Белый негр и манекены

Никто

В свое время врачи изменили ему цвет кожи, и теперь у него прогрессирует
заболевание «витилиго», которое съедает пигмент и негативно отражается
на внешнем виде певца. Внешний вид покрывается белыми пятнами,
которые ему — черному! — приходится тщательно пудрить перед выступлениями...

Не меньший интерес публики вызывают белые пятна в личной жизни
Джексона. Например, утверждают, что он повсюду возит с собой 17
великолепно сделанных манекенов — 11 детей и шесть взрослых. Неприхотливые
газетчики считают, что у Джексона «едет крыша» — дескать, он ведет
замкнутый образ жизни, вот и компенсирует таким образом недостаток
общения. Но если бы всё было так просто!..

В знаменитом Шартрском соборе, сгоревшем в XIII веке, хранилась
«животворящая» статуя. Знаете, кого она олицетворяла? Черноликую
богиню!.. Согласно историческим хроникам — Исиду, но как египетская
Исида, да еще «черноликая», могла оказаться в инквизиторской средневековой
Европе?..


***

Эта история начинается 31 января 1686 года — в один из самых страшных
дней в истории христианства. В этот день «король-солнце» Людовик
XIV отдал приказ полностью уничтожить общину вальденсов, которые
уже несколько веков подвергалась жесточайшим гонениям. Вальденсы,
называвшие себя «совершенными», появились в конце XII века на
юге Франции. Их предводитель, лионский купец Пьер Вальдо, раздал
свое имущество и проповедовал нищенство. Его последователи отказались
от услуг священников и даже отрицали католический догмат о Христе
— каждого человека они считали непосредственно «сыном Божьим».

Оставшиеся после разгрома вальденсы бежали в глубь Альп. Там протестантский
проповедник Анри Арно собрал среди них несколько сотен защитников
своей новой веры, вторгся в Италию и начал партизанскую войну
в Пьемонте. К началу XVIII века большая часть изгнанников смогла
вернуться в родные края. Но многие, подобно десяткам тысяч других
протестантов, отправились за океан. Часть их проявилась на севере
США, где возник и существует поныне город Вальдес. Следы же тех,
кто отправился колонизировать будущие южные штаты — Джорджию и
Луизиану, долгое время считались потерянными...


***

Зловещий гаитянский культ Вуду возник в середине XVIII века на
самом загадочном в мире острове — Гаити. Впервые он был описан
в книге анонимного французского автора и долгое время бродил по
Европе в красном кожаном переплете с готическими буквами: «L'Essai
sur l'Esclavage». Эта книга увидела свет примерно в 1750 году.

Само слово «Вуду» происходит от креольского «Vaudoux», означающего
«негритянский волшебник». Но первоначальная французская форма
слова была таковой: Waldensian.

Waldensian — термин, которым французские колонизаторы называли
суеверия и секретные обряды африканских рабов. Главной приметой
колдуна Вуду является лицо, вымазанное белой золой. Магические
знаки во время обрядов Вуду непременно рисуются мелом — белый
цвет ублажает духов Лоа. В то же время в фольклоре американских
негров южных штатов существует фигура «белого господина», воплощающего
загадочное абсолютное зло. Во время ритуальных празднеств «белого
господина» изображал негр с лицом и руками, вымазанными белой
краской...

Вы, кстати, помните негра Джима из «Приключений Гекльберри Финна»,
который перевязывал волосы на голове нитками, чтобы «отпугивать
ведьм»? Так вот — он тоже был вудуистом!.. И как же тут не вспомнить,
что именно от вудуистских мрачновато-веселых праздников «Марди
Гра» в столице Луизианы пошел сперва джаз, а потом и вся нынешняя
поп-музыка...

Говоря о происхождении поп-музыки, надо учитывать теорию «культурно-исторического
изоморфозиса», изобретенную восемьдесят лет назад немцем Освальдом
Шпенглером. Согласно этой теории всё самое замечательное в культуре
случается от того, что разные народы, перенимающие друг у друга
те или иные обычаи, делают это в корне неправильно.

Скажем, после победы в Гражданской войне вместе с армией янки
в Луизиану пришли военные оркестранты, немедленно пропившие свои
дудки в тамошних кабаках. Освобожденные рабы нашли эти дудки и
принялись в них дуть. Но у них получалось плохо, потому что марши
военных оркестров рассчитаны на сильную долю, тогда как африканцы
воспринимают исключительно слабую. В результате у рабов получился
«свинг» — от слов «хей, бадди, вот зе факин свинг ду ю дуин» («эй,
парень, тебе только свиней пасти»). То же самое произошло с роялем:
вместо Шуберта и Шопена у негров стал получаться «рэг-тайм» —
от слов «ноу, баддиз, ай’лл бете гона тейк сом рэг-тайм тил зис
мазафака плейн пьено» («нет, ребята пойду-ка я лучше проблююсь,
пока черномазый играет»).


***

Может быть, вы спросите, при чем тут черноликая богиня? Это легко
понять, если вдуматься в мистический смысл Реформации, одним из
результатов которой был исход вальденсов в болота Луизианы. Реформация
знаменовала переход к индустриальной культуре. Взалкавшие освобождения
от власти попов и феодалов городские ремесленники-протестанты
оторвались от «почвы», нарушили установленную церковью социальную
иерархию, выражавшуюся в модели под названием «лестница Иакова»:
снизу скачет мелкий бес, чуть выше — роются кроты и дождевые черви,
затем — хлебопашцы, выше них сидит в башне барон, выше летают
птицы, еще выше — ангелы, а венчает и одновременно скрепляет всю
цепочку — Господь Бог. Перемена звеньев в человеческой части лестницы
недопустима и противоестественна так же, как и в любой другой:
не дело, если черви станут летать по небу, а птицы — перерабатывать
их объедки в гумус!.. К тому же роль хлебопашца-крестьянина в
«лестнице Иакова» была не так уж скромна: ведь именно хлебопашец
является физическим медиумом между Нижним (земляным) и Срединным
(воздушным) мирами; представление же о ярусном строении мира было
наследовано христианством через посредство шаманических культур
из великой африканской Традиции...

Выбеленному на вудуистский манер представителю этой Традиции исполняется
сегодня 45 лет. Минимум 20 из них (если считать от песенки «Билли
Джин») он является любимцем белой протестантской Америки. Теперь
вы знаете, почему.

Последние публикации: 

X
Загрузка