДСКОЙ

Тюмень и тюменщики

АВТОБУС ГОРОДСКОЙ

А.г. появляется в Тюмени летом 1929 года. Его смонтировали в пожарной мастерской на базе грузовика. Маршрут начинался от пристани на берегу Туры и заканчивался у Дома Советов (ныне здание инженерно-строительной академии). На следующий год по улицам города побежали настоящие, заводского изготовления автобусы. В 1934 году в Тюмени были введены три маршрута. (Тюмсити)

Про послевоенные Тюменские автобусы сообщает человек по фамилии Попов.

Про первые тюменские автобусы.

Спросил бабку (1917 г.р.), что там с автобусами.

Далее с ее слов.

- Перед войной были, были... Плохо помню. А вот после войны – помню. Я еще раз выпала из него, чуть не разбилась.

- ???

- Да какие автобусы-то были? Бортовые машины, у бортов лавочки, а посередине палка была, за нее держались те, кто стоял. Вот я садилась на него, а он поехал неожиданно. Ну я и назад и упала.

1961 год: 22 съезд КПСС: Хрущев объявляет, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.
А привыкать жить при нем нужно уже сейчас.

Главное, что будет при коммунизме – высокая сознательность людей.

Нужно уже сейчас воспитывать эту сознательность.

Вот для воспитания этой сознательности в автобусах – и троллейбусах и трамваях – были отменены кондукторы. Чтобы люди без внешнего принуждения, сами, расплачивались за проезд. Для этого в автобусах были установлены кассы – такие железные ящички (сверху – прозрачные, плексигласовые) с прорезью сверху же, сбоку – ручка. Кидаешь в этот ящик пять копеек, откручиваешь ручкой себе билет, отрываешь его – проезд – оплачен.

Сознательность граждан оказалось не очень высокой, многие начали ездить, не опуская в кассу денег и не отрывая билетов, поэтому вскоре появились контролеры, проверявшие их наличие. А в случае отсутвия их, штрафовавшие нарушителей.

Такое устройство оплаты проезда на городском транспорте в Тюмери продержалось до середины 1980-х, когда кассы были заменены талонами и компостерами.

А с середины 1990-х возродился и институт контролеров.

***

Кассы на талоны и компостеры были заменены вот почему.

Потому что не желавшие платить за проезд граждане научились вот какому трюку: они в этих кассах билет – отрывали, а деньги в кассу за него – не клали.

И более того: поскольку в наших автобусах наличествует – особенно по утрам – очень большая давка – оплата проезда осуществлась так: люди со всего автобуса передавали деньги – проезд стоил пять копеек – в направлении кассы, а человек, стоявший возле нее, эти деньги в кассу опускал, билеты отрывал и передавал назад. И вот: некоторые граждане – например автор этих строк, в первой половине 1980-х студент Тюменского университета, систематически не имея денег, даже на просто хлеб, чтобы его есть, и на папиросы, чтобы их курить, поступал так: заходил с утра в автобус, пробивался к кассе, и передаваемые пассажирами деньги в кассу опускал – но не все. А часть прятал в кулаке. И таким образом за одну поездку насобировывал и на хлеб, и на папиросы.

Так вот и не построили коммунизма в СССР.

ЗИС-154, 1946 год
Суровый русский автобус завода имени Сталина. В.Гаврильчик

***

Про Хрущева и коммунизм.

Основания для этого утверждения Хрущева, нужно признать, немного были: резкий рост всего хорошего в СССР:
Он начинает обгонять США в научно-техническом прогрессе: Спутник и космос. Реактивные пассажирские самолеты Ту-104, Ту-114, Или-18, Ан-10. Самые большие в мире ГЭС. Первые в мире АЭС и атомный ледокол "Ленин". Бешеные – десятками процентов – темпы экономического роста. Новые месторождения всего (нефти в том числе), найденные в Сибири. Энтузиазм масс, освобожденных от произвола и недостатков культа личности. Очевидное распространение коммунизма на весь мир, вплоть до Кубы, Африки и Индонезии. Раньше только пушки – теперь хватает и на масло. Бешеное (впервые за всю историю СССР) жилищное строительство. Автомобили для населения – "Волга" и, особенно, "Москвич". Телевизоры и радиоприемники, рост производства которых за 5 лет – в 5 раз. Целина даст невиданное количество хлеба. Кукуруза обеспечит кормами животноводство. И т.д., и т.п.

Так вот: в промышленности – ну, не к 1965 году, кончено, но к 1985 – практически они были достигнуы, объемы годового производства стали, чугуна, нефти и прочего, которые считались достаточной материальной базой для коммунизма.
Более того – в принципе, к тому же 1985 году были более-менее достигнуты и бытовые стандарты коммунизма по Хрущеву.
Ибо коммунизм по Хрущеву – отнюдь не представлял собой того, что представлял под коммунизмом советский человек с улицы: полное изобилие болониевых плащей, магнитофонов, автомобилей, черной икры и т.д. "каждому по потребностям" – и бесплатно. В речи Хрущова упоминались даже деньги и цены – то есть коммунизм по Х. отнюдь не предполагал упразденение денег!
По потребностям-то по потребностям, да потребности эти были высчитаны для человека специфического. Человека коммунистического! Пара башмаков – штаны – какой-нибудь пиджак, какое-нибудь пальто, койка в общаге, еда в достаточном количестве килокалорий на душу – и т.д. Эти вот потребности Советская власть к 1985 году действительно удовлетворяла и действительно почти бесплатно: штанов, пиджаков, башмаков советского производства было сколько угодно, очень некрасивых, зато дешевых – около 9 рублей за штуку. Колабаса была дефицит, но хлеба и минтая было завались, и стоило это опять же копейки. За отдельной квартирой или персональным автомобилем нужно было стоять в очереди чуть не порой и двадцать лет, но койка в общаге была гарантирована всякому, а проезд в городском транспорте стоил 5 копеек – на нынешние деньги – 50 их, то есть практически опять же ничего.

Но человек не успел стать сознательным. Любого фасона пальто, лишь бы спасало от мороза ему оказалось мало. Ему хотелось – – –

Результат – известен.

X
Загрузка