Православная метафизика и православный этос хозяйства

=В основе православной метафизики, определяющей православный этос
вообще и хозяйства в частности, лежит учение о теозисе,
апокатастазисе (восстановлении) и сотериусе (спасении) мира.
Необходимость теозиса, апокатастазиса и сотериуса определена,
во-первых, апостасией и катастасией мира и, во-вторых,тем, что
"созданная из ничего тварь и существует над бездною
ничтожества, готовая в нее низвергнуться"(св.Афанасий
Александрийский- В кн.:Г.Флоровский Восточные отцы церкви IV
века.,М.,1992,с.31)

= Духовно- практическим содержанием теозиса и апокатастасиса
является "умное делание"(св. Григорий Палама) - дело "вразумления",
духового преображения мира.

=В "умном делании" неслитно и нераздельно соединены друг с другом две стороны:

а) восхождение по ступеням метанойи, аскезы и феории к совершенству,
свободе, святости - икономия, домостроительство души,
которое завершается рождающейся в бесстрастии души "крышей"
святости(ав. Дорофей, ав. Евагрий);

б) восхождение по ступеням метанойи аскезы и феории к совершенному
миро- и богопознанию,"истинному ведению сущего"(ав. Евагрий),
которое завершается "крышей" Христова, духовного Ума (ап.
Павел, св.Дионисий, Григорий Палама).

=Христов Ум, святость, феория, с ее таинственными созерцаниями
образуют структуру православного Разума, опираясь на который,
православный христианин выстраивает свой этос - устойчивый
стиль, манеру личностной и соборной жизни.

=Православный Разум вместе с Верой и Благодатными божественными
энергиями есть меч, шлем и щит (св. Макарий), которые даны Богом
для жизненного подвига" "трудничества" и"духовной брани",
подвига очищения, просветления и совершенства (св. Макарий,
св.Дионисий Ареопаг), ибо "ветхий человек совлек с себя
одежду совершенства и носит одежду царства тьмы, одежду хулы,
гордыни, неверия, небоязненности, тщеславия, сребролюбия,
похоти и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища
(св. Макарий. Духовные беседы - Добротолюбие, М.,т.1,с.159).

=Трудничество - труд очищения души и жизни от нечистот зла; духовная
брань - труд просветления и возвышения души и жизни в
борьбе с видимыми и тайными страстями, образуют этос православной
жизни в миру.

=Нет отдельно православной этики экономики, политики, права, науки,
быта - есть православный этос, осуществляемый в хозяйстве,
политике, праве, науке, быту; этос "быть самим собой" -
воином Христа, ибо "он (христианин- В. В.) не напрасно носит меч;
он божий слуга, отомститель в наказание делающему
злое"(Рим.,13,4). Нет априорной нравственности или безнравственности
тех или иных сфер мирской деятельности, ибо, во-первых, на
всех них лежит и печать катастазиса, печать падшести и печать
благодати Святого Духа, во-вторых, они есть выражение,
объективация, проекция духовно-душевного склада и уклада
участвующих в них людей.

=Очищение, просветление, духовное преображение мира, от "одеяний
царства тьмы", православный - следуя своему этосу - начинает с
себя, ибо "спасись сам и вокруг тебя спасутся
тысячи"(св.Серафим Саровский). Наказание, делающему злое, надо первично
принять самому и смиренно следовать:"любите грешника при
непримиримой ненависти ко греху"(св.св.Исаак Сирин)

=В своей любви к грешнику и ненависти ко греху православный
усматривает в икономии (построении, устроении, укладе) хозяйства,
политики, права, быта,.. , выражение, артикуляцию,
объективацию икономии души, институализацию, социализацию результатов
борьбы Бога и дьявола в ней.

=Социализированным, институтализированным в обществе может быть как
определенное, установленное в Боге: Истине, Свете, Добре,
Любви, Красоты,..., так и определенное искажениями падшести
души, ее"повапленностью" похотью власти, богатства,
честолюбия, гедонизма,...

=Обвнешвленное, объективированное в "социальном дискурсе"
духоносное, преображенное, чистое в душе образует
православно-христианский склад и уклад жизни, православную социальность,
православную икономию социума.

=Главным в этой икономии является: делание христовых заповедей,
несение тягот друг друга, хранение совести о Боге, людях и вещах
(св.Дорофей), соборное со-трудничество, со-гласие,
со-чувствие, со-участие в "любви к грешнику и ненависти к греху","в
наказании делающему злое".

=Делание заповедей, несение тягот, хранение совести и соборности
образуют конститутивные элементы икономии социума, ее
внутреннюю форму - структуру, которая организует,оформляет
вещественно-орудийную, интерсубъективную, знаково-символическую среду
жизни православного христианина, т.е. преображает "лежащий
во зле", но не злой сам по себе мир. =Все в мире: хозяйстве,
политике,праве, науке, быту,..., что агонально
антагонистично структуре нравственной икономии социума, православной
социальности, то для православного греховно, не от Бога, а от
Дьявола...

=Православный, поэтому отрицает(и не может не отрицать) нравственную
правду тех форм социальной жизни, которые агональны
деланию, несению, хранению, соборности: есть их негация, вызов им.
По своей сути эти формы есть формы отчуждения от человека
его достоинства, его безусловного значения как "образа и
подобия Бога". Эти формы превращают другого человека в материю,
орудие, средство достижения чужих целей, решения чужих задач,
воплощения чужих проектов. Эти формы отчуждают и
присваивают чужой труд для личной или корпоративной наживы,
присваивают чужую волю и сознание для личного или корпоративного
господства, власти,присваивают чужую телесность и чувственность
для эгоистического наслаждения ею.

=Концентрированным выражением таких форм является частная
собственность
с ее нормой жизни по законам торгашеского общества
всеобщей продажности и всеобщего употребления, всеобщего
"постава"(М.Хайдеггер).

=Частная,частичная, партикулярная собственность есть кража чужого
труда (Прудон), есть нажива на чужом труде людей, превращенных
полицейским или экономическим насилием(они неразрывны) в
скотов, в рабов "зарплаты", просто в рабов. Этизировать
частную собственность означает просто создать "воровской кодекс",
в который включено правило "заботы" об ограбленных так,
чтобы кражу можно было многократно повторять, ибо богатый это
вор или сын вора (о.М.Булгаков)

=Православная икономия социума утверждает нравственную правду
трудовой собственности в ее личной, коллективной, государственной
форме, собственность общего дела из общего смысла - обожения
по общим нормам делания заповедей, несения тягот, хранения
совести.

"Он <Бог> в преизбытке даровал нам <благодать> во всякой премудрости
и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему
благоволению, которое Он прежде положил в Нем <Христе>, в устроение
<икономию> полноты времен, дабы все небесное и земное
соединить под главою Христом"(Еф. 1:9-10;)

X
Загрузка