Комментарий |

Экономика экзистенциального благоденствия

Экономика в современном, общепринятом значении этого слова является
системой деятельностных отношений между людьми в сфере их совместного
хозяйства, в рамках которых они, используя ограниченные ресурсы,
производят, обменивают и потребляют различные продукты и услуги,
ставя целью достижение материального благоденствия, как необходимого
условия репродукции и выживания как для индивида, так и для человеческого
рода в целом.

Важность категории экономики для так называемых развитых стран
бесспорна, и она закреплена в порождаемых ею мифологемах типа
общества материального благоденствия для отдельно взятой этнической
группы (фашизм), отдельно взятого класса (коммунизм) или отдельно
взятого типа ментальности (Pax Americana).

В более широком смысле, под экономикой можно понимать определенный
деятельностный аспект любой системы, связанный с накоплением,
приумножением, архивированием какого-то системного атрибута.

Такими атрибутами могут быть, например, благодать в экономике
христианства, пустотность буддизма, знание для эпохи Просвещения,
степень самореализации Духа у Гегеля, деньги для индустриального
общества, информация для постиндустриального общества, лояльность
режиму в фашистской Германии и советской России, власть в экономике
Ницше, удовольствие в либидонозной экономике психоанализа и трата
в экономике Жоржа Батая.

Следует отметить, что экономика, взятая в широком смысле, может
уже рассматриваться не только на уровне социума, но и отдельно
взятого человека.

В этом случае экономика индивида преследует накопление, аккумулирование
соответствующего благоденствия на индивидуальном уровне в форме,
например, царства божьего, которое внутри нас, для христианина,
положительной кармы для индуиста, нирваны для буддиста, крупных
денежных активов для свободного экономического агента рыночной
экономики, самозабвения в преданности системе для функционера
тоталитарного режима, либидо пациентов психоаналитических кабинетов,
актуализации воли к власти сверхчеловека, дара для участника потлача.

В философском дискурсе категория экономики индивида не присутствует
в явном виде, но, в какой-то мере, она обозначена, как мне кажется,
в таких концепциях как «нравственный закон внутри меня» Канта,
"бытие-для-себя" Гегеля, «тут-бытие, Dasein» Хайдеггера, "проект"
свободной воли человека Сартра.

Естественно, что функционирование индивидуальной экономики осуществляется
за счет использования определенных практик, которые для разных
типов экономики осуществлялись в форме молитвы, медитации, самообразования
или самобичевания, подневольного труда или бизнеса в стиле фанк,
а также трансгрессий разного рода.

Можно рассмотреть в качестве одной из таких практик философствование,
понимая под последним не профессиональную корпоративную мыследеятельность,
обусловленную разделением труда в социальной экономике, а мыследеятельность
индивида, осуществляемую в рамках его индивидуальной экономики
и направленную на повышение его экзистенциального благоденствия.

Экономика экзистенциального благоденствия приобретает особенную
актуальность в связи с наступлением «конца социального», о котором
Жан Бодрийяр пишет следующим образом: «Социальное, во-первых,
разрушается тем, что его производит (средствами информации и информацией),
и, во-вторых, тем, что оно производит (массами)».

В условиях усиливающегося прессинга СМИ по манипулированию и кодификации
обыденного сознания индивиды сбиваются в компактную, неразличимую
массу и испытывает острую потребность в рефлексии с целью сформировать,
удержать, сохранить свою исчезающую идентичность.

В этом контексте лозунг эпохи Просвещения «Осмелиться думать самому»
приобретает актуальность и для нашего времени.

Иными словами, мыследеятельность индивида должна развертываться
не только в сфере экономики материального или социального, но
и его экзистенциального благоденствия.

Начиная с 80-х годов прошлого века происходит усиливающееся проникновение
философских концепций, заимствованных, в первую очередь, из феноменологии
и экзистенциализма, в практику психологов и психиатров.

Этот симбиоз приводит к возникновению в качестве альтернативы
традиционному психоанализу новых форм взаимодействия философского
дискурса с обыденным сознанием, новых практик и технологий по
развитию экономик экзистенциального благоденствия индивидов.

В 1981 году немецкий философ Герд Ахенбах (Gerd Achenbach) вводит
в обиход «философскую практику» по аналогии с психоаналитической
практикой.

Философская практика предполагала проведение диалога между профессиональным
философом и посетителем, который обращается к философу за поддержкой
с целью совместного обсуждения различного рода проблем, начиная
от онтических проблем самого посетителя и до онтологических проблем
бытия.

Принципы философской практики, сформулированные Ахенбахом, заключались
в открытой, свободной форме ведения диалога между философом и
посетителем, спонтанном и ситуативном характере их коммуникации,
инициации посетителя философом к самостоятельному размышлению,
отказе философа от использования в диалоге академических догм,
концепций и терминологии.

Философская практика, таким образом, выступала в форме аналога
существующего института организационно-управленческого консультирования
индивида по анализу и разрешению его проблем, но только не в хозяйственной
сфере обычной микроэкономики, а в сфере индивидуальной экономики
его экзистенциального благоденствия.

Философская практика прижилась, что свидетельствует о ее востребованности,
и в настоящее время существует широкая международная сеть, объединяющая
организации и отдельных лиц, использующих философскую практику.

Появилась некая разновидность философской практики, которая себя
обозначила теперь именно как философское консультирование по прямой
аналогии с управленческим консультированием.

К этому можно добавить возникновение горячих телефонных линий
философского консультирования, предназначенных, по-видимому, для
консультирования профессиональными философами лиц, находящихся
в стрессовых пограничных ситуациях.

Несколько позже французский философ Марк Соте (Marc Sautet) выступил
в Париже с идеей «Философское кафе».

Начиная с 1992 года, в кафе под названием «Кафе маяков» (Cafе
des Phares), расположенным в Париже на площади Бастилии, 7 и известным
как первое французское философское кафе, или сокращенно по-французски
«кафе-фило», каждое воскресенье, в 11.00 происходят дискуссии
на любую тему, предложенную участниками, среди которых есть и
завсегдатаи, и просто случайные посетители.

При этом обязательным условием является проведение обсуждения
в форме философского дискурса, что, в определенной мере, обеспечивается
модератором обсуждения, который, впрочем, не обязательно является
профессиональным философом.

Проект философского кафе (ФК) оказался жизнеспособным, и за двенадцать
лет своего существования этот феномен приобрел значительные масштабы.

В настоящее время существует международная сеть ФК, которая объединяет
около 20 ФК, расположенных непосредственно в Париже, около 30
ФК в пригородах Парижа, около 130 ФК во французской провинции
и около 80 ФК в различных странах мира, к которым относятся страны
ЕС, США, Южная и Центральная Америка, Юго-Восточная Азия.

Принципы функционирования ФК были сформулированы на 2-ой международной
конференции по ФК, организованной во Франции в 2000 году.

Эти принципы заключаются в следующем:

- Открытость ФК для любых участников в независимости от их социального
статуса, происхождения, пола, возраста, образовательного и культурного
уровня.

- Спонтанность состава участников и тем дискуссий ФК.

- Выбор голосованием среди тем дискуссии, предлагаемых участниками
ФК.

- Автор принятой темы дает вначале ее краткое представление.

- Участники дискуссии слушают говорящего, не перебивая его, и
просят предоставления им слова в дискуссии.

- Автор темы дискуссии имеет право на выступление в любое время.

- Еще не выступавшие участники имеют приоритет на выступление
перед уже выступавшими.

- Модератор сопровождает дискуссию, своим примером демонстрируя
сдержанность и требовательность.

- Автор темы в конце подводит итоги дискуссии.

- В последующем возможна подготовка краткого письменного резюме
проведенной дискуссии с приведением библиографических ссылок для
последующей раздачи участникам дискуссии.

По сути дела ФК является, в некотором смысле, практикой философотерапии
участников, в рамках которой происходит спонтанное объединение
их индивидуальных экономик в целях использования эффекта групповой
синергии для повышения экзистенциального благоденствия каждого
из участников посредством процессов генерации, структуризации,
критического осмысления, обмена и дарения мыслей, идей, концепций.

Рост экзистенциального благоденствия участников выражается следующими
факторами:

* Личный экзистенциальный опыт становится более ясным и осознанным

* Личная реакция на внешние факторы меняется от рефлекторной на
рефлексивную

* В ходе размышлений осуществляется переход от мнений к идеям,
от штампов к обоснованным суждениям

* Экзистенциальные проблемы обозначаются, осмысливаются и, по
возможности, разрешаются

* Формируется и развивается идентичность личности, свободная от
навязываемых стереотипов массовой культуры и СМИ

* Происходит гармонизация обыденных, научных и философских точек
зрения на мир

* Расширяются и обогащаются коммуникационные контакты с людьми

* Становятся более конструктивным социальные и политические оценки

В конце 2002 года в Петербурге на базе Техно-Арт-Центра на Пушкинской
10 было создано первое российское ФК.

После начального периода замешательств и поиска формата, адекватного
российской ментальности, это ФК стабильно функционирует вот уже
2 года.

Подробная информация о создании и деятельности этого ФК дана в
сетевой статье «Национальные
особенности петербургского кафе-фило»

В перспективе рассматривается возможность тиражирования опыта
первого российского ФК в другие города России.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка