Комментарий |

Диакон Кураев

Отношение к диакону Андрею Кураеву в церковной среде известно какое
- несмотря на то, что книги его можно найти в храмах каждого
города, чтение его среди прихожан считается моветоном, а
батюшки не прочь подзаработать очки консервативного авторитета
при помощи брезгливой мины в адрес отца Андрея. Мало того,
многие известные мне лично люди, которые пришли в Церковь
после чтения рационалистических риторических спорящих книг о.
Андрея, через некоторое время стыдливо начинали прятать
«кураевские вирши» в глубину полок.

Воцерковлённым людям книги миссионера - любого миссионера -
действительно не нужны. Удивляет другое - воцерковлённый человек,
если он действительно ВОЦЕРКОВЛЕННЫЙ, должен очень трезво
ощущать то, что не исключительно его умом и волей он идёт к
Истине. С Божьей помощью - да, разумеется. Но и всех тех людей,
кто сказал слово, заставившее проснуться, задуматься - о них
должна быть память, благодарность им должна быть в сердце у
православного человека? Миссионер это детоводитель ко
Христу, как Ветхий Завет, как античная философия согласно
Клименту Александрийскому. Естественно, миссионерство искусительно
- это работа пограничника - на грани языковых пространств, в
преодолении конфликта интерпретаций. Но всё-таки для многих
новорожденных в святом Крещении честно было бы вспомнить,
что стояло на его «детской» полке в серии «Моя первая книжка»
- и не быть неблагодарной свиньей (уточню, лично мои
«первые книжки» были иными - я сейчас пишу это со взглядом со
стороны).

Мне далеко не всё было интересно в творчестве отца Андрея - его
бесконечная полемика с рерихианцами, допустим, меня особо не
задевала - по простой причине: я ни одного «рерихианца» и
«блаватовца» моего поколения не знаю - в нашей среде встречаются
кроулианцы, немереные ариософы, поклонники асовых и
сварогов, верящие в возвращение Адольфа Гитлера из Антарктиды на
подводной лодке, как учит чилиец Мигель Серрано, кастанедовцы,
растаманы, а вот этих нет. Ни одного. Их «великую идею»
прибило пыльным мешком не благодаря проповедям, а исключительно
благодаря вполне земным ветрам моды. Когда рерихианцы
устроили выставку в читальном зале ивановского университета (к
позору этого в каком-то смысле родного мне учебного заведения),
мы пару раз с одним иеромонахом повесили глумливые листовки
- оказалось же, что это никому не надо: клюнувших на
блестючие сокровища рерихианства среди учащейся молодёжи просто не
обнаружилось (чего не скажешь о преподавательском составе).

Время изменилось, поколения сменились. Лично мне показались
предельно актуальными другие - трезвые работы отца Андрея о
проблемах самосознания паствы САМОЙ Православной Церкви. Это «О
нашем поражении», «Оккультизм в Православии» - уверен, что
именно из-за этих книг отец Андрей нажил себе уйму врагов среди
духовенства... Зачем всё это пишу? Вышла новая книга, href=http://www.radrad.ru/new/radio/efir.asp?radioID=17>направленная
не на борьбу с плесневелыми мозгами рерихнутой
пенсионной совковой интеллигенции, а на излечение
внутрицерковных проблем - «Гарри Поттер - между анафемой и улыбкой». Это
одна из книг о. Андрея, которую полезно читать ИМЕННО
«воцерковившемуся» народу (проблема в том, что именно люди, в адрес
которых направлена эта книга, читать её не будут -
предпочтут пририсовать рога и копыта её автору). А ведь правда же
написана.

Постоянно выходят в неких благословленных важными духовными лицами
издательствах книги, являющие собой неграмотные
псевдобогословские пасквили на русскую литературу, на современную
культуру, на детские сказки, на рок-музыку ту же самую. Ни к чему
кроме дискредитации Церкви в её миссионерском пространстве не
приводящие. Как я находил страстные обличения западного
рока ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на сатанистских сайтах (в виде
доказательства, что мы идиоты), так сейчас там же выкладываются (с той же
целью) «откровения» неграмотных монашествующих дур на тему
Толкиена, книг про Поттера и т.п.

У отца Андрея в последней книге есть глава «Когда стыдно быть
православным»... И ведь весь этот ужас - не следствие
многоголосицы, как свойства свободного соборного мышления, это какой-то
болезненный надрыв. Помню свои ощущения среди паствы одного
хорошего батюшки, по миссии близкого к старцу, я думаю,
вполне типичной паствы... Людей подвозят на машине до города, за
окном обычно машут с обочины талончиками на бензин. «Это
так наркотики распространяют, даже здесь уже» -
многозначительно сообщает паства. В ожидании встречи с батюшкой за чаем -
«А вы знаете, на кладбище N регулярно собираются по вечерам
сатанисты и проводят чёрные мессы?» Удаётся сообразить, что
там просто поклонники одного умершего всероссийски
известного панк-музыканта банально бухают портвейн возле могилы -
таких поминальщиков «сатанистов» у нас 80% населения. «А вы в
курсе, что в двух небоскрёбах, уничтоженных самолётами, 200
ТАЙНЫХ! членов Церкви Сатаны Ла Вея не вышли на службу именно
в это утро?» - конечно, регулярно посещающие кальвинистские
молельные дома примерные христиане Буш и компания не при
чём - сатанисты же настолько тайные, что ни один американский
журналист (конечно же, купленный сатанистами) про это не
просёк, обыграли заодно ЦРУ и ФБР (там тоже сатанисты, поэтому
всё просто), остались вне поля всех зрений ВООБЩЕ - кроме
прорицательнейших старцев, которым Святой Дух открыл правду...
Ну понятно, что попытка защитить «Битлз» после начала
увещевательного разговора о тайном посвящении не помню кого
сатане приводит к недоуменному сожалеющему взгляду - «и этот
попался»...

Одно из самых тяжелых и чреватых искушениями испытаний - это встреча
с собравшимся в одной харизматической точке «народом
Божиим» - ведь такого иррационального ужаса в среде любых хипей,
нацболов, рок-н-ролльщиков тех же самых не встретить - я
видел более параноидальную обстановку - в «партии» «Мёртвая
вода» - когда руководитель её ковровского отделения (он после
попал в дурдом), услышав, что я сомневаюсь в интеллектуальной
ценности их идей, попросил показать мне руку (я наивно не
понял зачем) и произнёс мне: «Странно, печати Сатаны у тебя на
руке нет, почему же ты жидовски критикуешь русских
патриотов и концепцию Богодержавия»...

Но ведь это ж оккультная секта - у них и ДОЛЖНА крыша ехать. Церковь
же ИСТИННА - неужели впрямь последние времена настают... Да
никто ж не спорит, что пред лицом Антония Великого и
Силуана Афонского вся суета толкиенов, битлов и янок - просто
суета. Так в том-то и дело, что не горят глаза у обитателей
«тёмного царства», что прикрываются они и СУДЯТ их именем. Зато
видны у обитателей этого царства калоши господина Беликова и
полная уверенность в своей непогрешимости евангельского
фарисея. Страх виден - не Божий страх, страх бесов - везде,
из-под тумбочки, из песни, из книги...

P.S. Один очень светлый и замечательный, дорогой мне человек
перестал почти ходить в храм, когда его забили по причине трудной
его жизненной ситуации прихожане - не помогая в близости
отчаяния, а наставляя в единственно правильных (невозможных
«если бы да кабы») решениях и переосвящая после его
прикосновения чётки. Легко сказать, что по гордыне почти перестал. Не
рискну. А человек от боли, от отчаяния читает сказки. Как
ребёнок. Подозревает, что может такое случиться, что умрёт он -
со здоровьем плоховато. И другой человек-сказочник ему
рассказал, что нужно просто любить, ждать и молиться. Господу
нашему Иисусу Христу. И тогда отсюда заберут эльфы. Домой.
«Ведь эльфы же все православные» - сказал человек...

P.S. У отца Андрея хорошо сказано про тысячи и тысячи душ,
потерявшихся благодаря правоте «ревнителей благочестия»: «Отряд не
заметил потери бойца, / Анафематизмы допел до конца».

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка